г. Ессентуки |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А25-1400/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уруп-Инвест" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 апреля 2018 года по делу N А25-1400/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уруп-Инвест" ИНН - 0912002541, ОГРН - 1110912001287,
к Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике ОГРН - 1040900840089, ИНН - 0912000054,
о признании незаконными действий налогового органа по выдаче акта сверки по расчетам с бюджетом, содержащего недостоверную информацию, и возложении на налоговый орган обязанности по проведению перерасчета налога и пеней по упрощенной системе налогообложения по результатам камеральной налоговой проверки уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации за 2015 год (судья Шишканов Д.Г.),
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике - Чотчаев Р.И. по доверенности от 11.01.2018 N 03-15/00037;
Установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уруп-Инвест" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие налогового органа по выдаче акта сверки по расчетам с бюджетом за 2015 год от 30.06.2017, содержащего недостоверную информацию по налогу по упрощенной системе налогообложения, и возложить на Инспекцию обязанность по проведению перерасчета налога и пеней по упрощенной системе налогообложения по результатам камеральной налоговой проверки уточненной (от 22.02.2017, номер корректировки - 2) налоговой декларации за 2015 год и выдаче заявителю сведений о расчетах с бюджетом, содержащих сведения о наличии переплаты по УСН за 2015 год КБК 182105010210100001110 в размере 198 772 руб. 35 коп., переплаты по пене по УСН в размере 6 481 руб. 45 коп., переплаты по штрафу по УСН в размере 23 579 руб. 51 коп. (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 апреля 2018 года в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что налоговом органом верно учтены налоговые обязательства по УСН за 2015 год, определенные налогоплательщиком в первоначальной декларациях и в уточненных декларациях, а также в решении УФНС по результатам рассмотрения жалобы на решение налоговой инспекции по камеральной проверке.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что суд дал ненадлежащую оценку доказательств, не учел, что отражение в КРСБ сведений по уточненным декларациям и по решению УФНС привело к двойному налогообложению.
Налоговая инспекция в отзыве просила решение суда оставить без изменения.
Представитель доводы поддержал.
Представитель общества не явился в судебное заседание, что не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Общество состоит на налоговом учете в Инспекции с 02.08.2011 и применяет упрощенную систему налогообложения с выбором в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на сумму расходов.
Обществом 30.03.2016 в налоговый орган была представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2015 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период была указана равной 4 417 071 руб., сумма расходов - 4 049 257 руб., налоговая база -367 814 руб., сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период - 55 172 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 30.03.2016 налоговой декларации Общества по упрощенной системе налогообложения за 2015 год, составлен акт проверки от 08.07.2016 N 18213.
В ходе камеральной проверки налоговый орган определил сумму доходов Общества за 2015 год для целей применения УСН в размере 5 817 325 руб. и сделал вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы по УСН за указанный налоговый период на 1 400 254 руб.
По результатам рассмотрения акта, материалов камеральной налоговой проверки было вынесено решение от 05.09.2016 N 16840 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Инспекция доначислила 210 038 руб. налога по УСН, 11 431 руб. 79 коп. пеней по УСН, а также привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по УСН в размере 42 007 руб. 60 коп.
Решение Инспекции от 05.09.2016 N 16840 было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.
До рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика Общество представило 02.02.2017 в Инспекцию уточненную (номер корректировки - 1) налоговую декларацию по УСН за 2015 год с отражением в ней суммы налога по отношению к первичной декларации за этот налоговый период к уменьшению на 55 172 руб.
По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС России по КЧР отменило решение Инспекции от 05.09.2016 N 16840.
Решением от 13.02.2017 N 9 Управление ФНС России по КЧР доначислило 210 038 руб. налога по УСН за 2015 год, 11 431 руб. 79 коп. пеней по УСН, привлекло Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по УСН в размере 21 003 руб. 80 коп. (размер штрафа снижен в порядке ст.ст. 112, 114 НК РФ).
Обществом 22.02.2017 в Инспекцию представлена уточненная (номер корректировки - 2) налоговая декларации по УСН за 2015 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период была указана равной 5 817 325 руб., сумма расходов - 5408963 руб., налоговая база - 408 362 руб., сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период - 61254 руб., сумма налога к увеличению по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларацией по УСН за 2015 год - 61 254 руб.
По истечении со дня представления уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год трехмесячного срока, предоставленного пунктом 2 статьи 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, Инспекцией не было принято решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.
Содержащиеся в налоговой декларации данные о начислении (уменьшении) сумм налога по соответствующим срокам уплаты за отчетные периоды по сравнению с данными предыдущих налоговых деклараций за 2015 год и доначислениями налога, пеней, штрафа по УСН, произведенными по результатам камеральной налоговой проверки первичной декларации решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9, были Инспекцией проведены по лицевому счету налогоплательщика и отражены в карточке по расчетам с бюджетом.
Поскольку налоговым органом при проверке представленной налогоплательщиком уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год в установленный законодательством трехмесячный срок не было заявлено претензий к достоверности сведений, указанных в представленной декларации, Общество полагало, что Инспекцией должен быть произведен перерасчет обязательств по уплате налога по УСН за 2015 год, в связи с чем, показатели первичной налоговой декларации за этот период (в том числе, суммы налога, пеней и штрафа, доначисленные решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9) являются неактуальными, а по лицевому счету налогоплательщика с учетом ранее уплаченных Обществом и взысканных Инспекцией на основании решения Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 сумм должна образоваться переплата по УСН.
Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о проведении совместной сверки расчетов по налогам, пеням, штрафам.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлен акт совместной сверки расчетов по налогам, пеням, штрафам от 30.06.2017 N 4125, в котором содержалась информация о наличии у Общества задолженности по уплате налога упрощенной системе налогообложения в сумме 32 252 руб. 35 коп.
Сопроводительным письмом от 30.06.2017 N 3215 Инспекция предложила Обществу в течение пяти рабочих дней произвести сверку данных акта сверки от 30.06.2017 N 4125 и представить в налоговый орган лично или по почте один экземпляр акта сверки расчетов с заполненными графами по данным налогоплательщика и подписью.
Бездействие налогового органа по надлежащему отражению по лицевому счету данных уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год и корректировке доначисленных решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 сумм задолженности было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.
По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС России по КЧР решением от 23.10.2017 N 115 оставило требования Общества без удовлетворения.
