г. Самара |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А55-3048/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" - не явился, извещён,
общества с ограниченной ответственностью "Азимут-СК" - Стенин Н.В., доверенность от 17 октября 2017 года,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 апреля 2018 года по делу N А55-3048/2018 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (ОГРН 1066320207315), город Тольятти Самарской области,
общества с ограниченной ответственностью "Азимут-СК" (ОГРН 1146320020110), город Тольятти Самарской области,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - 1 заявитель) и общество с ограниченной ответственностью "Азимут-СК" (далее - 2 заявитель) обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, управление) о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:568, площадью 21 880 кв.м., расположенного по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, в порядке переоформления права (постоянного) бессрочного пользования, выраженный в письме от 09.11.2017 г. N 12234 и обязании управления в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем направления подписанного проекта договора аренды названного земельного участка, заключаемого в порядке переоформления права (постоянного) бессрочного пользования.
Решением суда от 24.04.2018 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель 2 заявителя в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей 1 заявителя и управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя 2 заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителям на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0202053:568, площадью 21 880 кв.м., расположенным по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, на котором расположено нежилое здание - корпус N 2 механического участка, бытовые помещения завода, цех металлоконструкций, корпус N 1 сборочно-сварочного участка, корпус N 2 литейного участка, здание механического участка; Кадастровый (или условный) номер: 63-63-09/138/2006-203 и 63-63-09/138/2006-197, имеющее адрес: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, д. 8, строение 26 (далее - испрашиваемый участок).
18.10.2017 г. заявители обратились в управление с заявлением, в котором просили предоставить испрашиваемый участок в аренду сроком на 49 лет.
В ответ письмом от 09.11.2017 г. N 12234 управление отказало в предоставлении испрашиваемого участка в аренду по мотивам того, что к заявителям не перешло право (постоянного) бессрочного пользования, а также отсутствуют денежные средства для оценки испрашиваемого участка в целях определения годового размера арендной платы.
Считая отказ незаконным, заявители обратились в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Предоставление земельных участков после 01.03.2015 г. осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Как следует из ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с п.п. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В п.п. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом.
В силу п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ. Этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В п. 5 названной статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (п.п. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
На основании положений ст. 552 ГК РФ и п. 1 ст. 35 ЗК РФ у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Решением суда от 07.06.2017 г. по делу N А55-694/2017 было установлено, что испрашиваемый участок в силу прямого указания закона является федеральной собственностью в виду нахождения на нем нежилого помещения (бомбоубежище), являющегося федеральной собственностью.
В рамках рассмотрения данного дела было установлено, что испрашиваемый участок был образован путем раздела земельного участка кадастровый номер 63:09:0202053:548, который в свою очередь ранее был предоставлен ОАО "Союзнеруд" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с п. 1 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В п. 1 ст. 552 ГК РФ закреплено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Следовательно, с момента возникновения права собственности заявителей на помещение к ним перешло соответствующее право на земельный участок, занятый этим помещением, в данном случае это право постоянного (бессрочного) пользования.
В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" закреплено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Следовательно, годовой размер арендной платы испрашиваемого участка должен быть установлен в пределах 2 % кадастровой стоимости данного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС Поволжского округа от 31.08.2017 г. по делу N А55-26236/2016.
Проверив доводы управления относительно заявленных требований, суд правильно посчитал их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности без проведения торгов осуществляется в соответствии с административным регламентом, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.04.2017 г. N 166.
В п. 2.6 указанного административного регламента закреплено, что результатом предоставления государственной услуги является: заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование; отказ в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Судом установлено, что по результатам рассмотрения обращения заявителей управление не направило в их адрес соответствующий договор аренды, следовательно в заключении договора фактически отказано в отсутствие на то предусмотренных действующим законодательством оснований.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ пришел к правильному выводу о том, что отказ управления в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:568, площадью 21 880 кв.м., расположенного по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, в порядке переоформления права (постоянного) бессрочного пользования, выраженный в письме от 09.11.2017 г. N 12234, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы жалобы о том, что для заключения договора аренды необходимо наличие отчета об оценке рыночной стоимости права аренды, при этом на момент рассмотрения денежные средства, выделенные управлению в 2017 г. для целей оценки объектов недвижимости, являющихся собственностью РФ и права аренды на них, были законтрактированы в полном объеме, проверен апелляционным судом, однако не может служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку судом правильно учтено, что в силу положений п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 г. N 212-ФЗ), в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Изменение годового размера арендной платы может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, в рассматриваемом случае, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает несостоятельной ссылку управления о том, что издание им распоряжения о предоставлении в аренду участка и заключение договора аренды станет возможным после получения управлением результатов оценки рыночной стоимости права аренды участка, оформленного отчетом об оценке, в целях возможности его применения при определении размера арендной платы за пользование участком.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 апреля 2018 года по делу N А55-3048/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.