г. Саратов |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А12-6941/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузьмичева С.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 апреля 2018 года по делу N А12-6941/2018, рассмотренное в порядке упрощенного производства (судья Моторина Е.В.)
по заявлению администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3433006350, ОГРН 1023405970180) (заявитель, страхователь)
к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3444050993, ОГРН 1023403435637)
о признании недействительным ненормативного правового акта, без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чернышковского муниципального района Волгоградской области (далее- Администрация) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.02.2018 N 1306 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 апреля 2018 года по делу N А12-6941/2018 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Администрация Чернышковского муниципального района Волгоградской области является страхователем и состоит на учёте в филиале N 11 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
По результатам камеральной проверки филиалом N 11 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение от 02.02.2018 N 1306, которым не приняты к зачёту расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 12635,28 руб. по листку нетрудоспособности N 241 087 264 98, выданному Сагай O.K. за период освобождения от работы с 22.02.2017 по 14.03.2017, на основании того, что при выдаче листка нетрудоспособности нарушены пункты 13 и 19 Порядка N 624н, поскольку листок нетрудоспособности выдан единолично лечащим врачом одной записью на период с 22.02.2017 по 14.03.2017, то есть на весь период временной нетрудоспособности, который составил 21 календарный день.
Не согласившись с указанным решением, администрацией подано данное заявление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.02.2018 N 1306 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством незаконным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства, возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими учреждениями не наделен.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.
В силу статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 4.1. Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В силу пункта 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок), выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц, в том числе лечащие врачи медицинских организаций, фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.
Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы (пункт 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Как следует из материалов дела, фонд в ходе проверки пришел к выводу о том, что при выдаче листка нетрудоспособностиN 241 087 264 98, выданном Сагай O.K. за период освобождения от работы с 22.02.2017 по 14.03.2017 нарушены пункты 13 и 19 Порядка N 624н, поскольку листок нетрудоспособности выдан единолично лечащим врачом одной записью на период с 22.02.2017 по 14.03.2017, то есть на весь период временной нетрудоспособности, который составил 21 календарный день.
Указанные обстоятельства, по мнению Фонда, исключают возможность принятия к зачету сумм, выплаченных Обществом в качестве пособия по временной нетрудоспособности на основании данных листков нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 60 Порядка, в таблице "Освобождение от работы": в графе "С какого числа" указывается дата (число, месяц и год), с которой гражданин освобожден от работы; в графе "По какое число" указывается дата (число, месяц и год) (включительно), по которую гражданин освобожден от работы.
В пункте 11 Порядка N 624н указано, что при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации.
Согласно пункту 14 Порядка N 624н, при заболеваниях, профессиональных заболеваниях (травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве), когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни. Не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником.
Выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
В пункте 19 Порядка N 624н указано, что при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения. При продолжении временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности может быть продлен до 10 календарных дней.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, Фондом не опровергнуты, доказательств их выдачи при отсутствии оснований, не представлено.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выявленные в ходе проверки нарушения при оформлении листков нетрудоспособности допущены не Администрацией, а медицинским учреждением, являются незначительными и носят устранимый характер.
Кроме того, письмо в адрес ГБУЗ "Чернышковская ЦРБ" от 20.11.2017 N 3926 с просьбой оформления листка нетрудоспособности в соответствии с требованиями действущего законодательства, и письмо медицинского учреждения от 28.11.2017 N 771 об отказе в выдаче дубликата листка нетрудоспособности, и также запрос заявителя в Филиал ФСС от 17.01.2018 N 01/152 о проведении Филиалом ФСС выездной проверки медицинского учреждения по соблюдению требований действующего законодательства при выдаче указанного листка нетрудоспособности, и ответ Филиала ФСС от 26.01.2018 N 01-11/0111-80 о результатах проведения проверки.
Таким образом, Администрация Чернышковского муниципального района предпринимала действия по устранению выявленных нарушений, однако судом данное обстоятельство не было учтено.
Доказательств того, что недостатки в оформлении листков нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, органом фонда социального страхования в материалы дела не представлено.
В Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя.
В силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о неправомерном отказе Государственным учреждением - Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 апреля 2018 года по делу N А12-6941/2018, рассмотренное в порядке упрощенного производства отменить.
Принять новый судебный акт. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.02.2018 N 1306 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязать Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации зачесть расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, произведенные администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области в сумме 12 635, 28 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.