Полагая, что бездействие Инспекции, выразившееся в ненадлежащем отражении в карточке лицевого счета по УСН результатов камеральной проверки уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации за 2015 год и указании в акте совместной сверки от 30.06.2017 N 4125 сведений о наличии задолженности по УСН в сумме 32 252 руб. 35 коп., не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая заявление общества, суд первой инстанции правильно установил, что в данном случае Общество, получив от Инспекции акт совместной сверки расчетов по налогам, пеням, штрафам от 30.06.2017 N 4125 с сопроводительным письмом от 30.06.2017 N 3215, дальнейшую процедуру сверки с налоговым органом своих налоговых обязательств не продолжило и не возвратило Инспекции один экземпляр акта сверки с разногласиями и заполненными графами по данным налогоплательщика, доказательств обратного в суд не представлено. Таким образом, процедура совместной сверки между Инспекцией и Обществом расчетов по налогам, пеням, штрафам до конца не была доведена.
Из положений статей 59, 78, 79 НК РФ с учетом толкования, изложенного в пунктах 9, 80 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что неверное отражение налоговым органом на лицевых счетах налогоплательщика состояния его расчетов с бюджетом существенно ограничивает возможности данного лица в сфере экономического оборота, в связи с чем налогоплательщик вправе инициировать судебное разбирательство по приведению лицевых счетов в соответствии с действительными налоговыми обязательствами.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество, обратившись в арбитражный суд с требованиями по данному делу, воспользовалось допустимым способом защиты права.
В рамках настоящего дела заявителем фактически оспорены не действия по составлению акта сверки от 30.06.2017 N 4125 по данным Инспекции, а порядок отражения налоговым органом по лицевому счету Общества содержащихся в уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год сведений и корректировки доначисленных решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 сумм задолженности по результатам камеральной налоговой проверки указанной уточненной декларации.
При рассмотрении настоящего спора суд правильно указал, что состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом по каждому из видов налогов, сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам отражается в информационной базе, которую ведет налоговый орган. В ней на каждого налогоплательщика открыта карточка расчетов с бюджетом (далее - карточка РСБ).
В соответствии с пунктом 2 раздела I, пунктом 1 раздела IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, карточка РСБ представляет собой информационный ресурс, который ведут налоговые органы. В ней налоговый орган фиксирует:
- начисленные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Они заносятся в карточку РСБ на основании налоговых деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;
- суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачены в бюджет налогоплательщиком либо принудительно взысканы налоговым органом;
- разницу между поступившими и начисленными платежами. Отрицательное сальдо отражается как задолженность перед бюджетом, положительное - как переплата по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам.
Сопоставление показателей в карточке РСБ осуществляется в хронологическом порядке после наступления каждого из предусмотренных действующим налоговым законодательством сроков уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов.
Из представленных в деле доказательств (карточки РСБ заявителя по УСН, баланса расчетов, налоговых деклараций, иных материалов дела) усматривается следующая хронология изменений состояния расчетов Общества с бюджетом по УСН.
Сторонами не оспаривается, что по состоянию на 01.01.2016 у Общества имелась задолженность по уплате налога по УСН за предыдущие налоговые периоды в сумме 32 252 руб. 35 коп., а также переплата по пеням по УСН в сумме 5 643 руб. 02 коп., что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 N 15653.
15.03.2016 Инспекцией был произведен зачет переплаты по другому налогу в размере 40 230 руб. в счет уплаты задолженности по уплате налога по УСН в сумме 32 252 руб. 35 коп.
30.03.2016 Обществом была представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2015 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период была указана равной 4 417 071 руб., сумма расходов - 4 049 257 руб., налоговая база - 367 814 руб., сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период - 55 172 руб.
Согласно показателям первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.04.2015 Обществом была указана равной 7 591 руб., сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.07.2015 - 4 996 руб., сумма авансового платежа к уменьшению по сроку уплаты 26.10.2015 - 5 794 руб., сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 31.03.2016 - 48 379 руб.
Итого сумма налога к начислению по представленной первичной налоговой декларации Общества по УСН за 2015 год составила 55 172 руб. (7 591 руб. + 4 996 руб. - 5 794 руб. + 48 379 руб. = 55 172 руб.).
Отражение в КРСБ показателей данной налоговой декларации произведено Инспекцией следующим образом:
- начислен к уплате авансовый платеж в размере 7 591 руб. по сроку уплаты 27.04.2015;
- начислен к уплате авансовый платеж в размере 4 996 руб. по сроку уплаты 27.07.2015;
- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 5 794 руб. по сроку уплаты 26.10.2015;
- начислен к уплате авансовый платеж в размере 48 379 руб. по сроку уплаты 31.03.2016.
Исполнение обязанности по уплате налога в размере 7 591 руб. по сроку уплаты 27.04.2015 было произведено частично за счет уменьшения налога по этой декларации в размере 5 794 руб. по сроку уплаты 26.10.2015, в остальной части - за счет остатка не зачтенной 15.03.2016 переплаты по другому налогу в размере 40 230 руб.
Исполнение обязанности по уплате налога в размере 4 996 руб. по сроку уплаты 27.07.2015 было произведено за счет остатка незачтенной 15.03.2016 переплаты по другому налогу в размере 40 230 руб.
Исполнение обязанности по уплате налога в размере 48 379 руб. по сроку уплаты 31.03.2016 частично в сумме 1 184 руб. 65 коп. было произведено за счет остатка не зачтенной 15.03.2016 переплаты по другому налогу в размере 40 230 руб., в остальной части - платежным поручением Общества от 06.04.2016 N 9 в размере 47 194 руб. 35 коп.
В результате по состоянию на 12.04.2016 у Общества образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 7 977 руб. 65 коп., что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 N 15652.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации Общества по УСН за 2015 год был составлен акт проверки от 08.07.2016 N 18213, вынесено решение от 05.09.2016 N 16840, в соответствии с которым было доначислено 210 038 руб. налога по УСН, 11 431 руб. 79 коп. пеней по УСН, 42 007 руб. 60 коп. штрафа по УСН.
Суммы доначислений по решению от 05.09.2016 N 16840 были проведены Инспекцией в КРСБ.
