г. Челябинск |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А34-1537/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30 марта 2018 г. по делу N А34-1537/2018 (судья Деревенко Л.А.).
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Региональному Фонду поддержки агропромышленного комплекса (далее - заинтересованное лицо, Фонд поддержки АПК) о взыскании штрафных санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 500 руб. за отчетный период апрель 2017 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд не согласился с решением суда в полном объеме и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе указывает, что с учетом пропуском срока для устранения выявленных замечаний, заинтересованным лицом были представлены недостоверные сведения по форме СЗВ-М за отчетный период апрель 2017 года, в связи, с чем к нему подлежат применению финансовые санкции установленные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд поддержки АПК зарегистрирован 19.05.2016, о чём ИФНС по г. Кургану в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1164501053750, ИНН 4501208504, состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 055-004-045273 (л.д. 22).
Фонд поддержки АПК является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Заинтересованным лицом 13.05.2017 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период апрель 2017 года (л.д. 16- 17).
Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2017 года представлены страхователем в установленный срок. 03.07.2017 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2017 года (л.д.19-20).
При проверке формы СЗВ-М за апрель 2017 года (дополняющей), предоставленной 03.07.2017, орган Пенсионного фонда выявил нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившиеся в том, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период апрель 2017 года направленные 13.05.2017, были представлены не в полном объеме (акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства N 055S18170002820 от 01.08.2017 л.д. 7).
По результатам рассмотрения указанного акта заявителем сделан вывод, что учреждением в исходной форме СЗВ-М за отчетный период апрель 2017 года представленной 13.05.2017 на 2 застрахованных лиц отсутствовали сведения на 1 застрахованное лицо, что подтверждается формой СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2017 года, представленной 03.07.2017.
Таким образом, сведения представленные учреждением за апрель 2017 года - 13.05.2017, содержали неполные и (или) недостоверны данные, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ к страхователю применены финансовые санкции, предусмотренные статьей 46 Федерального закона 212-ФЗ, статьёй 27 Федерального закона 167-ФЗ, статьёй 17 Федерального закона 27-ФЗ с указанием на состав правонарушения "ФЗ-27 Статья 11 п. 2.2 (неполнота и недостоверность)" в размере 500 руб. (решение от 06.09.2017 N 055S19170002895, л.д. 11). Решение вынесено в отсутствие представителя страхователя.
На основании указанного решения Управлением выставлено требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.09.2017 N 055S01170138923, направленное заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 17.10.2017 (л.д. 13).
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Из материалов дела следует, что страхователь первоначально представил отчётность формы СЗВ-М за апрель 2017 года в целом по организации 13.05.2017, то есть в установленный законом срок.
В связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных, 03.07.2017 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчётный период апрель 2017 года.
Данные документы и исходные и дополняющие приняты заявителем без ошибок.
Осуществив проверку поданных дополняющих индивидуальных сведений, Управление пришло к выводу о представлении недостоверных сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, в связи с чем, вынесло решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 500 руб. (в отношении каждого застрахованного лица).
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции при принятии заявителем решения, Управлением не учтено следующее.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчётный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
При этом Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учёта сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного (пятидневного) срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчётности.
Учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за апрель 2017 года направлены страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок, а неполнота изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена страхователем путём направления корректирующих сведений, у Управления, которое только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провело проверку представленных сведений, отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Кроме того, судом установлено существенное нарушение процедуры привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, с чем апелляционная инстанция соглашается в силу следующего.
Как предусмотрено статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Как установлено судом, в адрес заинтересованного лица поступил акт, в котором указано, что рассмотрение акта будет проходить 05.09.2017 в 10 час. 00 мин. При этом решение по результатам рассмотрения акта принято 06.09.2017.
С учетом этих обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности, а потому оснований для удовлетворения заявленных управлением требований о взыскании с заинтересованного лица финансовых санкций не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30 марта 2018 г. по делу N А34-1537/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации г.Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.