г. Пермь |
|
06 июля 2017 г. |
Дело N А71-23552/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Чуршина Алексея Дмитриевича, на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2018 года по делу N А71-23552/2017, принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610)
к министру здравоохранения Удмуртской Республики Чуршину Алексею Дмитриевичу (на момент совершения правонарушения)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заявитель, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении должностного лица - министра здравоохранения Удмуртской Республики (на момент совершения правонарушения) Чуршина Алексея Дмитриевича к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.04.2018 (резолютивная часть объявлена 12.04.2018) Чуршин Алексей Дмитриевич привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Чуршин А.Д. обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Чуршин А.Д. приводит доводы об отсутствии в его действиях события и в целом состава административного правонарушения, поскольку соглашение, не соответствующее требованиям Закона о защите конкуренции, подписано 20.06.2016 иным лицом - исполняющим обязанности министра здравоохранения Удмуртской Республики Воздвиженским А.В.; в указанную дату Чуршин А.Д. был направлен на обучение и не исполнял обязанности министра здравоохранения.
УФАС по Удмуртской Республике представлен отзыв с возражениями на жалобу, заявитель просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Удмуртского УФАС России от 28.08.2017 по делу N ЕС06-06/2017-58 Министерство здравоохранения Удмуртской Республики признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения между ГУП УР "Аптеки Удмуртии", ГУП УР "Фармация" и Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и созданию преимущественных условий для ГУП УР "Аптеки Удмуртии" при участии в 196 торгах.
Данное решение было предметом судебной проверки.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2017 по делу N А71-16677/2017 отказано в удовлетворении требований министерства здравоохранения Удмуртской Республики о признании незаконным пункта 1 решения Удмуртского УФАС России от 28.08.2017 по делу NЕС06-06/2017058.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 решение арбитражного суда по делу N А71-16677/2017 от 15.12.2017 оставлено без изменения.
Уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа по результатам рассмотрения материалов дела N ЕС06-06/2017-58 установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, в действиях Чуршина А.Д., назначенного на должность министра здравоохранения Удмуртской Республики Указом Главы Удмуртской Республики N 372 от 10.10.2014 и занимавшего данную должность на дату заключения и реализации государственного контракта от 20.06.2016 N 322-МЗ, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством. 08.11.2017 в отношении Чуршина А.Д. составлен протокол N ЕС06-07/2017-101А об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ.
Материалы административного дела и заявление о привлечении Чуршина А.Д. к административной ответственности направлены антимонопольным органом в арбитражный суд, к подведомственности которого в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о доказанности в действиях Чуршина А.В. состава вмененного административного правонарушения и удовлетворил заявление антимонопольного органа.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не установил в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 28.04.2017) заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет.
Согласно части 7 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2017 N 74-ФЗ) заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образуют признанные недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также действия иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, государственных внебюджетных фондов.
Субъектами являются должностные лица вышеназванных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций.
Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Установленный законодательством запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений, преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.
В ходе рассмотрения антимонопольным органом дела N ЕС06-06/2017-58 установлены следующие обстоятельства.
Приказом министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 12.01.2015 N 1 утверждена Стратегия развития государственной аптечной сети Удмуртской Республики на 2014-2016 годы и план ее реализации, в которой предусмотрены положения о централизации закупок (раздел 7); обеспечение необходимых условий и проведение комплекса мероприятий при передаче полномочий по обеспечению закупок, хранения и доставки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов для обеспечения медицинских организаций государственному унитарному предприятию, подведомственному министерству здравоохранения Удмуртской Республики. В качестве результата отражено: снижение цен на лекарственные препараты, повышение конкурентоспособности государственных аптечных организаций, получение дополнительных финансовых средств за счет участия в централизованных закупках.
По результатам рабочего совещания 29.01.2016 в министерстве экономики Удмуртской Республики по вопросу передачи министерству здравоохранения Удмуртской Республики полномочий по определению поставщиков лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов для министерства и его подведомственных медицинских учреждений принято решение: министерству здравоохранения Удмуртской Республики разработать механизм передачи полномочий по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) ГУП УР "Фармация".
Из представленных следственным органом материалов было установлено, что Минздрав Удмуртии обращался в ряд министерств и ведомств Удмуртской Республики с вопросом о централизации закупок, наделении ГУП функциями специализированной организации, указывая в письмах на то, что в торгах, проводимых специализированной организацией, будет участвовать другое ГУП, при этом руководителем ГУП - специализированной организации и ГУП - участника торгов является одно и то же физическое лицо.
Исследовав переписку министерства здравоохранения по вопросу об организации закупок в совокупности с протоколом совещания от 29.01.2016, Удмуртским УФАС России сделан вывод о том, что министерство здравоохранения УР, ГУП УР "Фармация", ГУП УР "Аптеки Удмуртии" изначально планировали организацию закупок через ГУП УР "Фармация" при том, что участником закупок, в том числе будет ГУП УР "Аптеки Удмуртии".