По состоянию на 24.10.2016 Инспекцией было выставлено требование N 6995 с предложением Обществу уплатить доначисленные по результатам камеральной проверки суммы налога - 210 038 руб., пеней - 11 431 руб. 79 коп., штрафа - 42 007 руб. 60 коп.
Указанная в требовании от 24.10.2016 N 6995 задолженность по налогу по УСН была частично погашена в сумме 5 401 руб. 94 коп. платежным поручением Общества от 06.04.2016 N 9, частично в сумме 3 000 руб. путем зачета 08.07.2016 переплаты по другому налогу; задолженность по пеням по УСН была частично погашена в сумме 3 827 руб. 20 коп. платежным поручением Общества от 09.09.2016 N 12, частично пени в размере 25 руб. 96 коп. уменьшены программным перерасчетом; по заявлению Общества переплата по налогу по УСН по платежному поручению от 06.04.2016 N 9 в размере 2 575 руб. 71 коп. была зачтена в счет уплаты штрафа по УСН.
В отношении оставшихся неуплаченными сумм налога, пеней, штрафа Инспекция 24.10.2016 выставила Обществу уточненное требование N 7027 с предложением уплатить доначисленные по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год суммы налога - 201 636 руб. 06 коп., пеней - 7 578 руб. 63 коп., штрафа -42 007 руб. 60 коп.
Решение Инспекции от 05.09.2016 N 16840 по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.
До рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика Общество 02.02.2017 представило в Инспекцию уточненную (номер корректировки - 1) налоговую декларацию по УСН за 2015 год с отражением в ней суммы налога по отношению к первичной декларации за этот налоговый период к уменьшению на 55 172 руб.
Согласно показателям уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.04.2015 Обществом была указана равной 8 047 руб., сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.07.2015 - 20 898 руб., сумма авансового платежа к уменьшению по сроку уплаты 26.10.2015 - 28 945 руб., сумма авансового платежа к уплате (уменьшению) по сроку уплаты 31.03.2016 - 0 руб.
Итого сумма налога к уменьшению по представленной уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год составила 55 172 руб. (456 руб. + 15 902 руб. - 23 151 руб. - 48 379 руб. = - 55 172 руб.).
Отражение в КРСБ показателей уточненной (номер корректировки - 1 ) налоговой декларации по УСН за 2015 год было произведено Инспекцией в части разницы в отношении ранее введенных в КРСБ показателей первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год следующим образом:
- начислен к уплате авансовый платеж в размере 456 руб. (8 047 руб. - 7 591 руб. = 456 руб.) по сроку уплаты 27.04.2015;
- начислен к уплате авансовый платеж в размере 15 902 руб. (20 898 руб. - 4 996 руб. = 15 902 руб.) по сроку уплаты 27.07.2015;
- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 23 151 руб. (28 945 руб. -5794 руб. = 23 151 руб.) по сроку уплаты 26.10.2015;
- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 23 151 руб. (0 руб. - 48 379 руб. = - 48 379 руб.) по сроку уплаты 31.03.2016.
В результате у Общества по состоянию на 03.02.2017 образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 55 172 руб., что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 N 15655.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Управление ФНС России по КЧР решением от 13.02.2017 N 9 отменило полностью решение Инспекции от 05.09.2016 N16840. Вышестоящий налоговый орган этим же решением снова доначислил по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год 210038 руб. налога, 11 431 руб. 79 коп. пеней, 21 003 руб. 80 коп. штрафа по УСН (размер штрафа был снижен в порядке ст.ст. 112, 114 НК РФ по мотиву наличия смягчающих вину налогоплательщика обстоятельств).
Вышестоящий налоговый орган определил сумму доходов Общества для целей применения УСН по первичной налоговой декларации за 2015 год в размере 5 817 325 руб. и пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы по УСН за указанный налоговый период на 1 400 254 руб.
Решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 было Инспекцией проведено в КРСБ Общества путем доначисления 210 038 руб. налога, 11 431 руб. 79 коп. пеней, 21 003 руб. 80 коп. штрафа по УСН.
При этом ранее проведенные по КРСБ по отмененному вышестоящим налоговым органом решению Инспекции от 05.09.2016 N 16840 суммы налога по УСН (210 038 руб.), пеней (11 431 руб. 79 коп.), штрафа по УСН (42 007 руб. 60 коп.) были сторнированы.
Обществом 22.02.2017 в Инспекцию была представлена уточненная (номер корректировки - 2) налоговая декларации по УСН за 2015 год, согласно которой сумма доходов за налоговый период была указана равной 5 817 325 руб., сумма расходов -5408963 руб., налоговая база - 408 362 руб., сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период - 61 254 руб., сумма налога к увеличению по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларацией по УСН за 2015 год на 61 254 руб.
Согласно показателям уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.04.2015 Обществом была указана равной 106 447 руб., сумма авансового платежа к уплате по сроку уплаты 27.07.2015 - 81 423 руб., сумма авансового платежа к уменьшению по сроку уплаты 26.10.2015 - 122 659 руб., сумма авансового платежа к уменьшению по сроку уплаты 31.03.2016 - 3 975 руб.
Отражение в КРСБ показателей уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год было произведено Инспекцией в части разницы в отношении ранее введенных в КРСБ показателей предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год следующим образом:
- начислен к уплате авансовый платеж в размере 98 400 руб. (106 447 руб. - 8 047 руб. = 98 400 руб.) по сроку уплаты 27.04.2015;
- начислен к уплате авансовый платеж в размере 60 525 руб. (81 423 руб. - 20 898 руб. = 60 525 руб.) по сроку уплаты 27.07.2015;
- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 93 714 руб. (122 659 руб. - 28 945 руб. = 93 714 руб.) по сроку уплаты 26.10.2015;
- проведен к уменьшению авансовый платеж в размере 3 957 руб. (0 руб. - 3 975 руб. = - 3 957 руб.) по сроку уплаты 31.03.2016.
Итого сумма налога к начислению по представленной уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год составила 61 254 руб. (98400 руб. + 60 525 руб. - 93 714 руб. - 3 957 руб. = 61 254 руб.).
Исполнение обязанности по уплате авансового платежа по уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год в размере 98 400 руб. по сроку уплаты 27.04.2015 было произведено за счет уменьшения на сумму 43 288 руб. по этой же декларации по сроку уплаты 26.10.2015, а также за счет уменьшения на сумму 55 172 руб. по сроку уплаты по уточненной (номер корректировки - 1 ) налоговой декларации по УСН за 2015 год.
