г. Тула |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А09-16931/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Ритком" (г. Брянск, ОГРН 1093254002962, ИНН 3233502175), ответчика - Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Брянской области" (г. Брянск, ОГРН 1033265001835, ИНН 3234019700), третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации (г.Москва), Гудимовой Лидии Николаевны (Брянская область, г. Дятьково), Логачева Татьяна Ивановна (Брянская область, п. Любохна), Полякова Елена Васильевна (Брянская область, г. Сельцо), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Брянской области" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.06.2018 по делу N А09-16931/2017 (судья Прудникова М.С.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (далее - ООО "Ритком", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Брянской области" (далее - Военный комиссариат Брянской области, ответчик, учреждение) о взыскании 95 885 руб. расходов, понесенных при изготовлении и установке надгробных памятников льготной категории граждан в рамках выполнения работ по договорам от 29.04.2017 N 2271, от 22.07.2017 N 2303, от 17.03.2017 N 2268.
Определением суда от 19.02.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Гудимова Лидия Николаевна (далее - Гудимова Л.Н.), Логачева Татьяна Ивановна (далее - Логачева Т.И.), Полякова Елена Васильевна (далее - Полякова Е.В.).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.06.2018 по делу N А09-16931/2017 исковые требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, Военный комиссариат Брянской области обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что Военный комиссариат Брянской области не является стороной договора на изготовление и установку надгробных памятников Полякову П.Н., Валяеву И.А., Гудимову В.Н.
По мнению заявителя жалобы, данное дело не подсудно рассмотрению в арбитражном суде.
Податель жалобы считает, что на момент обращения общества в Военный комиссариат Брянской области за возмещением расходов за изготовление и установку надгробных памятников, отсутствовали законные основания для получения данной компенсации. Поскольку на момент обращения истец не представил необходимых документов в соответствии требованиям пункта 38 Порядка, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5, а именно не представлены документы, подтверждающие фактическое участие Полякова П.Н., Валяева И.А., Гудимова В.Н. в составе действующей армии, воинское звание, должность и место службы в период Великой Отечественной войны, предоставляющее право на государственную гарантию по увековечению памяти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учреждение не согласно с выводом суда о том, что ответчик в силу своих полномочий мог сам установить фактическое участие умерших в составе действующей армии, через межведомственные органы. Поскольку в силу пункта 38 Порядка, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5, данное обязательство лежит на заявителе (заказчике), а Военный комиссариат может оказать только содействие (помощь) при обращении заявителя (заказчика) в Военный комиссариат по месту погребения или учета умершего.
Ответчик обращает внимание на то, что необходимые документы, подтверждающие участие умерших в Великой отечественной войне, истец представил только в процессе судебного разбирательства.
Ссылается на то, что выводы суда основаны на ошибочном толковании норм материального права, которые повлияли на исход дела, и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов Военного комиссариата Брянской области.
ООО "Ритком" в отзыве на апелляционную жалобы учреждения возражало против ее доводов, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство обороны Российской Федерации, Гудимова Л.Н., Логачева Т.И., Полякова Е.В. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от общества и учреждения поступили ходатайства о рассмотрения жалобы в отсутствие представителей, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 29.04.2017 ООО "Ритком" (исполнитель) и Гудимова Л.Н. (заказчик) заключили договор N 2271, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника по увековечиванию памяти участника Великой Отечественной войны Гудимова Василия Николаевича (том 1, л.д. 11-12).
22.06.2017 ООО "Ритком" (исполнитель) и Логачева Т.И. (заказчик) заключили договор N 2303, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника по увековечиванию памяти участника Великой Отечественной войны Валяева Ивана Андреевича (том 1, л.д. 30-31).
17.03.2017 ООО "Ритком" (исполнитель) и Полякова Е.В. (заказчик) заключили договор N 2268, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника по увековечиванию памяти участника Великой Отечественной войны Полякова Петра Егоровича (том 1, л.д. 45-46).
