г. Санкт-Петербург |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А56-31899/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14965/2018) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2018 в виде резолютивной части по делу N А56-31899/2018 (судья Дорохова Н.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254, дата регистрации: 13.01.1993, место регистрации: Россия, 191015, город Санкт-Петербург, улица Кавалергардская, 42) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7729314745, ОГРН: 1027700430889, дата регистрации: 21.01.2002, место регистрации: Россия, 105005, город Москва, улица Спартаковская, дом 2Б) 141 853 руб. 49 коп. задолженности по договору от 26.05.2017 N 32-042279-Б-ВО на водоотведение за период с 01.11.2017 по 30.11.2017, 84 руб. 57 коп. пеней, начисленных за период с 25.12.2017 по 26.12.2017 в соответствии с пунктами 6.2 статей 13,14 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт -Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2018 в виде резолютивной части иск удовлетворен частично: суд взыскал с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" 141 853 руб. 49 коп. задолженности по договору от 26.05.2017 N 32-042279-Б-ВО на водоотведение за период с 01.11.2017 по 30.11.2017, 79 руб. 11 коп. пеней за период с 25.12.2017 по 26.12.2017 в соответствии с пунктами 6.2 статей 13,14 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по ставке 7,25%, действующей на день вынесения решения, 5 258 руб. расходов по оплате государственной пошлины; в остальной части иска отказано.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению ответчика, неустойка должна рассчитываться в соответствии с ч. 5 ст. 34 N 44-ФЗ от 05.04.2013 по ставке 1/300 ставки рефинансирования и ее сумма, согласно контррасчету ответчика, составляет 36,65 руб.
Ответчик полагает, что расходы по госпошлине взысканы с него неправомерно, т.к. ответчик выполняет функции государственного органа и должен быть освобожден от уплаты госпошлины.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в области водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 16 указанного Закона к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Законом N 416-ФЗ Постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
В пункте 12 Правил N 644 предусмотрено, что абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании пункта 13 Правил N 644 вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Закона N 416-ФЗ, настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, порядок заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения регулируется нормами Закона N 416-ФЗ, N 644.
При этом апелляционный суд исходит из того, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не являются специальными по отношению к правовым актам в сфере водоснабжения.
Действующее законодательство о водоснабжении и водоотведении в правоотношениях по заключению договоров холодного водоснабжения и водоотведения не содержит исключений для получателей бюджетных средств.
Порядок заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения установлен пунктами 8 - 15 Правил N 644. При заключении договора с Учреждением данный порядок не был нарушен, в связи с чем, договор считается заключенным.
Пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определено понятие государственного контракта, которым является договор, заключенный от имени Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд. До выхода соответствующих разъяснений Минэкономразвития России (ФАС) заказчику необходимо заключать государственные контракты от имени Российской Федерации, с включением всех обязательных условий, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ.
В данном случае в контракте от 23.06.2017 N 35-043193-Б-ВО отсутствуют обязательные условия, позволяющие отнести его к государственным контрактам, подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона (осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"), требования части 5 настоящей статьи (о включении в контракт условия о пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы) заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Правоотношения сторон, возникшие вследствие заключения контракта на водоотведение от 26.05.2017 N 32-042279-Б-ВО, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и на него распространяются нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Факт оказания услуг по контракту подтвержден материалами дела и ответчиком в жалобе не оспорен.
В соответствии с пунктом 6.2 статей 13 и 14, а также пунктом 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ Предприятие произвело начисление пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, ответчиком не оспорен, документально не опровергнут.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, несостоятелен.
Когда иное лицо, не освобожденное от судебных расходов по оплате госпошлины, их понесло, то по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае удовлетворения требований данного лица судебные расходы подлежат отнесению (возмещению) за счет другой стороны.
Закон не предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления либо иных органов, действующих в публичном интересе, от возмещения судебных расходов, понесенных иной стороной при обращении в арбитражный суд с заявлением искового характера.
В этой связи взыскание с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате госпошлины, понесенных истцом при обращении с иском в рамках настоящего дела, следует признать правомерным и обоснованным.
Поскольку нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, отсутствуют основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчиком при подаче жалобы не представлены доказательства ее оплаты госпошлиной. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по итогам рассмотрения дела судом апелляционной инстанции с ответчика взыскивается в доход федерального бюджета государственная пошлина.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2018 в виде резолютивной части по делу N А56-31899/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.