Исполнение обязанности по уплате авансового платежа в сумме 60 525 руб. по уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год по сроку уплаты 27.07.2015 было произведено за счет уменьшения на сумму 3 957 руб. по сроку уплаты 31.03.2016, на сумму 50 486 руб. по сроку уплаты 26.10.2015 по этой же декларации, а в оставшейся части остаток задолженности в размере 6 082 руб. был уплачен платежным поручением Общества от 27.03.2017 N 171.
В результате у Общества по состоянию на 01.01.2017, 03.06.2017 задолженности по налогу по УСН не имелось, что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 N 15656.
06.06.2017 Обществом была представлена "нулевая" первичная налоговая декларация по УСН за 2016 год.
Впоследствии 22.09.2017 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по УСН за 2016 год, согласно которой сумма авансовых платежей по срокам уплаты 25.04.2016, 25.07.2016, 25.10.2016 были указаны равными нулю, сумма налога по сроку уплаты 31.03.2017 к уплате в бюджет 27 750 руб.
Инспекцией по КРСБ проведен к уплате налог по уточненной налоговой декларации по УСН за 2016 год в размере 27 750 руб. по сроку уплаты 31.03.2017.
Исполнение обязанности по уплате налога по УСН за 2016 год по уточненной налоговой декларации за этот период было осуществлено 26.09.2017 путем зачета Инспекцией переплаты по другому налогу в сумме 28 000 руб.
Балансом расчетов от 02.11.2017 N 15658 подтверждается, что по состоянию на 01.10.2017 по КРСБ у Общества образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 250 руб., задолженность по пене по УСН в сумме 1 471 руб. 20 коп., а также переплата по штрафу по УСН в размере 21 003 руб. 80 коп. (образовалась за счет сторнирования в КРСБ штрафа в размере 42 007 руб. 60 коп. по отмененному решению Инспекции от 05.09.2016 N 16840 и отражения штрафа по решению Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 в размере 21 003 руб. 80 коп. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).
Общество в своих дополнениях к заявлению от 19.12.2017 не согласно с таким балансом расчетов и утверждает, что по его лицевому счету в налоговом органе должна быть по состоянию на указанную дату отражена переплата по налогу по УСН в размере 198 772 руб. 35 коп., по пеням по УСН в размере 6 481 руб. 45 коп., по штрафу по УСН в размере 23 579 руб. 51 коп.
Такой вывод Общество обосновывает арифметической разницей между суммами уплаченных налогоплательщиком, а также зачтенных налоговым органом в счет уплаты налога по УСН за период с 01.01.2016 платежей, с одной стороны, и суммами доначисленного по представленным Обществом первичным и уточненным налоговым декларациям за 2015, 2016 г.г. налога (без учета сумм, доначисленных по решению Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9).
Общество такую позицию обосновывает тем, что, по его мнению, суммы налога, пеней и штрафа по УСН, доначисленные решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации за 2015 год, не могут учитываться при подведении баланса расчетов с бюджетом по УСН, являются неактуальными и подлежат сторнированию по КРСБ вследствие принятия налоговым органом без возражений по истечении предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ срока камеральной проверки представленной налогоплательщиком уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год.
В свою очередь, Инспекция с таким порядком расчета не согласна и полагает, что принятие уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год не отменяет доначисленных решением вышестоящего налогового органа от 13.02.2017 N 9 сумм налога, пеней, штрафа по УСН и влечет за собой лишь необходимость проведения по карточке РСБ к доначислению разницы к доплате в размере 61 254 руб. между суммой налога по уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларацией за этот налоговый период.
Таким образом, разница в позиции сторон относительно определения состояния расчетов Общества с бюджетом по уплате УСН в данном случае вызвана исключительно различным мнением налогоплательщика и Инспекции о порядке отражения в карточке РСБ уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за налоговый период 2015 года, в котором на основании решения Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 ранее были проведены доначисления по камеральной налоговой проверке первичной декларации за указанный период.
При рассмотрении спора суд правомерно руководствовался следующими нормами права.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 23,44,45,52, 54, 80, 81 налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налоги по итогам каждого налогового периода и отразить их в налоговой декларации, а в случае неполноты отражения и ошибок - представить уточненную декларацию.
В силу статей 88, 100, обязанности налогоплательщика корреспондирует право налогового органа провести мероприятия налогового контроля, в том числе камеральные проверки, и в случае недостоверного декларирования произвести корректировку налоговых обязательств посредством вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), и внесения соответствующих данных в КРСБ налогоплательщика.
При этом вынесение налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) не порождает у налогоплательщика обязанности по представлению в налоговый орган уточненных (корректирующих) налоговых деклараций, с отражением в них к уплате сумм налогов, доначисленных по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, так как в данном случае корректировка налоговых обязательств производится налоговым органом самостоятельно, без вмешательства в указанный процесс, налогоплательщика.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено ограничений на представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый период. Отсутствует и запрет на подачу уточненной налоговой декларации с суммой налога к увеличению (уменьшению) после принятия налоговым органом решения по результатам налоговой проверки.
Данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие и обязанность налогового органа на проверку этой декларации.
В каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Проверка уточненной декларации должна быть направлена на максимальное выяснение налоговым органом всех изменений и связанных с ними обстоятельств. При этом необходимо учитывать изменение не только итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате на основании данной декларации.
Письмом ФНС России от 25.08.2017 N АС-4-15/16906@ "О результатах рассмотрения обращения" разъяснено, что если иное не предусмотрено порядком заполнения налоговой декларации, при перерасчете налогоплательщиком сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый (отчетный) период, по которому налогоплательщиком производится перерасчет сумм налога.
В случае представления налогоплательщиком уточненной декларации в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) отражается разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации (первичной или предыдущей уточненной) за соответствующий налоговый (отчетный) период, без учета результатов проверок по предыдущим налоговым декларациям.
При этом, если к моменту ввода уточненной декларации в КРСБ были проведены решения по камеральным проверкам по предыдущим декларациям за соответствующий налоговый (отчетный) период с учетом решений вышестоящих налоговых органов (судебных органов), в КРСБ проводится разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 письма ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576 "О некоторых вопросах, связанных с учетом уточненных налоговых деклараций при принятии решения по результатам налоговой проверки", в случае если уточненная налоговая декларация представлена после вынесения решения по результатам рассмотрения материалов соответствующей камеральной (выездной) налоговой проверки, то налоговым органам необходимо руководствоваться положениями письма ФНС России от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@.
