г. Москва |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А40-9056/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: А.М. Елоева,
Судей: Н.В. Юрковой, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Гунарь,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2018 по делу N А40-9056/18 по иску ОАО "Теплосеть" (ОГРН 1095018000142, ИНН 5018134438) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284), третье лицо: ООО "ЖИЛЭКС-СЕРВИС" о взыскании 3.763.271руб.32 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Бурыгина И.Л. по доверенности от 14.03.2018
третье лицо: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Теплосеть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за переданную тепловую энергию за период июль-октябрь 2017 год в сумме 3.683.445 руб. 19 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 79.862 руб. 13 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 13.01.2018 по дату фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Теплосеть" является предприятием, осуществляющий теплоснабжение, горячее водоснабжение на территории города Королев Московской области.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 29.10.2015 N 1136-ПА ОАО "Теплосеть" наделено статусом единой теплоснабжающей организации, осуществляющей теплоснабжение на территории муниципального образования "Городской округ Королев Московской области". О
АО "Теплосеть" в целях производства Ответчиком коммунальных ресурсов "горячая вода" и "отопление" отпускает с коллектора котельной "Комитетский лес" тепловую энергию в тепловые сети, принадлежащие Ответчику.
Тепловые сети от входных фланцев задвижек с места врезки в здании котельной "Комитетский лес" до здания ЦТП (центрального теплового пункта) - ЦТП-35, включая все оборудование; тепловые сети от ЦТП-35 до наружных стен многоквартирных жилых домов по адресу Московская обл., г. Королёв, ул. Комитетский лес, 18, к.1, к.2, к.3, находятся с 01.07.2015 в эксплуатационной ответственности ответчика.
Ответчик имеет в эксплуатационной ответственности ЦТП для производства коммунальных ресурсов и тепловые сети, как для отопления, так и для горячего водоснабжения (ГВС). Организацией, эксплуатирующей закрытую систему теплоснабжения и горячего водоснабжения, является ответчик.
В этой связи, у лица, являющегося исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Комитетский лес. 18. к.1, к.2. к.3. (ООО "Жилэкс-Сервис"), присоединенных к сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим Министерству обороны РФ (теплоснабжения и горячего водоснабжения) в силу отсутствия технологического присоединения (подключения) к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ОАО "Теплосеть", не может возникнуть обязанности по заключению Договора ресурсоснабжения с ОАО "Теплосеть" в силу закона (п.13 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 N 124).
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 15 ФЗ установлено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации.
Исходя из норм названного ФЗ, система взаимоотношений между истцом и ответчиком организована следующим образом: теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию (ОАО "Теплосеть"), заключает договор поставки тепловой энергии с иной теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к источнику тепловой энергии (Минобороны России), а договор теплоснабжения с конечным потребителем (ООО "ЖилэксСервис) заключает теплоснабжающая организация (Минобороны России) - покупатель тепловой энергии.
Как указывает Истец, в соответствии с законом "О теплоснабжении" истцом был направлен ответчику сопроводительным письмом от 01.10.2015 N 1949 для подписания договор N 737 от 01.09.2015 поставки тепловой энергии (срок действия с 01.07.2015). Договор был получен ответчиком 12.10.2015. Вместе с тем, ответчик указанный договор не акцептовал.
Обстоятельство того, что именно ОАО "Теплосеть" является поставщиком тепловой энергии с 01.07.2015 для ответчика, установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу А40-19973/16, N А40-220647/16, N А40-52704/17, что является основанием для освобождения от доказывания в соответствии со ст. 69 АПК РФ.
Довод Ответчика о том, что отсутствуют законные основания для взыскания с Минобороны России суммы задолженности, и Минобороны является ненадлежащим ответчиком по делу, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Так, заявителем указывается, что обязанным лицом перед теплоснабжающей организацией являются либо потребитель либо иная теплоснабжающая организация, которая эксплуатирует систему горячего водоснабжения по независимой схеме подключения теплопотребляющей установки, производит горячую воду и продает соответствующую услугу конечному абоненту.
Между тем, многоквартирные жилые дома, построенные на территории бывшей военной части в/ч 12096 и ЦТП 69 ИС (ЦТГ1-35 по нумерации ОАО "Теплосеть"), и сети теплоснабжения расположены на земельном участке (кадастровый номер 50:45:005 02 01:0013, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для эксплуатации объектов обороны"), расположены по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Комитетский лес, д. 18.
Многоквартирные дома по адресу Московская обл., г. Королёв, ул. Комитетский лес, 18, к.1, к.2, к.3 присоединены к тепловым сетям и централизованным сетям горячего водоснабжения Министерства обороны РФ, которое в лице ФГУ "ЦТУО" Министерства обороны РФ передало их в безвозмездное пользование АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" на основании Договора N 2 от 30.09.2011 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, срок действия данного договора ограничен сроком действия Государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п.2.1. Государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ следует, что АО "РЭУ" является поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ посредством производства в центральном тепловом пункте - ЦТП 69 ИС (ЦТП -35) ресурса: горячей воды и тепловой энергии для отопления, многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Королёв, ул. Комитетский лес, 18, к.1, к.2, к.3.