В соответствии с пунктом 1.1 указанных договоров на основании статей 382 - 390 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнитель принимает право требования заказчиков по возмещению расходов к органам исполнительной власти, в которых умершие проходили военную службу. Подписание сторонами договоров является необходимым и достаточным подтверждением передачи заказчиком и принятия исполнителем вышеуказанного права требования.
Во исполнение принятых на себя обязательств исполнитель выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников Гудимову В.Н., Валяеву И.А., Полякову П.Е., что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 13.09.2017 N 64, от 03.10.2017 N 71, от 27.06.2017 N 44 (том 1, л.д. 28, 34, 55).
Стоимость выполненных работ по изготовлению и установке надгробного памятника Гудимова В.Н. составила 33 391 руб., Валяева И.А. - 32 803 руб., Полякова П.Е. - 31 541 руб., что подтверждается представленными квитанциями.
Письмами от 14.09.2017 N N 1054, 1058, от 04.10.2017 N 1092 с приложенными к ним комплектами документов общество обратилось в адрес Военного комиссариата Брянской области с требованием о возмещении расходов за изготовление и установку надгробных памятников Гудимову В.Н. в размере 31 541 руб., Валяеву И.А. в размере 32 803 руб., Полякову П.Е. в размере 31 541 руб (том 1, л.д.13, 44, 56).
В ответ на указанные письма ответчик в письмах от 13.10.2017 N 1/5/308, от 25.10.2017 N 1/5/322, от 13.10.2017 N 1/5/307 заявил отказ в удовлетворении требований истца, ссылаясь на нарушение истцом установленного законом порядка обращения за возмещением расходов (том 1 л.д. 14, 43, 57).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Ритком" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 11 Закона N 8-ФЗ погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Статьей 5 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Закона N 8-ФЗ).
Как следует из положений Закона N 5-ФЗ и Закона N 8-ФЗ, возмещение расходов по изготовлению и установке памятников не связано с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 (далее - Порядок погребения) (к которым отнесены участники Великой Отечественной войны), производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета (пункт 35 Порядка погребения).
Из пункта 36 Порядка погребения следует, что родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 Порядка погребения.
Согласно пункту 38 Порядка погребения для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
По смыслу положений статей 5, 6 Закона N 8-ФЗ лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что правом на обращение за возмещением расходов на изготовление и установку надгробных памятников обладают только родственники или законные представители умершего, а истец к таковым не относится, поскольку ООО "Ритком", взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) или иных лиц, взявшее на себя обязанности по увековечению памяти, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Данная позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 N 5622/09, определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 309-ЭС17-13295.
Суд первой инстанции справедливо не принял во внимание возражения ответчика о том, что истцом в нарушение пункта 38 приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 не представлены удостоверение участника или инвалида войны, а из представленных документов не усматривается прохождение Поляковым П.Е., Гудимовым В.Н. и Валяевым И.А. в период Великой Отечественной войны службы в составе действующей армии, поскольку в соответствии с пунктом 38 приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 о порядке погребения для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 о порядке погребения, могут представлять в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) помимо удостоверения участника или инвалида войны, другие документы, подтверждающие право на государственную гарантию по увековечению памяти.
Как следует из архивной справки ФГКУ "Центральный архив МО РФ" от 15.06.2017, Гудимов Василий Николаевич, 1919 года рождения, уроженец Брянской области, Выгоничского района, с. Уругье, на основании представления военкомата, награжден орденом Отечественной войны I степени, из справки от 10.04.2018 N 44, выданной военным комиссаром Выгоничского и Жирятинского районов Брянской области, следует, что младший лейтенант Гудимов В.Н. 1919 года рождения проходил службу в рядах Советской Армии в период с 1941 по 1945 годы, в том числе в действующей армии с 1941 по 1945 годы в составе 13 ГВ. СД.34 гв.стр.полк (том 1, л.д. 17, том 2 л.д. 6).