Таким образом, письма ФНС России от 25.08.2017 N АС-4-15/16906@, от 21.11.2012 N АС-4-2/19576 применительно к рассматриваемой ситуации отсылают к письму Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@ "О порядке отражения в КРСБ уточненных налоговых деклараций".
В свою очередь, в письме от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@ ФНС России даны разъяснения относительно порядка действий налоговых органов в случаях, когда налогоплательщиком предоставлена уточненная налоговая декларация за налоговый
(отчетный) период, в котором ранее были проведены доначисления по камеральным или выездным налоговым проверкам.
В этом случае ФНС России помимо истребования налоговым органом у налогоплательщика пояснений в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ также рекомендовала запросить у налогоплательщика факт отражения результатов предыдущих налоговых проверок данного периода в этой декларации.
В том случае, если из полученных пояснений налоговым органом выяснено, что налогоплательщиком результаты налоговой проверки по предыдущей налоговой декларации учтены в представленной уточненной налоговой декларации в силу наличия объективных обстоятельств, то во избежание возникновения в КРСБ сумм необоснованной налоговой задолженности, при подтверждении налогоплательщиком в ходе камеральной проверки указанных объективных обстоятельств, сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной налоговой декларации, производится на основании служебной записки начальника отдела камеральных проверок, согласованной руководителем (заместителя руководителя) налогового органа.
При этом решения налогового органа по результатам камеральной или выездной налоговой проверки могут быть изменены только по решению вышестоящего налогового органа или суда.
Решение вышестоящего налогового органа, принятое по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на решение нижестоящей инспекции по результатам налоговой проверки, является актом налогового органа ненормативного характера, а потому может быть в общем порядке признано судом недействительным, если оно нарушает права налогоплательщика (статьи 137 и 138 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 раздела I Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, по решениям налоговых органов и судов информация отражается в карточках РСБ после вступления соответствующих актов в законную силу.
Судебных решений об отмене решения управления не имеется. Данное решение вступило в законную силу и содержащаяся в нем налоговая информация правомерно отражена в карточке РСБ.
Материалами дела подтверждено, что еще до рассмотрения Управлением ФНС России по КЧР апелляционной жалобы Общества последнее фактически "обнулило" показатели своей первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год, уменьшив подлежащую уплате в бюджет сумму налога на 55 172 руб. по отношению к первичной декларации за этот налоговый период.
Суд учитывает, что, представив в Инспекцию 22.02.2017 уточненную (номер корректировки - 2) налоговую декларацию по УСН за 2015 год, Общество фактически признало правомерность выводов Инспекции и Управления ФНС России по КЧР о занижении налогоплательщиком в первичной налоговой декларации за этот период суммы доходов для целей применения УСН на 1 400 254 руб., поскольку указало в уточненной декларации N 2 сумму доходов за налоговый период в установленном решением Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 размере - 5 817 325 руб.
Общество в уточненной (номер корректировки - 2) налоговую декларацию за 2015 год лишь увеличило сумму расходов для целей исчисления налога по УСН по сравнению с ранее представленной первичной налоговой декларацией на 1 359 706 руб., указав их равными 5 408 963 руб.
В результате в уточненной налоговой декларации N 2 за 2015 налогоплательщик увеличил итоговую сумму налога к уплате в бюджет за этот налоговый период на 61 254 руб. по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларацией, которая, в свою очередь, "обнулила" показатели первичной декларации за этот период;
с учетом того, что к моменту ввода показателей уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации Общества за 2015 в КРСБ было уже проведено вступившее в силу решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 по камеральной проверке первичной декларации Общества за этот период, Инспекция обоснованно провела в карточке РСБ по УСН лишь разницу к доплате в размере 61 254 руб. по отношению к предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации Общества.
При этом Инспекция учла разъяснения письма ФНС России от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@, посчитав, что решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации за 2015 год может быть изменено либо отменено исключительно по решению вышестоящего налогового органа (ФНС России) или суда.
При этом, поскольку решение Управления ФНС России по КЧР от 13.02.2017 N 9 было вынесено по камеральной налоговой проверке первичной налоговой декларации за 2015 год, а к моменту представления Обществом уточненной декларации N 2 Инспекцией по КРСБ по УСН уже была проведена предыдущая уточненная налоговая декларация Общества N 1, то результаты камеральной проверки уточненной (номер корректировки -2) декларации не могли являться основанием к сторнированию доначисленных решением вышестоящего налогового органа от 13.02.2017 N 9 сумм налога, пеней, штрафа.
В этом случае в карточке расчетов с бюджетом по УСН подлежала отражению лишь разница к доплате по отношению только к предыдущей уточненной (номер корректировки - 1) налоговой декларации Общества за соответствующий налоговый период, без учета результатов проверки первичной налоговой декларации.
Именно такой порядок отображения в КРСБ показателей уточненной (номер корректировки - 2) декларации Общества за 2015 год обоснованно избрала Инспекция.
Следует также отметить, что из материалов дела не следует, что в отношении уплаты налога по УСН за 2015 год на налогоплательщика Инспекцией были возложены какие-либо дополнительные обязанности либо в отношении него применены какие-либо ограничения.
Сведения, содержащиеся в уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год, отражены в данных налоговых обязательств Общества, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается заявителем.
В ходе рассмотрения настоящего дела не нашли подтверждения доводы Общества о том, что в акте совместной сверки расчетов по налогам, пеням, штрафам от 30.06.2017 N 4125 информация о наличии у Общества по данным Инспекции задолженности по уплате налога по УСН в сумме 32 252 руб. 35 коп. являлась недостоверной.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда неправомерно, так как никаких правовых последствий в виде перерасчета налоговых обязательств для налогоплательщика после подачи уточненной налоговой декларации не наступило. Как установлено судом, данная декларация была проведена в карточке расчетов с бюджетом как сумма налога к уплате 61254 руб.; в результате чего за 2015 год у налогоплательщика возникло двойное налогообложение: за 2015 год сумма,налога по УСН по камеральной проверке 210038 руб. и сумма налога по уточненной декларации (2) 61254 руб."; нарушение прав налогоплательщика Межрайонной ИФНС России N 2 по КЧР в данном случае выразилось в том, что после подачи Обществом уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению, налоговый орган фактически уклонился от обязанности совершения по ней мероприятий налогового контроля: не осуществил ни выездную, ни камеральную проверку" не подтвердился.
