город Ростов-на-Дону |
|
04 июля 2018 г. |
дело N А01-3286/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Схаплок А.К. - представитель по доверенности от 15.12.2017
от заинтересованного лица: Чич Р.М. - представитель по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 03.05.2018 по делу N А01-3286/2017,
принятое судьей Парасюк Е.А.
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660 ОГРН 1022301427268)
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - ПАО "Кубаньэнерго", общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - управление; УФАС России по Республике Адыгея; антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2018 N 3273 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом при принятии и обработке заявки на осуществление технологического присоединения в отношении ИП Полякова М.А. не было допущено нарушений законодательства, обществом виновных действий не допущено.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ПАО "Кубаньэнерго" состава вмененного правонарушения, основания для удовлетворения поданного обществом заявления в данном случае отсутствуют.
Публичное акционерное общество Энергетики и электрификации Кубани обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.05.2018 отменить. В апелляционной жалобе ПАО "Кубаньэнерго" указало, что действовало в полном соответствии с п.2 Правил недискриминационного доступа, нарушений законодательства при принятии и обработке заявки на осуществление технологического присоединения в отношении ИП Полякова М.А. допущено не было. Также, заявитель указывает, что законодательство не регламентирует обязательной однократности требований сетевой организации по предоставлению недостающих документов или сведений. Общество считает, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, выразившееся в неприменении положений п.2 Правил недискриминационного доступа, п.п.9, 12.1, 15 Правил N 861.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражало на доводы апелляционной жалобы, настаивало на законности вынесенного судом первой инстанции решения. Просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.10.2017 индивидуальный предприниматель Поляков Максим Павлович обратился в филиал ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Письмом от 03.10.2017 N АдЭС/113/1865 филиал ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети сообщило Полякову М.П. о необходимости предоставления выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
11.10.2017 ИП Поляков М.П. представил выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Письмом от 18.10.2017 N АдЭС/120/2288 филиал ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети сообщило Полякову М.П., что в заявке некорректно указано наименование энергопринимающих устройств.
31.10.2017 Поляков Максим Павлович обратился в УФАС по РА с заявлением, в котором указал, что считает, что филиал ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети препятствует технологическому присоединению к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго".
УФАС по Республике Адыгея, рассмотрев заявление предпринимателя от 27.10.2017, установило в действиях ПАО "Кубаньэнерго" нарушения пункта 15 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением правительства РФ от 27.12.2014 N 861 в части нарушения сроков выдачи проекта договора и технических условий согласно поданной заявке N З 04-04-0400-17-01737806 от 02.10.2017 в целях технологического присоединения энергопринимающего устройства "Авто газозаправочная станция", расположенного по адресу: Республика Адыгея, р-н Майкопский, х. Северо-Восточные сады, кадастровый номер 01:04: 5711002: 516.
04.12.2017 в отношении ПАО "Кубаньэнерго" оставлен протокол об административном правонарушении N А-172/17.
18.12.2017 вынесено постановление по делу N А-172/17 о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Субъектами административного правонарушения могут быть как должностные, так и юридические лица.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Договор является публичным.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им требований данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 8 Правила N 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Пунктом 9 Правил N 861 предусмотрено, что в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения: реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; место нахождения заявителя; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов; количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств; заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения; величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии); необходимость наличия технологической и (или) аварийной брони, определяемой в соответствии с требованиями пункта 14(2) настоящих Правил; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям; наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Согласно пункту 10 Правил N 861 к заявке прилагаются следующие документы: план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя; перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства); для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин.
Пунктом 15 Правил N 861 определено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 861 контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям возложен на Федеральную антимонопольную службу.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861 сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ИП Поляков М.П. 02.10.2017 обратился в филиал ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям по форме, установленной сетевой организацией, указав в ней все предусмотренные Правилами сведения и приложения.
Из материалов дела следует, что в ответ на заявку ПАО "Кубаньэнерго" направило в адрес ИП Полякова М.П. письмо N АдЭС/113/1865, в котором указало на необходимость представления выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Также, в последующем ПАО "Кубаньэнерго" в ответе на запрос сообщило, что заявка не содержала сведений о наименовании энергопринимающего устройства потребителя.
Пунктом 12.1 Правил N 861 установлено, что в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны: а) сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "и" - "л" пункта 9 настоящих Правил; б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта); г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем, в том числе, к которым относится ИП Поляков М.П., должны быть в зависимости от конкретных условий указаны в том числе, наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
В заявке, направленной в ПАО "Кубаньэнерго", в разделе "наименование энергопринимающего устройства" указано "Автозаправочная станция" "выносной пункт учета" - 04 кВт., при этом, каких-либо, специальных требований к указанию заявителем наименования энергопринимающего устройства в Правилах N 861 не усматривается.
Заявка ИП Полякова М.П. была принята филиалом ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети без указания на отсутствие каких-либо приложений. Судом первой инстанции верно установлено, что заявка ИП Полякова М.П. содержала в качестве приложения выписку из ЕГРИП, о чем была сделана соответствующая отметка. Кроме того, 11.10.2017 ИП Поляков М.П. дополнительно представил в адрес сетевой организации выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Также, из текста заявки следует, что ИП Поляков М.П. указал наименование энергопринимающего устройства - "Автогазозаправочная станция "Выносной пункт учета" - 0,4 кВт, расположенного по адресу: Республика Адыгея, р-н Майкопский, х. Северо-Восточные сады, кадастровый номер 01:04:5711002:516.
Повторно изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает правомерным и обоснованным вывод о том, что ИП Полковым М.П. порядок подачи заявки, а также установленные Правилами Правил N 861 требования к ней и приложениям были соблюдены.
В нарушение действующего законодательства, а именно пункта 15 Правил N 861 проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в срок до 17.10.2017 не направлены.
Изложенные в жалобе доводы общества о том, что заявка не содержала необходимых сведений, а также, о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права являются несостоятельными и не опровергают наличия правонарушения, выразившегося в нарушении срока, предусмотренного пунктом 15 Правил N 861.
Являясь лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, общество должно принимать своевременные меры к обеспечению соблюдения правил технологического присоединения в отношении всех обратившихся лиц, в том числе применительно к планированию строительства новых сетей.
Обществом не представлено доказательств принятия всех необходимых мер в целях недопущения совершения правонарушения.
Факт несоблюдения требований пункта 15 Правил N 861 подтверждается представленными материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 04.14.2017 N А-172/17, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Таким образом, событие вмененного обществу правонарушения и вина самого общества в совершении допущенного им правонарушения является доказанными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые могли бы стать основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.05.2018 по делу N А01-3286/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.