Согласно сведениям ФГКУ "Центральный архив МО РФ" Валяев Иван Андреевич 1908 года рождения, уроженец Орловской области Суземского района Суземского с/совета, призван 7 августа 1943 года Суземским РВК Орловской области, первично учтенный пропавшим без вести 27 июля 1944 года, снят с учета, как оказавшийся живым, проходил службу в составе действующей армии в 667 стрелковом полку 218 стрелковой дивизии. Согласно отвечающим принципу публичной достоверности сведениям созданного по инициативе Министерства обороны Российской Федерации Интернет ресурса http://podvignaroda.ru Валяев И.А. награжден Орденом Отечественной войны I степени (том 2, л.д. 42).
В отношении Полякова Петра Егоровича в материалы дела представлена архивная справка ФГКУ "Центральный архив МО РФ", согласно которой Поляков П.Е. 1919 года рождения, уроженец Брянской области, Жуковского района, д. Б.-Стилкого награжден орденом Отечественной войны I степени приказом МО СССР N 74 от 06.04.1985, награда вручена за N 645526, свидетельство об освобождении от воинской обязанности и справка Военного комиссариата по Брянской области от 23.03.2012 N 145, из которых следует, что Поляков П.Е. с 23.06.1941 по 14.03.1942 участвовал в Великой Отечественной войне в составе линкор "Парижская коммуна", был уволен по ранению, 20.11.1944 призван по мобилизации в 381 стрелковый полк с 20.11.1944 по май 1945 (том 1, л.д. 52, л.д. 132-136).
В соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР от 11.03.1985 "О награждении Орденом Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" награждению орденами Великой Отечественной войны I и II степени подлежали исключительно лица, принимавшие непосредственное участие в Великой Отечественной войне.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае непосредственное участие указанных лиц в Великой Отечественной войне, в том числе нахождение в рядах действующей армии, не вызывает сомнений.
Нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку определены истцом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460.
Довод учреждения о том, что он не имел возможности установить фактическое участие умерших в составе действующей армии, суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку ответчик не лишен возможности осуществлять межведомственные либо иные другие запросы с целью установления указанного обстоятельства.
Оценив и исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, а также ввиду наличия у ответчика предусмотренной законодательством обязанности по возмещению расходов, понесенных на изготовление и установку надгробных памятников, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании 95 885 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующим в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика, как с проигравшей стороны, в пользу истца 3 835 руб. в возмещение судебных расходов по государственной пошлине, уплаченной при подаче в арбитражный суд настоящего иска.
Вопреки доводам жалобы, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 N 5622/09).
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего) (пункт 39 Порядка, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5).
Согласно материалам дела истец представил ответчику все необходимые документы, подтверждающие факт установки надгробных памятников и наличие оснований для компенсации данных расходов, а также их размер.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что понесенные расходы на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти участников военных действий подлежат возмещению военным комиссариатом, с учетом предоставления обществом необходимого пакета документов, предусмотренного пункта 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих по каждому надгробному памятнику, и того, что размер спорной компенсации не превышает лимитов, установленных пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460.
Поскольку истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам боевых действий, при этом данные расходы ответчиком не возмещены, суд первой инстанции инстанций правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод апеллянта о том, что ответчик не является стороной договора на изготовление и установку надгробных памятников Полякову П.Е., Гудимову В.Н., Валяеву И.А., суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку в соответствии с требованиями статьи 38 Указа Президента Российской Федерации N 1609 от 7 декабря 2012 года "Положение о военных комиссариатах" основной задачей военного комиссариата "является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Довод Военного комиссариата Брянской области о подсудности спора суду общей юрисдикции подлежит отклонению, поскольку расходы, взыскиваемые обществом по настоящему делу, понесены им в ходе осуществления предпринимательской деятельности, таким образом, спор обоснованно рассмотрен арбитражным судом.
Иное толкование заявителями положений гражданского законодательства не свидетельствует об их неправильном применении судами.
Фактическое участие умерших в составе действующей армии подтверждается представленными документами в совокупности, доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подателями жалобы не представлено.
Другие доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным. Иная оценка ответчиком фактических обстоятельств дела, а также иное толкование им положений закона не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.06.2018 по делу N А09-16931/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Брянской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.