Инспекцией в соответствии со статьями 31, 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее: п.п., п., ст., ст.ст., Налоговый Кодекс РФ) была проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Уруп-Инвест 30 марта 2016 года первичной налоговой декларации по УСН р.н. 10402309, выявлены нарушения в определении налоговой базы; решением доначислено 263 477-39 руб. в том числе, налога в размере 210 038 руб. пени в размере 11 431-79 руб. и штрафа в размере 42 007-60 руб., что отражено в КРСБ.
По жалобе налогоплательщика решение налоговой инспекции отменено и решением от 13.02.2017 г. N 9 УФНС России по КЧР доначислено 210 038 руб. налога по УСН за 2015 год, 11 431-79 руб. пени по УСН и привлекло к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 21 003-80 руб. (размер штрафа снижен по смягчающим вину налогоплательщика обстоятельствам ст.ст. 112, 114 Налогового Кодекса РФ).
Решение УФНС России по КЧР от 13.02.2017 г. N 9 вступило в законную силу, по состоянию на сегодняшнее число налогоплательщиком не обжаловано.
2 февраля 2017 года ООО "Уруп-Инвест" была представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по УСН за 2015 год р.н. 31235314 (номер корректировки 1), в которой была исчислена сумма налога по УСН к уменьшению на 55 172 руб.
22 февраля 2017 года ООО "Уруп-Инвест" была представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по УСН за 2015 год р.н. 31283380 (номер корректировки 2), сумма налога по УСН к уплате в бюджет 61 254 руб. к увеличению по сравнению с предыдущей уточненной (номер корректировки 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год 61 254 руб.
Довод Налогоплательщика о том, что за 2015 год возникло двойное налогообложение: за 2015 год сумма налога по УСН по камеральной проверке 210038 руб. и сумма налога по уточненной декларации (2) 61254 руб. по следующим основаниям.
По состоянию на 01.01.2016 г. у Налогоплательщика была задолженность по налогу по УСН в сумме 32 252-35 руб. и переплата пени по УСН в сумме 5 643-02 руб., что подтверждается КРСБ за период 01.01.2016 по 31.12.2016 г. Зачетом от 15 марта 2016 года в КРСБ она погашена.
30 марта 2015 представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2015 год сумма налога к уплате в бюджет 55 172 руб. Данная декларация была отражена в КРСБ правомерно, с учетом авансовых отчетов: + 7 591 руб. к начислению по сроку уплаты 27.04.2015 г. дата отчетного периода 31.03.2016 г., в налоговой декларации по УСН за 2015 г. р.н. 10402309 начисленный налог отражен на стр. 11 (строка 10, 15); + 4 996 руб. к начислению по сроку уплаты 27.07.2015 г. дата отчетного периода 31.03.2016 г., в налоговой декларации по УСН за 2015 г. р.н. 10402309 начисленный налог отражен на стр. 12 (строка 14) стр. 13, (строка 3); 5 794 руб. к уменьшению по сроку уплаты 26.10.2015 г. дата отчетного периода 31.03.2016 г., в налоговой декларации по УСН за 2015 г. р.н. 10402309 налог подлежащий к уменьшению отражен на стр. 14 (строка 3, 8); + 48 379 руб. к начислению по сроку уплаты 31.03.2016 г. дата отчетного периода 31.03.2016 г., в налоговой декларации по УСН за 2015 г. р.н. 10402309 налог подлежащий к уменьшению отражен на стр. 15 (строка 6, строка 11); итого сумма налога к начислению 55 172 руб. (7 591+4 996+48 379 - 5 794) по налоговой декларации по УСН за 2015 г. р.н. 10402309, начисленный налог отражен на стр. 10 (строка 5, 11).
Исполнение обязанности по уплате налога по УСН в сумме 7 591 руб. по сроку уплаты 27.04.2015 г. было выполнено за счет уменьшения в размере 5 794 руб. по этой же декларации по сроку уплаты 26.10.2015 г. в остальной части недоимка в размере 1 797 руб. была уплачена из зачета переплаты по другому налогу от 15.03.2016 г. 40 230 руб.; исполнение обязанности по уплате налога по УСН в сумме 4 996 руб. по сроку уплаты 27.07.2015 г. было выполнено из зачета переплаты по другому налогу от 15.03.2016 г. 40 230 руб.; исполнение обязанности по уплате налога по УСН в сумме 48 379 руб. по сроку уплаты 31.03.2016 г. было выполнено из зачета переплаты по другому налогу от 15.03.2016 г. в размере 1 184-65 руб. и платежным поручением (далее: п/п) от 06.04.2016 г. N 9 в размере 47 194-35 руб.
В результате по состоянию на 12.04.2016 г. у Налогоплательщика образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 7 977-65 руб., что подтверждается балансом расчетов N 15652 от 02.11.2017 г.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2015 год было доначислено 210 038 руб. налога по УСН за 2015 год, 11 431-79 руб. пени по УСН и 42 077-60 руб. штрафа по УСН.
Налогоплательщиком обязанность по уплате задолженности по требованию от 24.10.2016 г. N 6995 было выполнено в части недоимки платежным поручением (далее: п/п) от 06.04.2016 г. N 9 в размере 5 401-94 руб., зачетом из переплаты по другому налогу от 08.07.2016 г. в размере 3 000 руб., в части пени п/п от 09.09.2014 г. N 12 в размере 3 827-20 руб., уменьшением пени программным перерасчетом в размере 25-96 руб. в остальной части задолженность была включена в требование от 24.10.2016 г. N 7027 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.
Ранее, 2 февраля 2017 года ООО "Уруп-Инвест" была представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по УСН за 2015 год р.н. 31235314 (номер корректировки 1), с суммой налога по отношению к первичной декларации за налоговый период 2015 год к уменьшению на 55 172 руб.
