14 августа 2018 г. |
Дело N А83-7222/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 14.08.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Омельченко В.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии представителей: от Государственного Совета Республики Крым - Лукашева М.И., доверенность от 01.06.2018 N 28-50/1150; от Совета Министров Республики Крым - Тихончук С.Г., доверенность от 09.11.2015 N 1/01-48/5305,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2018 по делу N А83-7222/2017 (судья Авдеев М.П.) по заявлению компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" к Совету министров Республики Крым, Государственному Совету Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства экономического развития Российской Федерации о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
компания "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" обратилась в Арбитражный суд Ресрублики Крым с заявлением о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым N 215-р/дсп от 03.03.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2018 по делу N А83-7222/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что указанное решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального права, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание компания "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед", Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экономического развития Российской Федерации, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт.Кореиз, Алупкинское шоссе, 52б расположено имущество, принадлежащее заявителю на основании:
договора купли-продажи земельного участка от 26.02.2013;
акта приема-передачи земельного участка от 26.02.2013;
извлечения из Государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от 26.02.2013;
договора купли-продажи недвижимого имущества от 26.02.2013;
акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 26.02.2013;
извлечения из Государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от 26.02.2013;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:2;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:3;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 29.07.2015 с кадастровым номером 90:25:010201:3;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:4;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:5;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 29.07.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:6;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:7;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 29.07.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:8;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 29.07.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:9;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 29.07.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:10;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 29.07.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:11;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 29.07.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:13;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:13;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:14;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:15;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:16;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:17;
свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 с кадастровым номером 90:25:040201:18.
03.03.2017 Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 215-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым ".
В соответствии с данным распоряжением Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым необходимо:
-осуществить мероприятия, связанные с выкупом для нужд Республики Крым, имущества, принадлежащего компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт.Кореиз, Алупкинское шоссе, 52б;
-определить порядок работы временной администрации и ее персонального состава;
-провести иные мероприятия, направленные на обеспечение стабильного функционирования организации.
Указанное Распоряжение принято в отношении недвижимого имущества компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед". Для обеспечения стабильного функционирования организаций до завершения процедуры выкупа имущества решено применить процедуру назначения Временной администрации по управлению указанным обществом и в отношении имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
Не согласившись с распоряжением Совета министров Республики Крым от 03.03.2017 N 215-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым ", заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 12.1 N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 3 стать 76 Конституции Российской Федерации, федеральный конституционный закон является нормативным актом более высокой юридической силы по сравнению с федеральным законом.
Статьей 95 Конституции Республики Крым установлено, что до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных действующей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Правовой анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что Российская Федерация на переходный период предоставила Республике Крым право самостоятельного регулирования имущественных правоотношений на территории Республики Крым.
В развитие вышеуказанных норм 08.08.2014 был принят Закон Республики Крым N 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым", (далее - Закон N 47-ЗРК), который определяет механизм выкупа для нужд Республики Крым имущества, расположенного на территории Республики Крым и принадлежащего на праве собственности физическим или юридическим лицам.
В соответствии со статьей 1 Закона N 47-ЗРК выкуп имущества для нужд Республики Крым осуществляется в случаях, связанных с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым, обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности, эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств, использования этого имущества в качестве объекта, имеющего особую социальную, культурную и историческую ценность.
В соответствии со статьей 2 Закона N 47-ЗРК выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.
Размер возмещения устанавливается Советом министров Республики Крым на основании отчета об оценке, подготовленного субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отчет об оценке, в соответствии с которым осуществляется выкуп имущества, может быть оспорен в суде.
Согласно статье 3 Закона N 47-ЗРК перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым.
Предложения о выкупе имущества направляются в Совет министров Республики Крым исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных организаций (статья 4 Закона N 47-ЗРК).
Для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией - статья 5 Закона N 47-ЗРК.
Как предусмотрено статьей 7 данного Закона N 47-ЗРК выкупленное имущество переходит в собственность Республики Крым. Орган управления выкупленным имуществом определяется Советом министров Республики Крым.
Таким образом, указанным Законом Совету министров Республики Крым предоставлены полномочия по принятию решения о выкупе имущества по предложению уполномоченных органов, по принятию решения о применении процедуры назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией, по определению порядка и сроков осуществления выкупа имущества.
