г. Москва |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А41-109098/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от ООО "СК КАПИТАЛРЕМСТРОЙ" - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом.
от Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области - Зеночкина Е.В. по доверенности 22.09.2017 г.
от Министерства имущественных отношений Московской области; Государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор"; Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области; КУИ Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области -представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СК Капиталремстрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2018 года по делу N А41-109098/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению ООО "СК КАПИТАЛРЕМСТРОЙ" к Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области; Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного,
третьи лица: - Министерство имущественных отношений Московской области, - Государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор", - Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, - КУИ Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СК КАПИТАЛРЕМСТРОЙ" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области со следующими требованиями (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ):
1. Признать незаконным отказ Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в заключении договора купли-продажи с Обществом с ограниченной ответственностью "СК КАПИТАЛРЕМСТРОЙ" земельного участка площадью 4000 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0010702:177, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский муниципальный район, сельское поселение Демиховское, деревня Демихово, дом N 1Б, с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - размещение объекта капитального строительства - магазин "Стройматериалы", оформленный письмом N5247 от 30 октября 2017 г.
2. Обязать Администрацию городского округа Орехово-Зуево Московской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату равной 15% от кадастровой стоимости без проведения торгов Обществу с ограниченной ответственностью "СК КАПИТАЛРЕМСТРОЙ" земельного участка площадью 4000 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0010702:177, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский муниципальный район, сельское поселение Демиховское, деревня Демихово, дом N 1Б, с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования -размещение объекта капитального строительства - магазин "Стройматериалы"
3. Обязать Администрацию г.о. Орехово-Зуево Московской области в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 4000 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0010702:177, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский муниципальный район, сельское поселение Демиховское, деревня Демихово, дом N 1Б, с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования -размещение объекта капитального строительства - магазин "Стройматериалы" по цене равной 15% от его кадастровой стоимости и направить проект договора купли-продажи в адрес Общества с ограниченной ответственностью "СК КАПИТАЛРЕМСТРОЙ" с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор", Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, КУИ Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2018 года по делу N А41-109098/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "СК Капиталремстрой" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО "СК КАПИТАЛРЕМСТРОЙ", Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости - магазин "Стройматериалы", назначение: нежилое, площадь 133,7 кв.м, количество этажей: 1, адрес: Московская область, Орехово-Зуевский муниципальный район, д.Демихово (Демиховское с/п), д. 1Б, что подтверждается свидетельством от 05.07.2016 г. (л.д. 19).
Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0010702:177, площадь 4000 кв.м, адрес: Московская область, Орехово-Зуевский муниципальный район, сельское поселение Демиховское, деревня Демихово, дом N 1Б, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение объекта капитального строительства - магазин "Стройматериалы.
Участок принадлежит заявителю на праве аренды на основании договора N 1628 от 12.03.2013 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.12.2017 г. (л.д. 23).
30.10.2017 г. в письме N 5247 (л.д. 10) Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области отказала заявителю в приобретении земельного участка.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2).
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (ст. 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В силу ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган вправе рассматривать поступившее заявление в течение 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7); - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичный вывод изложен в определении Верховного суда Российской Федерации от 01.12.2016 по делу N 305-КГ16-10498 (дело N А41-70884/2015).
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
Письмом от 30.10.2017 г. администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области известила заявителя об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого земельного участка в связи с ограничением оборотоспособности указанного земельного участка, поскольку он находится в зоне размещения реконструируемой автомобильной дороги регионального значения в соответствии с СТП ТО Московской области, согласно заключению Главархитектуры Московской области (л.д. 57).
При таких обстоятельствах, исходя из принципа распределения бремени доказывания, установленного статьей 65 АПК РФ, бремя опровержения факта ограниченной оборотоспособности земельного участка лежит на заявителе.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в указанные границы земель предназначенных для выше указанных нужд, утвержденных в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, заявителем не представлено.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью генерального плана развития Московской области, документы территориального планирования Московской области являются обязательными для органов местного самоуправления в силу ст. ст. 9, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Испрашиваемый земельный участок попадает в зону размещения планируемого размещения объекта регионального значения, в связи с чем участок ограничен в обороте.
Суд также отмечает, что точное расположение и конфигурация планируемого объекта и необходимый земельный участок для его размещения определяются в процессе разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории указанного объекта.
Постановлением Правительства МО от 03.02.2015 N 39/3 утвержден проект планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный.
Соответствующее постановление опубликовано в газете "Люберецкая панорама N 45 (561) от 27.11.2015 г.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях: 1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; 2) оборона страны и безопасность государства; 3) энергетика; 4) высшее образование; 5) здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи.
Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации.
Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В силу положений пункт 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Как верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд размещения автомобильной дороги регионального значения, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность общества.
Следовательно, администрация обоснованно отказала обществу в его предоставлении.
Следовательно, требование о признании незаконным такого отказа является необоснованным и подлежащим отклонению.
Поскольку отказ признан судом первой инстанции законным, оснований для возложения на Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области обязанность осуществить подготовку, подписание проекта договора купли-продажи этого земельного участка и направление его в адрес общества не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, так как основаны на неверно толковании норм права.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2018 года по делу N А41-109098/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.