Согласно показателям уточненной (номер корректировки 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год сумма налога (авансового платежа по налогу по УСН) по данным Налогоплательщика которая была заполнена следующим образом: сумма авансового платежа к уплате + 8 047 руб. по сроку уплаты 27.04.2015 г., сумма авансового платежа к уплате + 20 898 руб. по сроку уплаты 27.07.2015 г., сумма авансового платежа к уменьшению - 28 945 руб. по сроку уплаты 26.10.2015 г. и сумма налога подлежащая к уплате + 0 руб. по сроку уплаты 31.03.2016 г. Итого сумма налога к уменьшению по представленной уточненной (номер корректировки 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год составила 55 172 руб. (456 руб. + 15 902 руб. - 23 151 руб. - 48 379 руб. = - 55 172 руб.)
В результате в КРСБ по УСН начислены суммы авансового платежа и налога за соответствующие налоговые периоды согласно раздела "Расчет сумм к начислению" строки Начислено (Уменьшено) по расчету отражены следующим образом: начислен к уплате авансовый платеж в размере + 456 руб. (8 047 руб. - 7 591 руб.) дата отчетного периода 02.02.2017 г. по сроку уплаты 27.04.2015 г.; начислен к уплате авансовый платеж в размере + 15 902 руб. (20 898 руб. - 4 996 руб.) дата отчетного периода 02.02.2017 г. по сроку уплаты 27.07.2015 г.; проведен к уменьшению авансовый платеж в размере - 23 151 руб. (28 945 руб. -5 794 руб.) дата отчетного периода 02.02.2017 г. по сроку уплаты 26.10.2015 г.; проведен к уменьшению налог в размере - 48 379 руб. (0 руб. - 48 379 руб.) дата отчетного периода 02.02.2017 г. по сроку уплаты 31.03.2016 г. Итого сумма налога к уменьшению по представленной уточненной (номер корректировки 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год составила - 55 172 руб.
В результате у ООО "Уруп-Инвест" по состоянию на 03.02.2017 г. образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 55 172 руб., что подтверждается балансом расчетов от 02.11.2017 г. N 15655.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Налогоплательщика УФНС России по КЧР решением от 13.02.2017 г. N 9 отменило полностью решение Инспекции от 05.09.2016 г. N 16840. Вышестоящий налоговый орган этим же решением снова доначислил за 2015 год 210 038 руб. налога, 11 431-79 руб. пеней, 21 003-80 руб. штрафа по УСН (размер штрафа снижен по смягчающим вину налогоплательщика обстоятельствам ст.ст. 112, 114 Налогового Кодекса РФ).
Вышестоящий налоговый орган определил сумму доходов ООО "Уруп-Инвест" для целей применения УСН по первичной налоговой декларации за 2015 год в размере 5 817 325 руб. и пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы по УСН за указанный налоговый период на 1 400 254 руб.
Решение УФНС России по КЧР от 13.02.2017 г. N 9 было Инспекцией проведено в КРСБ путем доначисления 210 038 руб. налога, 11 431-79 руб. пеней, 21 003-80 руб. штрафа по УСН.
При этом ранее проведенные по КРСБ по отмененному вышестоящим налоговым органом решению Инспекции от 05.09.2016 г. N 16840 суммы налога по УСН (210 038 руб.), пеней (11 431-79 руб.), штраф по УСН (42 007-60 руб.) были сторнированы.
22 февраля 2017 года ООО "Уруп-Инвест" была представлена в Инспекцию уточненная (номер корректировки 2) налоговая декларация по УСН за 2015 год р.н. 31283380, которая была заполнена и отражена в КРСБ: сумма авансового платежа к уплате + 106 447 руб. по сроку уплаты 27.04.2015, сумма авансового платежа к уплате + 81 423 руб. по сроку уплаты 27.07.2015, сумма авансового платежа к уменьшению - 122 659 руб. по сроку уплаты 26.10.2015 и сумма налога к уменьшению - 3 975 руб. по сроку уплаты 31.03.2016.
В результате в КРСБ по УСН начислены суммы авансового платежа и налога за соответствующие налоговые периоды согласно раздела "Расчет сумм к начислению" строки Начислено (Уменьшено) по расчету отражены следующим образом: начислен к уплате авансовый платеж в размере + 98 400 руб. (106 447 руб. - 8 047 руб.) дата отчетного периода 22.02.2017 г. по сроку уплаты 27.04.2015 г.; начислен к уплате авансовый платеж в размере + 60 525 руб. (81 423 руб. - 20 898 руб.) дата отчетного периода 22.02.2017 г. по сроку уплаты 27.07.2015 г.; проведен к уменьшению авансовый платеж в размере - 93 714 руб. (122 659 руб. -28 945 руб.) дата отчетного периода 02.02.2017 г. по сроку уплаты 26.10.2015 г.; проведен к уменьшению налог в размере - 3 975 руб. (0 руб. - 3 975 руб.) дата отчетного периода 22.02.2017 г. по сроку уплаты 31.03.2017 г. Итого сумма налога к начислению по представленной уточненной (номер корректировки 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год составила - 61 254 руб. (98 400 руб. + 60 525 руб. - 93 714 руб. - 3 975 руб.).
Исполнение обязанности по уплате авансового платежа по уточненной (номер корректировки 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год в размере 98 400 руб. по сроку уплаты 27.04.2015 г. было уменьшено на сумму 55 172 руб. по уточненной (номер корректировки 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год р.н. 31235314, а так же за счет уменьшения на сумму 43 288 руб. по этой же декларации по сроку уплаты 26.10.2015 г. Исполнение обязанности по уплате авансового платежа по уточненной (номер корректировки 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год в размере 60 525 руб. по сроку уплаты 27.07.2015 г. было уменьшено в размере 50 486 руб. по сроку уплаты 26.10.2015 г. и 3 957 руб. по сроку уплаты 31.03.2016 г. по этой же декларации, в остальной части недоимка в размере 6 082 руб. была уплачена по п/п от 27.03.2017 г. N 171.
По состоянию на 03.06.2017 г. у Налогоплательщика задолженности по налогу по УСН не было, что подтверждается КРСБ за период 01.01.2017 по 30.10.2017 г. и балансом расчетов N 15656 от 02.11.2017.
6 июня 2017 года ООО "Уруп-Инвест" была представлена в Инспекцию нулевая налоговая декларации по УСН за 2016 г. р.н. 31562620.
