г. Москва |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А40-50950/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, П.В. Румянцева |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "С7 Билет"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2018 по делу N А40-50950/18, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (140-1796)
по заявлению ООО "С7 БИЛЕТ"
к ГУ-Главному управлению ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
о взыскании
при участии:
от истца: Минчонок О.В. по дов. от 25.02.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "С 7 БИЛЕТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Фонд) N 087S19180024199 и 087S19180024200 от 08.02.2018 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части размера назначенных штрафов.
Решением от 23.04.2018 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования Общества в части, признав недействительным решение от 08.02.2018 N 087S19180024199 в виде взыскания штрафа в размере 195 000 руб., уменьшив сумму штрафа до 19 500 руб., в остальной части в удовлетворении требований отказав.
Заявитель, не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, и принять новый судебный акт о признании недействительным решение Фонда N 087S19180024200 от 08.02.2018 г. в виде штрафа в размере, превышающем 5 000 руб. По мнению заявителя, суд необоснованно не применил смягчающие обстоятельства по решению N 087S19180024200 от 08.02.2018.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда изменить, принять новый судебный акт, уменьшив штраф и по решению N 087S19180024200 от 08.02.2018.
Представитель ГУ- Главного управления ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета ООО "С7 БИЛЕТ" (далее - Страхователь), на основании сведений СЗВ-М (исходная) за сентябрь и октябрь 2017 г.
Проверкой выявлено несвоевременное представление сведений СЗВ-М в отношении 397 (сентябрь 2017) и 390 (октябрь 2017) застрахованных лиц.
Дата фактического представления сведений - 28.12.2017.
По результатам проверки 10.01.2017 составлены акты N 087S 18180000870 и 087S18180000869.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением приняты Решения N 087S19180024199, 087S19180024200 от 08.02.2018, о привлечении ООО "С7 БИЛЕТ" к ответственности, предусмотренной абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафов в размере 198 500 руб. (за сентябрь) и 195 000 руб.
Посчитав оспариваемые решения незаконными в части размеров штрафов, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, сведения о каждом работающем застрахованном лице за сентябрь 2017 года в установленной форме подлежали представлению не позднее 15.10.2017 и за октябрь 2017 года в установленной форме подлежали представлению не позднее 15.11.2017.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь и октябрь 2017 года представлены заявителем в ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области 28.12.2017.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, факт вменяемого обществу правонарушения, выраженного в несвоевременном представлении отчета по СЗВ-М за сентябрь и октябрь 2017 года, доказан и не опровергается заявителем.
Общество ссылается на наличие смягчающих ответственность обстоятельств: совершения правонарушения: совершение правонарушения впервые, болезнь сотрудника, предоставления отчета с просрочкой на незначительный срок.
Согласно изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П позиции следует, что необоснованное снижение размера штрафных санкций противоречило бы принципам справедливости и неотвратимости ответственности, а также не соответствовало бы целям наказания за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в том числе предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, орган Пенсионного фонда Российской Федерации в силу законодательного регулирования лишен возможности рассматривать вопрос наличия или отсутствия смягчающих ответственность обстоятельств при рассмотрении дел о нарушении законодательства о страховых взносах, тогда как полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, по оспариваемому решению N 087S19180024199 (несвоевременное представление сведений СЗВ-М за октябрь 2017 г.) судом первой инстанции установлены смягчающие ответственность обстоятельства: длительная болезнь (нетрудоспособность) работника Общества, ответственного за представление отчетности в Пенсионный Фонд. Штраф уменьшен судом в десять раз.
В части же требований о признании недействительным решения N 087S19180024200 от 08.02.2018 (несвоевременное представление сведений СЗВ-М за сентябрь 2017 г.) судом первой инстанции обоснованно требования заявителя оставлены без удовлетворения, поскольку просрочка допущена за несколько периодов и срок пропущен на значительный период: 2,5 месяца.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм права.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к неурегулированным Законом N 27-ФЗ отношениям, связанным с взысканием штрафов, подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
К обстоятельствам, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, ч.1 ст.112 НК РФ относит: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление N 2-П от 19 января 2016 г., согласно которому впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
В данном случае, суд первой инстанции, не установил смягчающих обстоятельств совершения Обществом правонарушения.
Оснований для снижения размера ответственности, примененной к Обществу оспариваемым решением, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что совокупный размер санкций, примененных по обоим решениям Управления с учетом уменьшенного штрафа по решению N 087S19180024199 является соразмерным тяжести совершенных правонарушений.
Совокупности условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ для признания решения Управления недействительным, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения (отмены) решения суда не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2018 по делу N А40-50950/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50950/2018
Истец: ООО "С 7 БИЛЕТ", ООО "С7 БИЛЕТ"
Ответчик: ГУ ГУ- ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, ГУ-Главное управление ПФР N10 по г.Москве и Московской области