г. Самара |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А65-3356/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 по делу N А65-3356/2018 (судья Абдуллаев А.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России",
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан,
о признании незаконным и отмене постановления от 18.01.2018 N 143/з по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления N 143/з от 18.01.2018 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.12.2017 г. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан по адресу: РТ, г.Казань, ул.Большая Красная, д.30 поступило обращение гражданина Зарипова М.С. (per. N 8552/14 от 02.11.2017) о нарушении прав потребителя в сфере услуг почтовой связи ФГУП "Почта России".
Согласно информации, изложенной в обращении Зарипова М.С, 06.10.2017 ему была отправлена посылка (мелкий пакет) из Испании, номер почтового идентификатора RK708269883ES. Однако, как утверждает Зарипов М.С, 14.10.2017 г. посылка выпущена таможней 102976 (Шарапово), до 01.11.2017 г. посылка адресатом не получена.
По результатам отслеживания, отражаемым на официальном сайте ФГУП "Почта России", 12.10.2017 почтовое отправление N RK708269883ES прибыло на территорию России, 13.10.2017 прошло регистрацию 102976, Шарапово; принято на таможню и выпущено таможней 102976, Шарапово; 16.10.2017 сортировка 420306, Россия; 20.10.2017 покинуло сортировочный центр 433238, Карсун; 20.10.2017 прибыло в место вручения 433251, Араповка; 23.10.2017 перенаправлено на верный адрес 433251, Араповка; 01.11.2017 прибыло в сортировочный центр 102975, Шарапово; 08.11.2017 прибыло в сортировочный центр 423269, Лениногорск; 08.11.2017 ожидает адресата в месте вручения 423251, Лениногорск, то есть с нарушением сроков доставки на 18 дней. Таким образом, услуга по доставке почтового отправления адресату была оказана ФГУП "Почта России" ненадлежащим образом, с задержкой сроков доставки ее адресату.
Как следует из ответа исх.N 7.3-10/4117 от 14.11.2017, представленного ФГУП "Почта России" по запросу управления (исх.N 14/26305 от 08.11.2017) международное регистрируемое почтовое отправление (далее - МПО) RK708269883ES, направленное в адрес Зарипова М.С. по адресу ул.Дружбы Народов, д.13, г.Лениногорск, Республика Татарстан, 423251, поступило 20.10.2017 в отделение почтовой связи Араповка 433251, поскольку при приеме МПО был указан неверный адрес; 23.10.2017 МПО перенаправлено в отделение почтовой связи (далее - ОПС) Лениногорск 423251; МПО поступило в ОПС Лениногорск 423251 08.11.2017 и находится в ожидании получения, адресат о поступлении МПО на его адрес извещен.
23.10.2017 МПО перенаправлено в отделение почтовой связи Лениногорск 423251 согласно вышеуказанного адреса. МПО поступило в ОПС Лениногорск 423251 08.11.2017, и находится в ожидании получения, адресат о поступлении МПО на его имя оповещен".
При анализе приложенной копии фото с международного почтового отправления N RK708269883ES установлено, что индекс получателя указан отправителем верно (423251). Таким образом, нарушение контрольного срока пересылки посылки (мелкий пакет) на территории Российской Федерации произошло по вине работников ФГУП "Почта России".
В соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п, регистрируемой письменной корреспонденцией являются письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли, принимаемые с присвоением им ШЛИ (штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления, соответствующий РТМ 0001.01-99), с выдачей отправителю квитанции и вручаемые адресату под расписку.
В силу ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Согласно под. "а", "в" п.46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки", а также "обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора".
Административным органом 14.12.2017 составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.14.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 14.12.2017 административным органом 18.01.2018 вынесено постановление N 143/з о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии представителя общества.
Не согласившись с постановлением, ответчик оспорил его в судебном порядке.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Диспозиция части 2 статьи 14.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ является лицо, осуществляющее реализацию продукции либо оказание услуг населению. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Согласно постановлению N 143/з от 18.01.2018 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения в части нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, чем не было обеспечено оказание надлежащей услуги по доставке почтового отправления адресату в установленные сроки.
Исходя из п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно п.5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (пп.5.1.2 п.5.1); осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на службу (п.5.9); организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок (п.5.12).
ФГУП "Почта России" выдана лицензия N 108074 от 11.04.2013 на предоставление услуг почтовой связи, выданной Роскомнадзором, в соответствии с п.5 которой при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Правилами N 234.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.
Перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (раздел 10 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87) установлено, что к числу лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи отнесены: условия доставки (вручения) почтовых отправлений, указанной в лицензии (пункт 4 "г"), оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Пунктами 4 и 14 лицензионных условий осуществления деятельности предусмотрена обязанность лицензиата при оказании услуг почтовой связи руководствоваться Федеральными законами от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
Нормативные акты по вопросам организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сети почтовой связи, а также по вопросам эксплуатации средств почтовой связи, издаваемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, являются обязательными для исполнения лицензиатом.
В данном случае предприятие привлечено к административной ответственности за нарушение контрольных сроков пересылки почтовой корреспонденции между почтовыми отделениями, что само по себе не свидетельствует о получении адресатом указанной корреспонденции с нарушением установленного срока и не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Данные обстоятельства административным органом не проверялись, соответствующие выводы отсутствуют как в протоколе об административном правонарушении, так и в оспариваемом постановлении. В оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не указано, в чем выразилось ненадлежащее оказание услуг и нарушение прав потребителя.
Нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений является нарушением лицензионных требований и ответственность за совершение данных правонарушений, предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. При этом, рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье в компетенцию должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не входит, а входит в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у административного органа оснований для привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.4 КоАП Российской Федерации.
Вышеизложенный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 по делу N 305-КГ17-19022, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 по делу N305-АД17-20010.
Согласно п.9 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Несмотря на то, что допущенное правонарушение было выявлено административным органом в результате рассмотрения обращения гражданина, предприятию не вменяется оказание потребителю услуг почтовой связи ненадлежащего качества. Предприятие привлечено к ответственности за нарушение контрольных сроков пересылки корреспонденции между почтовыми отделениями, что само по себе не свидетельствует о получении адресатом указанной корреспонденции с нарушением установленного срока и не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Данные обстоятельства административным органом не проверялись. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не указано, в чем выразилось нарушение прав потребителя.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2018 года по делу N А65-3356/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3356/2018
Истец: ФГУП "Почта России", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань