город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2018 г. |
дело N А32-37470/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2018 по делу N А32-37470/2016, принятое в составе судьи Назыкова А.Л. по заявлению администрации муниципального образования город-курорт Сочи к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании незаконным бездействия в виде непринятия решения о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельных участков: с кадастровыми номерами 23:49:0204029:68 площадью 1820 кв. м и 23:49:0204029:69 площадью 1 950 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, и с кадастровыми номерами 23:49:0204028:104 площадью 1595 кв. м и 23:49:0204028:105 площадью 578 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, в районе ул. Приморской в створах ул. Войкова и пер. Морского, участок N 2, а также об обязании управления принять решение о передаче указанных земельных участков в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
На основании приказа Минэкономразвития России Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", приказа Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 06.06.2017 N 37 с 20 июня 2017 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0204029:68 и 23:49:020409:69 расположены объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, для эксплуатации которых эти земельные участки и были сформированы, оснований для отнесения этих земельных участков к собственности муниципального образования город-курорт Сочи или к обязанию управления передать указанные земельные участки в муниципальную собственность не имеется. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204028:104 и 23:49:0204028:105 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204028:91, предназначенного для эксплуатации комплекса береговых сооружений, на основании распоряжения департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года от 18.06.2010 N 198-рл. В границах земельных участков с кадастровыми номерам 23:49:0204028:104 и 23:49:0204028:105 расположены части гидротехнического сооружения - "Реконструкция Приморской набережной на участке примыкания к Южному молу в г. Сочи, учетный участок по плану N I (I-2, I-3, I-3/1, I-3/2, I-3/3, I-3/4, I-3/5) комплекса берегозащитных сооружений" с кадастровым номером 23:49:0000000:4991, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация сослалась на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204028:104 и 23:49:0204028:105 образованы из земельного участка 23:49:0204028:91, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 18.03.2008. Администрация не согласна с доводом управления, что указанные земельные участки расположены в пределах береговой полосы, поскольку ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204029:68 и 23:49:020409:69 образованы из земельного участка 23:49:0000000:52, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 23.10.2008. Заявитель жалобы указал, что спорные земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, не могут быть отнесены к собственности Российской Федерации. Администрация полагает, что срок на подачу заявления не пропущен, так как правовая конструкция данного нарушения законодательства РФ носит длящийся характер.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрация обратилась в управление с заявлением от 15.03.2016 о передаче в рамках реализации Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204029:68, 23:49:0204029:69, 23:49:0204028:104, 23:49:0204028:105.
Управление в письме от 24.06.2016 N 04/9449 отказало в передаче земельных участков, сославшись на нахождение земельных участков в переделах береговой полосы Черного моря, а также на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки после вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Аналогичный ответ был дан управлением в письме от 21.09.2016 N 04/14568 (т. 1, л.д. 19 - 30).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящим исковым заявлением.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В порядке части 1 статьи 1 Законом N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 рассматриваемой статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), допустимо в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (декабрь 2008 года).
Факт расположения спорных земельных участков в пределах особо охраняемой природной территории (курорта) федерального значения следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204029:68, 23:49:0204029:69, 23:49:0204028:104, 23:49:0204028:105 зарегистрировано в ЕГРП после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ.
В соответствии кадастровыми паспортами земельных участков от 11.03.2016 (т. 1, л.д. 73 - 90) и выписками из ЕГРП собственность Российской Федерации зарегистрировано:
- на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204029:68 - 20.02.2009 (т. 1, л.д. 31). Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.02.2009, образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:52. Разрешенное использование земельного участка: под объектами недвижимости (гидротехническими сооружениями). Площадь земельного участка: 1820 кв. м (кадастровый паспорт от 07.10.2016 N 99/2016/8336377 - т. 1, л.д. 32 - 34). В пределах данного участка расположено нежилое здание - центр курортного отдыха с кадастровым номером 23:49:0204029:1406, находящееся в общей долевой собственности Осипова Э.Ш. и Тартаковской Л.В. (т. 4, л.д. 72 - 75; т. 1, л.д. 35 - 36);
- на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204029:69 - 20.02.2009 (т. 1, л.д. 40). Земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.02.2009, образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:52, разрешенное использование земельного участка: под объектами недвижимости (гидротехническими сооружениями), площадь земельного участка: 1950 кв. м (т. 1, л.д. 41 - 44);
- на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204028:104 площадью 1595 кв.м - 01.07.2010 (т. 1, л.д. 45) Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.03.2010, образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204028:91, разрешенное использование земельного участка: бульвар, прогулочная набережная (т. 1, л.д. 46 - 49);
- на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204028:105 - 01.07.2010. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.03.2010, образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204028:91, разрешенное использование земельного участка: эксплуатация комплекса берегозащитных сооружений (т. 1, л.д. 51 - 54).
Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в его силу (20.12.2008). В данном случае право федеральной собственности на спорные земельные участки зарегистрировано позже указанного срока в 2009-2010 годы.
В силу пункта 1 части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности не подлежат передаче в качестве исключения земельные участки, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона если на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности.
Суд первой инстанции установил, что формирование земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204029:68 и 23:49:020409:69 обусловлено расположением в их пределах находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости - пяти бун и пляжа. Доказательств передачи указанных объектов из федеральной собственности в собственность муниципального образования не представлено.
На территории земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204028:104 площадью 1595 кв. м и 23:49:0204028:105 площадью 578 кв. м расположен находящийся в федеральной собственности объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0000000:4991 "Реконструкция Приморской набережной на участке примыкания к Южному молу в г. Сочи, учетный участок по плану N 1 (1-2, 1-3, 1-3/1, 1-3/2, 1-3/3, 1-3/4, 1-3/5) комплекса берегозащитных сооружений", что исключает передачу указанных земельных участков в собственность муниципального образования.
С учетом вышеизложенной совокупности обстоятельств по настоящему делу довод заявителя жалобы о том, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано на исходные земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:5 и 23:49:0204028:91, из которых образованы спорные земельные участки, до вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ, судебной коллегией отклоняется.
Суд первой инстанции в полной мере и всесторонне исследовал обстоятельства дела и проверил доводы сторон, в том числе аналогичные изложенным в апелляционной жалобе.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2018 по делу N А32-37470/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.