В соответствии со статьями 81, 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым, который на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
Пунктом 8 части 1 статьи 83 Конституции установлено, что Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 03.03.2017 N 215-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым " в части имущества заявителя, принято Советом министров Республики Крым в пределах предоставленных ему полномочий.
Основанием для принятия распоряжения в оспариваемой части явилось поступившее Совету министров Республики Крым предложение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о необходимости выкупа имущества в целях обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности, что соответствует абзацу 4 статьи 1, статье 4 Закона N 47-ЗРК.
Судом установлено, что постановлением Совета министров Украинской ССР от 20 февраля 1973 года, N 84 "Об организации новых государственных заповедников и расширении Черноморского государственного заповедника" на базе Ялтинского лесхоза был создан Ялтинский горно-лесной государственный заповедник, с целью сохранения в природном состоянии уникального горно-лесного комплекса южного горного Крыма. Территория заповедника навечно изъята из хозяйственной эксплуатации, её использование допускается только с научными целями или для обеспечения сохранения, приумножения богатств заповедника. Территория заповедника входит в состав особо охраняемых природных территорий Республики Крым (распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года N 570-р "Об утверждении границ зоны с особыми условиями использования территории (особо охраняемая природная территория "Ялтинский горно-лесной природный заповедник").
Согласно информации Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, испрашиваемый министерством для выкупа земельный участок возле водозабора Хаста-Баш в квартале 13 Алупкинского лесничества Ялтинского горно-лесного природного заповедника был занят самовольно и в дальнейшем земельный участок, используемый под размещение туристического комплекса был передан в аренду, а затем выкуплен.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспоренное в распоряжение принято Советом министров Республики Крым в соответствии с Законом N 47-ЗРК, предусматривающим возможность выкупа имущества, в том числе земельных участков, имеющих историческую и культурную ценность, и соответствует целям государственной охраны объектов культурного наследия в понимании Федерального закона об объектах культурного наследия.
При этом судебная коллегия отмечает, что Закон N 47-ЗРК не устанавливает критериев оценки такой необходимости и требований к форме соответствующих предложений о выкупе, вносимых исполнительными органами государственной власти Республики Крым, а относит их к усмотрению уполномоченного органа.
Из содержания оспариваемого ненормативного акта исполнительного органа государственной власти, отчуждение указанного имущества путем его выкупа допускается при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.
Следовательно, для решения вопроса о выкупе имущества у заявителя требовалось принятие уполномоченным органом и других ненормативных правовых актов, связанных с оценкой выкупаемого имущества, созданием и назначением временной администрации предприятия, у которого выкупается имущество.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым уполномоченным органом не осуществлялось, каких-либо действий и решений, направленных на выкуп данного имущества, не принималось.
В рассматриваемом случае, оспариваемое распоряжение носит организационно-распорядительный характер, каких-либо обязанностей на заявителя не возлагает и не создает каких-либо реальных препятствий во владении и пользовании имуществом. При этом суд учитывает, что предмет заявленного требования охватывает исключительно распоряжение от 03.03.2017 N 215-р/дсп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Закон N 47-ЗРК не был согласован с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере также подлежат отклонению.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 31 июля 2014 года письмом N 18176-АУ/Д08и Минэкономразвития России отчиталось перед заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Козаком Д.Н. об отсутствии разногласий между Министерством экономического развития Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Советом министров Республики Крым по вопросу согласования проекта Закона N 47-ЗРК и сообщило об отсутствии препятствий для принятия законопроекта, доработанного с учетом мнения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и позиции Минэкономразвития России.
При этом суд также отмечает, что Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014, на нарушение положений которого указывает заявитель, не устанавливает сроков согласования принимаемых Республикой Крым нормативно-правовых актов в соответствующей сфере, не определяет процедуру такого согласования и его конечную форму.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу с ограниченной ответственностью компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы заявителя, проверенные судебной коллегией, основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2018 по делу N А83-7222/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу компании "Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7222/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2018 г. N Ф10-4739/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ROSEWOOD ALLEY ASSETS LIMITED(Роузвуд Эллей Эссетс Лимитед)
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, The Senior MasterFor the attention of the Foreign Process Section, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство экологии и природных ресурсов РК, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4739/18
14.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7222/17
14.08.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-929/18
02.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7222/17