г. Саратов |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А57-24673/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2018 года по делу N А57-24673/2017 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению публичного акционерного общества "Саратовэнерго" (ОГРН 1026402199636, ИНН 6450014808, 410005, г. Саратов, ул. Им Рахова В.Г., д. 181)
заинтересованное лицо:
Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998, 410012, г. Саратов, ул. Им Челюскинцев, 114),
Прокушин Петр Викторович (г. Энгельс)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании:
представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Шапкиной Е.В., действующей на основании доверенности от 13.02.2017 N 01-66,
представителя публичного акционерного общества "Саратовэнерго" - Загрядской А.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2018 N 30,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Саратовэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Саратовэнерго", общество) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, инспекция) N 194-05-05 от 13.07.2017.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Прокушин Петр Викторович.
Решением от 26 апреля 2018 года Арбитражный суд Саратовской области признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 13.07.2017 N 194-05-05.
Кроме того суд взыскал с Государственной жилищной инспекции Саратовской области в пользу публичного акционерного общества "Саратовэнерго" государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Также суд отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Саратовской области 18.10.2017.
ГЖИ Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
ПАО "Саратовэнерго" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокушин Петр Викторович извещен о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.06.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ГЖИ Саратовской области, на основании распоряжения от 07.06.2017 N 849, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Саратовэнерго", с целью проверки доводов, изложенных в обращении Прокушина П.В. от 19.05.2017 N 8468-01-07п.
В ходе проверки установлены нарушения пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 (далее Правила N354), а именно: в многоквартирном доме 16 по ул. Тургенева в г. Энгельсе Саратовской области распределенный объем общедомовых нужд за период с декабря 2016 по апрель 2017 года превысил объем электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанного исходя из норматива потребления.
Указанные нарушения отражены в акте проверки N 594-05-06 от 13.07.2017.
По результатам проверки ПАО "Саратовэнерго" выдано предписание N 194-05-05 от 13.07.2017, которым заявителю предписано в срок до 16.10.2017 произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге "электроснабжение" за период: с декабря 2016 года по апрель 2017 года, в соответствии с требованиями Правил N354, а именно: снять объем электроэнергии, за период с декабря 2016 по апрель 2017, затраченной на общедомовые нужды, в связи отсутствием общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенной на основании технического паспорта многоквартирного дома.
Не согласившись с указанным предписанием, ПАО "Саратовэнерго" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что у заявителя отсутствовала обязанность произвести перерасчет платы по коммунальной услуге электроснабжение за декабрь 2016 по апрель 2017 в соответствии с требованиями п.44 Правил N 354, а требования, содержащиеся предписании Государственной жилищной инспекции Саратовской области N194-05-05 от 13.07.2017, являются необоснованными.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Государственная жилищная инспекция Саратовской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющим на территории Саратовской области государственный жилищный надзор.
Согласно пункту 4.2. статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля в том числе обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья.
Из материалов дела следует, что жилой дом N 16 по ул. Тургенева в г.Энгельсе Саратовской области является многоквартирным домом, собственниками которого выбран способ непосредственного управления.
Как следует из акта проверки N 594-05-06 от 13.07.2017, административным органом по результатам проверки установлено, что в многоквартирном доме N 16 по ул. Тургенева в г.Энгельсе Саратовской области начисление платы на общедомовые нужды: по коммунальной услуге электроснабжение за период декабря 2016 по апрель 2017 года производилось с нарушением пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011, а именно: распределенный объем общедомовых нужд за период с декабря 2016 по апрель 2017 года превысил объем электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанного исходя из норматива потребления.
Иных сведений, касающихся установленных нарушений, акт проверки не содержит, соответствующих расчетов не приведено.
Следовательно, из данного акта невозможно установить, действительно ли распределенный объем общедомовых нужд за период с декабря 2016 по апрель 2017 года превысил объем электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанного исходя из норматива потребления, и является ли это нарушением пункта 44 Правил N 354.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций и направленный исключительно на устранение выявленных при проведении проверки нарушений.
Как указано выше, в ходе проверки административным органом установлено следующее нарушение: в нарушение пункта 44 Правил N 354 распределенный объем общедомовых нужд спорного дома за период с декабря 2016 по апрель 2017 года превысил объем электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанного исходя из норматива потребления.
Однако предписанием N 194-05-05 от 13.07.2017 ПАО "Саратовэнерго" предписано: произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге "электроснабжение" за период: с декабря 2016 года по апрель 2017 года, в соответствии с требованиями Правил N354, а именно: снять объем электроэнергии, за период с декабря 2016 по апрель 2017, затраченной на общедомовые нужды, в связи отсутствием общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенной на основании технического паспорта многоквартирного дома.
Таким образом, в предписание указано иное нарушение - неправомерно начисление платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге "электроснабжение" за период: с декабря 2016 года по апрель 2017 года при отсутствии общего имущества в многоквартирном доме.
Однако такое нарушение по результатам проверки в акте проверки не отражено.
Кроме того, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно Постановления Правительства N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В силу пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В Приложении N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в соответствии с которым такая плата определяется с учетом, в том числе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Расчёт платы за общедомовые нужды производится в соответствии с пунктом 44 Правил: объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Как указывает суд первой инстанции, Государственной жилищной инспекцией был представлен технический паспорт от 09.07.2004, однако, согласно дополнения к заявлению, предоставленному ПАО "Саратовэнерго", усматривается, что данный технический паспорт не использовался в работе, т.к. в нем имелись не соответствия о площадях жилых и нежилых помещений, а именно: не указана площадь чердачного помещения. Наличие чердачного помещения подтверждается фотоснимками приложенными к материалам дела.
Для подтверждения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Энгельс, ул. Тургенева, д. 16, ПАО "Саратовэнерго" приобщило к материалам дела новый технический паспорт от 13.10.2017, где отражена площадь чердачного помещения.
Таким образом, как верно указал суд, при наличии в многоквартирном доме площадей помещений, входящих в состав общего имущества ПАО "Саратовэнерго" в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 обязан производить начислений расчет платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН.
Факт наличия чердака административный орган в апелляционной жалобе не оспаривает. При этом указывает, что с учетом площади квартир и чердака расчет норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды ПАО "Саратовэнерго" следует пересчитать.
Однако оспариваемым предписанием административный орган обязал Общество именно: снять объем электроэнергии, за период с декабря 2016 по апрель 2017, затраченной на общедомовые нужды, в связи отсутствием общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, что нельзя признать правомерным.
На основании изложенного, с учетом того, что указанные в акте нарушения должным образом административным органом не описаны и не доказаны, а так же с учетом наличия расхождений между установленным в акте проверки нарушением и вынесенным предписанием, наличия обшей площади помещений, входящих в состав общего имущества спорного многоквартирного дома, судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконности вынесенного предписания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2018 года по делу N А57-24673/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.