город Томск |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А03-2413/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (07АП-7049/2018) на решение от 09.06.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2413/2018 (судья Синцова В.В.) по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (ИНН 2225082380, ОГРН 1062225028018, 656056, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 80А) к обществу с ограниченной ответственностью "Алтайкомплекс" (ИНН 2222799204, ОГРН 1112223010910, 656922, Алтайский край, г. Барнаул, Деловой пр. 16) о взыскании 3 000 руб. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Алтайкомплекс" (далее - ООО "Алтайкомплекс", общество) о взыскании 3 000 руб. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за октябрь 2016 года.
Решением от 09.06.2018 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, Пенсионный фонд обоснованно привлекает страхователя за непредоставление сведений в установленный срок.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоб рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и является плательщиком взносов по данному виду страхования.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения представляются по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Страхователем в Пенсионный фонд в установленный законом срок 10.11.2016 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2016 года на 1 застрахованное лицо.
22.01.2017 общество представило форму СЗВ-М (дополняющую) за октябрь 2016 года на 5 застрахованных лиц.
В связи с указанным Пенсионным фондом сделан вывод о непредоставлении сведений в установленный срок, составлены акты камеральной проверки от 27.04.2017.
15.06.2018 Пенсионным фондом принято решение N 032S19170006053 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением страхователь привлечен к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в размере 3 000 руб.
В связи с неуплатой штрафов 17.07.2017 Пенсионным фондом выставлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования со сроком уплаты - до 04.08.2017. Данные требования направлены страхователю заказным письмом с уведомлением от 19.07.2017, страхователем не исполнены.
18.01.2018 Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ООО "Алтайкомплекс" финансовых санкций в размере 3000 руб.
22.01.2018 Арбитражным судом Алтайского края заявление взыскателя о выдаче судебного приказа было удовлетворено.
В срок, установленный частью 3 статьи 229.5 АПК РФ, от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. 09.02.2018 Арбитражным судом Алтайского края было вынесено определение об отмене судебного приказа по делу N А03-623/2018.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных Пенсионным фондом требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ также определено понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
При этом при рассмотрении споров, связанных с привлечением страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, следует учитывать, что статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменено непредставление сведений в установленный срок по форме СЗВ-М за октябрь 2016 год в отношении 1 застрахованного лица и 5 застрахованных лиц.
Вместе с тем, допущенные в отчете по форме СЗВ-М за октябрь 2016 год ошибки в данном случае были исправлены обществом 22.01.2017 путем подачи дополняющей формы СЗВ-М за октябрь 2016 год.
Решение о привлечении к ответственности было принято по результатам проверки дополняющей формы СЗВ-М, при этом содержанием решения не установлено, в чем именно выразилось нарушение, допущенное страхователем при представлении именно указанных сведений.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем в установленный законом срок сведения, содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как не представление сведений в установленный срок.
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в органы Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
Представление корректирующих сведений было также предусмотрено как пунктами 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, действовавшей в спорный отчетный период (далее - Инструкция N 987н), так и пунктом 39 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей на дату привлечения к ответственности.
Согласно нормам Инструкции N 766н, которая предусматривает случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются: случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Пенсионный фонд; выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом, в соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 34 Инструкции N 987н, пункта 39 Инструкция N 766н и Постановления N 83п следует, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Таким образом, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьями 64, 65, 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку общество самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, которое, в свою очередь, только при получении такой формы сведений (а не исходной), провело проверку представленных сведений, и выявило указанное выше нарушение Закона N 27-Ф, отсутствуют основания для привлечения его к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, положенных в основу по существу правильного решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.06.2018 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2413/2018
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле
Ответчик: ООО "Алтайкомплекс"