22.09.2017 г. представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2016 год, р.н. 31834951, согласно которой суммы авансовых платежей по срокам уплаты 25.04.2016 г., 25.07.2016 г., 25.10.20165г. были указаны равными нулю, сумма налога по сроку уплаты 31.03.2017 г. к уплате в бюджет 27 750 руб. Данная декларация была проведена в КРСБ по налогу по УСН в размере + 27 750 руб. к начислению по сроку уплаты 31.03.2017 г.
Исполнение обязанности по уплате налога по УСН в сумме 27 750 руб. по сроку уплаты 31.03.2017 г. было выполнено из зачета переплаты по другому налогу от 26.09.2017 г. в сумме 28 000 руб.
По состоянию на 01.10.2017 г. у Налогоплательщика образовалась переплата по налогу по УСН в сумме 250 руб., задолженность по пени по УСН в сумме 1 471-20 руб., а также переплата по штрафу в размере 21 003-80 руб., что подтверждается балансом расчетов N 15658 от 02.11.2017 г.
Довод налогоплательщика о том, что за 2015 год у него возникло двойное налогообложение по налогу по УСН, не подтвердился.
Довод апелляционной жалобы о том, что по представленной уточненной (номер корректировки 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год налоговый орган должен был произвести перерасчет налоговых обязательств по камеральной проверке, отклоняется.
Отражения в КРС произведены налоговой инспекцией в соответствии с Письмами ФНС России от 25.08.2017 N АС-4-15/16906@ "О результатах рассмотрения обращения", от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@ "О порядке отражения в КРСБ уточненных налоговых деклараций". ООО "Уруп-Инвест" не приведены ссылки на нормы права законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, на основании которых нижестоящий налоговый орган, то есть Инспекция, вправе вносить изменения в решения по результатам налоговых проверок вышестоящего налогового органа, то есть в решение УФНС России по КЧР от 13.02.2017 г. N 9 по жалобе ООО "Уруп-Инвест".
Кроме того, в ходе рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы ООО "Уруп-Инвест" на решение Инспекции от 05.09.2016 г. N 16840 в качестве дополнения к жалобе, руководитель Налогоплательщика в устной форме признал факт наличия занижения доходов в проверяемом периоде в связи с самостоятельным ведением бухгалтерских и налоговых документов при том, что он сам является и директором и бухгалтером (стр. 4 решения УФНС России по КЧР от 13.02.2017 г. N9).
Данные обстоятельства послужили основанием снижения штрафных санкций в порядке ст.ст. 112, 114 Налогового Кодекса РФ по мотиву наличия смягчающих обстоятельств.
Довод апелляционной жалобы о том, что после подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению, налоговый орган фактически уклонился от обязанности совершения по ней мероприятий налогового контроля, не осуществил ни выездную, ни камеральную проверку по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что на момент представления Налогоплательщиком в Инспекцию уточненной (номер корректировки 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год по уточненной (номер корректировки 1) налоговой декларации по УСН за тот же период сумма налога по УСН подлежащая уплате в бюджет составляла ноль рублей.
При проведении камеральной налоговой проверки уточненной (номер корректировки 2) налоговой декларации по УСН за 2015 год р.н. 31283380 (с суммой налога подлежащего уплате в бюджет в размере 61 254 руб.) представленной Налогоплательщиком 22 февраля 2017 года ошибок в налоговой декларации или противоречий Инспекцией выявлено не было.
Кроме того, Налогоплательщиком по предыдущей уточненной (номер корректировки 1) налоговой декларации по УСН за 2015 год р.н. 31235314 представленной 2 февраля 2017 года налог по УСН был "обнулен" исчислен к уменьшению в размере - 55 172 руб.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 88 Налогового Кодекса РФ и главы 26.2. "Упрощенная система налогообложения" части второй Налогового Кодекса РФ в совокупности у Инспекции отсутствовала необходимость, а тем более обязанность истребования у Налогоплательщика пояснений или внесения соответствующих исправлений или дополнительные сведения и документы по уточненной налоговой декларации по УСН за 2015 год р.н. 31283380 представленной 22 февраля 2017 года.
Уточненная налоговой декларации по УСН за 2015 год р.н. 31283380 представленная 22 февраля 2017 года с суммой налога по УСН подлежащего к уплате в размере 61 254 руб. была проведена в КРСБ Налогоплательщика по налогу по УСН.
ООО "Уруп-Инвест" представив 22.02.2017 г. уточненную (номер корректировки 2) налоговую декларацию по УСН за 2015 год фактически признало правомерность выводов Инспекции и УФНС России по КЧР о занижении Налогоплательщиком в первичной налоговой декларации за этот период суммы доходов для целей применения УСН на 1 400 254 руб., поскольку указало в уточненной декларации N 2 сумму доходов за налоговый период в установленном решением УФНС России по КЧР от 13.02.2017 г. N 9 размере 5 817 325 руб.
Судом правильно установлено, что с учетом того, что к моменту ввода показателей уточненной (номер корректировки 2 налоговой) декларации по УСН за 2015 год в КРСБ Налогоплательщика было уже проведено вступившее в силу решение УФНС России по КЧР от 13.02.2017 г. N 9 по камеральной проверке первичной декларации за этот период, Инспекция обоснованно провела в КРСБ по УСН лишь разницу к доплате в размере 61 254 руб. по отношению к предыдущей уточненной (номер корректировки 1) налоговой декларации.
При этом, поскольку решение УФНС России по КЧР от 13.02.2017 г. N 9 было вынесено по камеральной налоговой проверке первичной налоговой декларации за 2015 год, а к моменту представления Налогоплательщиком уточненной декларации N 2 Инспекцией по КРСБ по УСН уже была проведена предыдущая уточненная налоговая декларация N 1, то результаты камеральной проверки уточненной (номер корректировки 2) декларации не могли являться основанием к сторнированию доначисленных решением вышестоящего налогового органа от 13.02.2017 г. N 9 сумм налога, пеней, штрафа.
Судом первой инстанции обоснованно указал, что дальнейшая корректировка итоговой суммы налога по УСН за 2015 год может быть произведена по итогам выездной налоговой проверки за указанный налоговый период, в ходе которой налоговый орган имеет возможность истребовать и исследовать всю первичную документацию о суммах понесенных налогоплательщиком доходов и расходов, провести дополнительные мероприятия налогового контроля и т.д.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 апреля 2018 года по делу N А25-1400/2017.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 апреля 2018 года по делу N А25-1400/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.