В результате данных действий 20.05.2016 между Минздравом УР (Заказчик), в лице министра здравоохранения Чуршина А.Д., и ГУП УР "Фармация" (Исполнитель), в лице директора Алабужева И.Г. подписан государственный контракт N 322-М3 на оказание услуг специализированной организации.
Предметом контракта является оказание услуг специализированной организацией для осуществления функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Государственного заказчика и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений, являющихся медицинскими организациями Удмуртской Республики, путем проведения конкурсов или аукционов. При этом директор ГУП УР "Фармация" Алабужев И.Г. в период с 22.09.2015 по 16.01.2017 одновременно являлся директором ГУП УР "Аптеки Удмуртии", назначенный на должность приказом министерства здравоохранения Удмуртской Республики.
Таким образом, министерство здравоохранения Удмуртской Республики передало функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Государственного заказчика и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений, являющихся медицинскими организациями Удмуртской Республики, ГУП УР "Фармация", наделив его статусом специализированной организации. При этом, министерству здравоохранения УР, ГУП УР "Фармация" и ГУП УР "Аптеки Удмуртии" было изначально известно, что ГУП "Аптеки Удмуртии" будет являться участником торгов, организованных специализированной организацией.
Решение Удмуртского УФАС России по делу N ЕС06-06/2017-58 от 28.08.2017, которым министерство здравоохранения Удмуртской Республики признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения между Министерством, ГУП УР "Аптеки Удмуртии", ГУП УР "Фармация", признанное законным вступившим в законную силу судебным актом по делу N А71-16677/2017, послужило поводом для возбуждения в отношении руководителя министерства Чуршина А.Д. дела об административном правонарушении по части 7 статьи 14.32 КоАП РФ, поскольку в силу Положения о Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.03.2003 N 150, Министерство является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения; осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных организаций; осуществляет полномочия заказчика для обеспечения государственных нужд Удмуртской Республики; осуществляет закупки (в том числе организация определения поставщиков в части, не противоречащей требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организует обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Удмуртской Республики, государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.
Согласно пункту 10 Положения Министерство возглавляет министр здравоохранения Удмуртской Республики, назначаемый на должность Главой Удмуртской Республики по представлению Председателя Правительства Удмуртской Республики. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство здравоохранения Удмуртской Республики полномочий и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения; на основании пункта 12 Положения заключает от имени министерства здравоохранения Удмуртской Республики государственные контракты, договоры и соглашения; осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений Удмуртской Республики, государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Чуршин А.Д. являлся должностным лицом - министром здравоохранения Удмуртской Республики в период с 10.10.2014 по 05.04.2017, когда была утверждена Стратегия развития государственной аптечной сети Удмуртской Республики на 2014-2016 годы и план ее реализации; производилась подготовка, подписан и реализован государственный контракт от 20.05.2016 N 322-М3 на оказание услуг специализированной организации, в действиях должностного лица - руководителя министерства здравоохранения УР Чуршина А.Д. доказано наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку Чуршин А.Д. в силу занимаемого должностного положения должен был знать о недопустимости совершения действий, совершаемых в нарушение законодательства о защите конкуренции, имел возможность при исполнении служебных обязанностей не допустить нарушение антимонопольного законодательства и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей в этой ситуации.
Таким образом в действиях Чуршина А.Д. доказан состав вменяемого административного правонарушения.
Отклоняя доводы апеллянта об отсутствии нарушения, поскольку государственный контракт от 20.05.2016 N 322-М3 подписан иным лицом, апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае значимым является не только факт подписания контракта, но и совокупность действий, предшествующих заключению несоответствующего требованиям антимонопольного законодательства государственного контракта и его реализация, в том числе разработка и принятие Стратегии, издание приказов и заключение трудовых договоров с директором ГУП УР "Аптеки Удмуртии" и ГУП УР "Фармация" Алабужевым И.Г.
Из материалов дела однозначно следует, что Чуршин А.Д. при исполнении обязанностей министра здравоохранения Удмуртской Республики имел полную информацию о всех совершаемых действиях, в дальнейшем признанных несоответствующими требованиям антимонопольного законодательства, изначально планировал передачу функций ГУП УР "Фармация", и знал, что в торгах будет участвовать ГУП УР "Аптеки Удмуртии", директором которых являлся Алабужев И.Г.
Срок давности для привлечения к административной ответственности судом первой инстанции не пропущен, наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 7 статьи 14ю32 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения оснований для признания правонарушения малозначительным по характеру апелляционный суд не усматривает.
Обстоятельств, исключающих возможность привлечения Чуршина А.Д. к административной ответственности, не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2018 года по делу N А71-23552/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Чуршина Алексея Дмитриевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.