г. Владивосток |
|
11 мая 2010 г. |
Дело N А51-6473/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Л.Ю. Ротко
судей: Н.И. Фадеевой, Т.А. Аппаковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от истца: Козерод И.В. (ведущий юрисконсульт отдела судебно-арбитражной работы юридической службы, удостоверение N III001514 от 10.01.2008, доверенность N 852 от 15.10.2009).
от ответчика: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Восточный порт"
апелляционное производство N 05АП-2150/2010
на решение от 05.03.2010
судьи Хижинского А.А.
по делу N А51-6473/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ОАО "Восточный порт"
о взыскании 76 630 руб. 14 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" (далее - ОАО "Восточный порт", ответчик) о взыскании 366 465 руб. 29 коп. платы за пользование вагонами, предусмотренной ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2009 исковые требования ОАО "РЖД" к ОАО "Восточный порт" о взыскании платы за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки вагонов N 906695 в сумме 76630 руб. 14 коп. выделены в отдельное производство, которому присвоен номера дела N А51-6473/2009.
Решением суда от 05.03.2010 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, открытое акционерное общество "Восточный порт" просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт в связи с нарушением судом норм процессуального права, неправильным применением норм материального права, а также неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не были исследованы факты простоя вагонов, вина грузополучателя, а также уведомления ответчика о подаче вагонов под выгрузку и принадлежности вагонов истцу на праве собственности. Ответчик полагает, что факт простоя вагонов по вине порта истцом не доказан, акты общей формы, подписанные ответчиком с разногласиями, не проверены судом первой инстанции на достоверность.
ОАО "Восточный порт" не согласно с решением суда в части взыскания с него 264066 руб. 89 коп. НДС по ставке 18%. Считает, что начисление истцом НДС по ставке 18% неправомерно, поскольку груз в спорных вагонах был помещен под таможенный режим экспорт.
В возражениях на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции истец в лице своего представителя просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что единственным документом, подтверждающим факт простоя вагонов является акт общей формы, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства, которому судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Ответчик, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил, что согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ОАО "Восточный порт" заключен договор на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути ответчика от 30.10.2001 N 392, по условиям которого осуществляется обслуживание принадлежащего ответчику железнодорожного пути необщего пользования общей протяженностью 3419 м, примыкающего к станции Находка-Восточная к ходовому пути парка 3, стрелкой N 1 на причалы 10, 11, 12, 13, 14 стрелками N 18, 34 на контейнерный причал, к сортировочному парку на угольный комплекс.
В соответствии с п.п. 3, 5 договора подача, уборка, расстановка вагонов по местам погрузки и выгрузки производится локомотивом ОАО "РЖД" с уведомлением ОАО "Восточный порт" по телефону не позднее, чем за два часа до подачи. Груженные вагоны подаются ОАО "Восточный порт" по разнарядке, указанной в натурном листе, который оформляется по прибытии вагонов на станцию. При не предоставлении грузополучателем в течение двух часов после прибытия разнарядки на прибывшие вагоны, последние числятся на ответственности ОАО "Восточный порт".
Пунктами 9, 10 вышеназванного договора предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов в пользовании ОАО "Восточный порт" производится по памяткам приемосдатчика, уведомлению ответчика об окончании грузовых операций, актов общей формы, оформленных на задержку вагонов по причинам, зависящим от ответчика. На основании указанных документов составляется ведомость подачи и уборки вагонов и производится расчет платежей. Факт ожидания подачи или приема вагонов оформляется актом общей формы. При этом за время нахождения вагонов в порту под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов на путях ОАО "РЖД", вследствие невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим от ОАО "Восточный порт", последний уплачивает плату за пользование вагонами.
В адрес ОАО "Восточный порт" в период с 02.05.2008 по 18.05.2008 прибыли вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Находка-Восточная по вине ответчика, в связи с его отказом в приеме вагонов под выгрузку. Для подтверждения данного факта составлены акты общей формы N 2/611113, 2/611117, 2/611221, 2/611220, 2/611217, 2/611219, 2/611218, но основании которых ОАО РЖД" составлена ведомость подачи и уборки вагонов N 906695 и начислена плата за простой вагонов в размере 523 615 руб. 68 коп.
Так как ООО "Восточный порт" не оплатило в добровольном порядке начисленную плату за пользование вагонами, то истец обратился в суд с настоящим иском.
Неисполнение обязательств по оплате в полном объеме за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, со стороны открытого акционерного общества "Восточный порт" явилось основанием для обращения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства, касающиеся уведомления истцом ответчика о подаче вагонов под выгрузку. Порядок уведомления соблюден перевозчиком в соответствии с положениями договора от 30.10.2001 N 392 и "Инструкцией по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р и подтверждается представленными доказательствами по делу, которым дана надлежащая оценка. В частности факт извещения ответчика о готовности вагонов к подаче, подтвержден выпиской из книг уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-6 ВЦ и натурным листом поезда.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что простой вагонов по вине грузополучателя, подтверждается материалами дела и отклоняет довод жалобы о том, что акты общей формы, подписанные ответчиком с разногласиями, не проверены судом первой инстанции на достоверность.
Довод жалобы о неправомерном начислении платы за пользование вагонами, не принадлежащими открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела. Так, из ведомостей подачи и уборки вагонов и актов общей формы следует, что вагоны принадлежат открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Доказательств, опровергающих этот факт, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Довод заявителя жалобы о неправомерном начислении НДС судом апелляционной инстанции также отклоняется в силу следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Таким образом, применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг связывается с осуществлением операций, имеющих непосредственное отношение к товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также товарам, помещенным под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Согласно договору от 30.10.2001 N 392 осуществляется обслуживание принадлежащего порту железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Находка-Восточная, к ходовому пути парка 3, стрелкой N 1 на причалы 10,11,12,13,14 стрелками 18,34 на контейнерный причал.
Следовательно, отношения по перевозке грузов российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте и по выполнению иных работ, связанных с товаром, вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также товаром, помещенным под таможенный режим свободной таможенной зоны, не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути. Последние оформляются самостоятельным договором, оплата по которому производится вне связи с деятельностью налогоплательщика по экспорту товара.
Таким образом, услуги по подаче и уборке вагонов, которые оказывает ОАО "Российские железные дороги" ОАО "Восточный порт" по вышеназванному договору, не попадают в перечень работ (услуг), перечисленных в подпунктах 2 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2010 по делу N А51-6473/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Н.И. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6473/2009
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: ОАО "Восточный порт", ОАО Восточный порт