При этом для поставки тепловой энергии ФГУ "ЦТУИО" Министерства обороны передало ОАО "РЭУ" на праве безвозмездного пользования ЦТП 69 ИС и сети теплоснабжения, что указано в Перечне котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей (Приложение N 1 к Договора безвозмездного пользования N 2 от 30.09.2011) под номером 132 значится ЦТП 69 ИС (ЦТП 35 по нумерации ОАО "Теплосеть"), год ввода в эксплуатацию 2006 и сети теплоснабжения, протяженностью 424 м, расположенные по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. Комитетский лес, д. 18.
По условиям Дополнительного соглашения N 28 от 30.06.2015 к Договору от 30.09.2011 N 2, из Перечня котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей (Приложение N 1 к Договору безвозмездного пользования N 2 от 30.09.2011) исключен п. 132; ЦТП инв.N 69 ИС и сети теплоснабжения, расположенные по адресу: Московская область, г. Юбилейный, Комитетский Лес, д.18.
Министерство обороны Российской Федерации в целях исполнения Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации- города Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должно провести необходимые мероприятия по принятию Решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Королев Московской области", земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства и инженерной инфраструктуры, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации, с приложением документов, указанных в п.2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона.
Вместе с тем, Минобороны России не передало безвозмездно городскому округу г. Королев Московской области земельный участок и расположенные на нем ЦТП 69 ИС (ЦТП 35 по нумерации ОАО "Теплосеть"), год ввода в эксплуатацию 2006 и сети теплоснабжения, протяженностью 424 м, расположенные по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Комитетский лес, д. 18. Указанное обстоятельство Ответчиком не опровергнуто.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации с 01.07.2015 является покупателем тепловой энергии у ОАО "Теплосеть", а ОАО "Теплосеть" является для Министерства обороны РФ поставщиком тепловой энергии.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в спорный период июль-октябрь 2017 года Министерство обороны Российской Федерации являлось покупателем тепловой энергии у ОАО "Теплосеть" и, соответственно, является надлежащим ответчиком по делу.
Судом первой инстанции установлено, что истцом ответчику в спорный период отпускалась тепловая энергия, факт потребления тепловой энергии с указанной даты подтверждается представленными в материалами дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
В свою очередь, обязательства по оплате тепловой энергии июль-октябрь 2017 года не исполнены.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в случаях, когда потребитель пользуется услугами (электроснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения следует рассматривать как договорные.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с п.п. 33, 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам МО от 18.12.2015 N 166-Р для ОАО "Теплосеть" установлен тариф на тепловую энергию. Количество (объем) тепловой энергии указан в счетах - фактурах на основании распечаток прибора учета, установленного на котельной "Комитетский лес" (собственник ОАО "Теплосеть"). Платежные документы за спорный период (счет-фактура, акт о количестве поданнойпринятой тепловой энергии, счет) истцом направлены ответчику.
Ответчик не произвел оплату тепловой энергии, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 3.683.445 руб. 19 коп., что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Между тем, ответчик принимает тепловую энергию и должен ежемесячно оплачивать ее. Однако принятую тепловую энергию ответчик до настоящего времени не оплатил, сумма долга за период июль-октябрь 2017 года в сумме 3.683.445 руб. 19 коп.
В силу ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий Договора по оплате отпущенной тепловой энергии, истцом в соответствии со ст.395 ГК РФ начислены ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 79.862 руб. 13 коп., представлен расчет.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив все представленные доказательства в совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Оценивая доводы жалобы, суд отмечает, что факт того, что именно ОАО "Теплосеть" является поставщиком тепловой энергии с 01.07.2015 для ответчика, установлен вступившими в законную силу судебными актами, которыми установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение в соответствии с ч.2 ст. 69 АПК РФ для разрешения данного дела.
Так, обстоятельства, установленные судами и положенные в основу Решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-19973/16, оставленному без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.12.2016, которым с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ОАО "Теплосеть" взыскана задолженность за июль 2015 года, а также Решений Арбитражного суда города Москвы по делам: А40-220647/2016, N А40-52704/17, NА40-134518/17, NА40-101847/17, в силу ч.2 ст.69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, факт принадлежности Министерству обороны спорных объектов установлен вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Московской области от 23.10.2015 по делу N А41-50637/15, которым были удовлетворены исковые требования АО "РЭУ", являющегося до 01.07.2015 эксплуатантом ЦТП, к ООО "Жилэкс-Сервис" о взыскании неосновательного обогащения.
Аналогичное Решение Арбитражного суда Московской области от 01.08.2016 было принято по делу N А41-8734/16 по спору между теми же сторонами.
С учет изложенного, у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции по спорному вопросу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2018 по делу N А40-9056/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.