город Москва |
|
5 июля 2018 г. |
дело N А40-223295/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения" (АО ЦНИИТОЧМАШ") на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2018
по делу N А40-223295/17, принятое судьей Паньковой Н.М.
по иску АО "Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения" (АО "ЦНИИТОЧМАШ") (ОГРН 1145074012104)
к Министерству внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620)
о взыскании денежных средств;
при участии:
от заявителя - Выдрина И.В. по доверенности от 01.06.2018;
от заинтересованного лица - Щукина С.В. по доверенности от 26.12.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2018 в удовлетворении исковых требований АО "Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения" (АО ЦНИИТОЧМАШ") об обязании Министерства внутренних дел Российской Федерации списать неустойку с учета задолженности по государственному контракту от 19.08.2016 N 131 в размере 304.134, 68 руб., отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратился с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права.
Представитель истца и ответчика в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между АО "ЦНИИТОЧМАШ" (поставщик) и Министерством внутренних дел Российской Федерации (покупатель) заключен государственный контракт от 19.08.2016 N 131 на поставку 9-мм. модернизированного малогабаритного автомата.
Согласно п. 3.2 контракта срок исполнения поставщиком обязательств по поставке всего объема товара, предусмотренного контрактом до 15.11.2016 включительно.
Днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата подписания грузополучателем акта о приемке товара.
Обязательства по контракту истцом исполнены в 2016 в полном объеме, что подтверждается актами приема материальных ценностей по контракту от 23.11.2016 N 2/349, от 24.11.2016 N 2/354, от 24.11.2016 N 2/355, просрочка исполнения обязательств составила 8 и 9 дней.
Ответчиком в адрес истца направлена претензия N 26/8-19439 от 15.12.2016, о взыскании неустойки (пени) в связи с пропуском срока поставки товара в размере 304.134, 68 руб. Цена государственного контракта составляет 56.739.335, 51 руб., в связи с чем сумма неустойки не превышает 5 %.
Руководствуясь п. п. "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" истцом направлено в адрес ответчика письмо N 9322/91 от 28.12.2016 с просьбой принять к учету задолженность поставщика и осуществить списание с учета задолженности поставщика по денежным обязательствам перед заказчиком и направить уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности в установленном порядке.
Письмом от 19.09.2017 N 26/8-14387 ответчиком в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что действие постановления утратило силу с 01.01.2017, а письмо истца поступило в адрес ответчика 16.01.2017, в связи с чем обращение удовлетворению не подлежит (том 1 л.д. 74).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции поддержана позиция Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
На основании ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Заключенный между сторонами контракт является по своей природе договором поставки, к нему применяются правила главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правоотношения сторон из договора поставки для государственных нужд регулируются параграфами 1, 3, 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 1 ст. 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно ст. 506 названного Кодекса поставщик должен поставить товар государственному заказчику в установленные государственным контрактом сроки.
В соответствии с ч. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 ст. 330 названного Кодекса, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 98-р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 - 2016 годах.
На основании п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
В силу п. 3 постановления N 190 предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке: если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 % цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней); если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 % цены контракта, но составляет не более 20 % цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года; осуществляет списание 50 % неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 % неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года; если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 % цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
Согласно п. 5 постановления N 190 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подп. "а" и "б" п. 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Таким образом, исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 190 является реализацией, в частности, плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 - 2016 году.
Предоставление отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек является одной из мер поддержки поставщиков, исполнителей.
Следовательно, списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом. Не совершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки (п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что начисленная сумма неустойки равна 304.134, 68 руб. (цена контракта составляет 56.739.335, 51 руб.), то есть не превышает 5 %. Обязательства по контракту исполнены ответчиком в 2016 году в полном объеме, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Таким образом, требование об уплате суммы неустойки предъявлено истцом за 2016 год, в связи с чем нормы права подлежали применению, но поскольку требование предъявлено в 2017 году, то и списание должно быть произведено в 2017.
Пунктом 5 постановления N 190 предусмотрено, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Учитывая, что сумма неустойки по государственному контракту 19.08.2016 N 131 не превышает 5% цены контракта, обязательства по контракту исполнены поставщиком в полном объеме в 2016 году, ответчик просил списать неустойку, списание неустойки в данном случае является обязанностью заказчика, а не его правом, списание неустойки производится заказчиком в одностороннем порядке, какого-либо согласования со стороны поставщика не требуется, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заказчик обязан осуществить списание начисленной неустойки в 2016 году, а поскольку он это не сделал, то он обязан осуществить списание в настоящий момент.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2018 по делу N А40-223295/17 отменить.
Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации списать неустойку с учета задолженности АО "Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения" (АО "ЦНИИТОЧМАШ") по государственному контракту от 19.08.2016 N 131 в размере 304.134, 68 руб.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу АО "Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения" (АО "ЦНИИТОЧМАШ") расходы по оплате государственной пошлины в размере 6.000 руб. по иску и 3.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.