г. Пермь |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А60-12792/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Власовой О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
лица, участвующие в деле, о рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в апелляционную жалобу
апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Город",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 мая 2018 года,
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-12792/2018
по иску акционерного общества "Роскоммунэнерго" (ОГРН 1047796226500, ИНН 7709538063)
к обществу с ограниченной ответственностью "Город" (ОГРН 1136682001532, ИНН 6682003612)
о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, потребленную в целях содержания общего имущества,
установил:
акционерное обществе "Роскоммунэнерго" (далее истец АО "Роскоммунэнерго") обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Город" (далее ответчик, ООО "Город") то взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию, потребленную в целях содержания общедомового имущества за период январь 2017- декабрь 2017 в размере 274 666,78 руб.
Определением от 15 марта 2018 года исковое заявление АО "Роскоммунэнерго" принято к рассмотрению Арбитражным судом Свердловской области в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 мая 2018 года,
принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (судья Франк Ю.Ю.) исковые требования АО "Роскоммунэнерго" удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, обратился с апелляционной жалобой.
ООО "Город" полагает, что при принятии решения, судом неполно были выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, ошибочно указаны нормы не имеющие отношения к рассматриваемому делу (ст. 538 ГК РФ).
Ответчик указывает на то, что истец самостоятельно производит расчет стоимости коммунального ресурса на общедомовые нужды, самостоятельно выставляет счета гражданам и собирает с граждан оплату за данный коммунальный ресурс, минуя управляющую компанию (ответчика), какие либо отношения между ответчиком и собственниками жилых помещений в части электрической энергии на общедомовые нужды (как договорные, так и фактические) отсутствуют. По мнению ответчика, фактически исполнителем коммунальной услуги - поставка электроэнергии на общедомовые нужды является АО "Роскоммунэнерго", ООО "Город" не надлежащий ответчик.
Ответчик просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2018 отменить полностью, в удовлетворении исковых требований АО "Роскоммунэнерго" к ООО "Город" о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества за период с января по декабрь 2017 включительно в сумме 274 666,78 руб. отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в связи с чем ходатайство о вызове сторон в судебное заседание для обеспечения возможности ему представить необходимые доказательства по делу и дать пояснения по предмету спора, подлежит отклонению. При этом апелляционный суд отмечает, что каких либо сведений об наличии причин, препятствовавших представить доказательства в суд первой инстанции, их уважительности, ответчиком не заявлено.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать,
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Город" является управляющей организацией и осуществляет содержание общего имущества в многоквартирных домах находящихся в г. Невьянск Свердловской области: пос. Вересковый 1, пос. Вересковый 2, пос. Вересковый 3, пос. Вересковый 4, пос. Вересковый 5, пос. Вересковый 6, ул.
Дзержинского 1, ул. Дзержинского 2, Дзержинского 4, Дзержинского 63, Дзержинского 63/1, Серова 10, Серова 14, Гастелло 2, Осипенко 9, Чкалова 18а, Чкалова 20, Ракетная 21а, Ракетная 23а, Садовая 35, Садовая 37, Садовая 41, Садовая 43, Северная 1, Северная 1/1, Северная 7, Красноармейская 1а, Красноармейская 3, Красноармейская 12, К. Маркса 15, Свободы 4, Свободы 8.
Перечисленные дома оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии
Истец является поставщиком электрической энергии в обслуживаемые ответчиком многоквартирные дома.
Договор снабжения электрической энергией, используемой на общедомовые нужды N от 24.01.2017 N 5 подписан со стороны ответчика с разногласиями. Доказательств урегулирования разногласий в материалы дела не представлено, в связи с чем данный договор нельзя признать заключенным.
Фактически по спорным многоквартирным домам потребители электрической энергии напрямую производят расчеты с поставщиком электрической энергии (истцом), что спорным в настоящем деле не является.
В период с января по декабрь 2017 фактическое количество потребленной в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, электроэнергии, зафиксированное общедомовыми приборами учета электроэнергии, превысило суммарное количество электроэнергии, распределенной на жилые и нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, общая стоимость объема превышения по расчетам истца составила 274 666,78 руб.. На указанную сумму истцом были выставлены счета-фактуры: N 01-0-04721 от 31.01.2017, N 02-0-03602 от 28.02.2017, N 03-0-03262 от 31.03.2017, N 04-0-00213 от 30.04.2017, N 05-0-03579 от 31.05.2017, N 06-0-01377 от 30.06.2017, N 07-0-05314 от 31.07.2017, N 08-0-01201 от 31.08.2017, N 09-0-03437 от 30.09.2017, N 10-0-03440 от 31.10.2017, N 11-0-03381 от 30.11.2017, N 12-0-03952 от 31.12.2017.
Поскольку задолженность за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды ответчиком не оплачена, истец сначала направил претензию (л.д.9 т.2), а затем обратился с соответствующим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с дополнением и возражения отзыва, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения исходя из нижеследующего.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Факт поставки электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, ее общий объем и стоимость ООО "Город" не оспаривается.
Спор между сторонами касается определения лица, обязанного оплачивать электрическую энергию поступившую в многоквартирные дома на общедомовые нужды.
По мнению ответчика, поскольку расчет стоимости электроэнергии поставленной на общедомовые нужды, предъявление ее собственникам помещений и сбор платы осуществляет истец, то оснований для взыскания стоимости ресурса на общедомовые нужды ООО "Город" не имеется.
Изложенная позиция ответчика признается апелляционной инстанцией ошибочной на основании следующего.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 64 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В силу пунктов 13 и 54 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б" и "г" пункта 31 Правил N 354).
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возлагается обязанность по оказанию собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим способ управления домом управляющей компанией, всего комплекса коммунальных услуг. Управляющие компании в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
Внесение потребителями коммунальных услуг платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не меняет схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов, поэтому управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса. По смыслу действующего законодательства оплата должна производиться ответчиком, который в силу закона являлся в спорный период исполнителем коммунальных услуг и должен осуществлять расчеты с поставщиками коммунальных услуг, при наличии прямого договора - в части, неоплаченной собственниками и нанимателями помещений.
Учитывая изложенное, суд отклоняет довод ответчика о том, что он не является лицом, обязанным по оплате потребленной на общедомовые нужды электроэнергии.
В статьях 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Из анализа указанных норм следует, что обязанность по оплате электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды в пределах норматива и сверх норматива потребления электроэнергии, лежит на управляющей компании, отвечающей за качество услуг по содержанию общедомовых инженерных систем.
Отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности по оплате потребленной электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.
При отсутствии заключенного договора энергоснабжения между истцом и ответчиком при наличии договорных отношений по управлению домами между истцом и собственниками многоквартирных домов, обязанность по внесению платы за нормативное и сверхнормативное потребление на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 и пункта 21.1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124) возлагается на управляющую организацию.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 44 Правил N 354 закреплено, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, предъявляемой к оплате населению, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
При таких обстоятельствах, на ответчика, как на исполнителя коммунальных услуг, возлагается бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящейся на общедомовые нужды, за свой счет.
Из указанных норм права следует, что ресурсоснабжающая организация не имела возможности при таком способе управления взыскать плату на общедомовые нужды непосредственно с собственников помещений многоквартирных жилых домов, поэтому она правомерно предъявила соответствующее требование к управляющей организации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного решение суда от 07 мая 2018 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика ООО "Город" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в силу ст. 110 АПК РФ
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 мая 2017 года по делу N А60-12792/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.