г. Москва |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А40-170552/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
И.А. Чеботаревой, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Бетина Вячеслава Олеговича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2018 по делу N А40-170552/17, принятое судьей Е.А. Аксеновой,
по заявлению Бетина Вячеслава Олеговича
к Межрайонной Инспекции ФНС России N 46 по г. Москве
третье лицо: Инспекция ФНС России N 15 по г. Москве
о признании недействительным решений о государственной регистрации юридического лица ООО "Арсенал", о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица ООО "Арсенал" из ЕГРЮЛ, о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ,
при участии:
от заявителя: Лицова А.В. по дов. от 08.09.2017;
от ответчика: Клюевский Г.В. по дов. от 26.01.2018;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Бетин Вячеслав Олегович обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 46 по г.Москве о государственной регистрации юридического лица - ООО "Арсенал" за ОГРН 1047796714789, ИНН 7715537170, КПП 771501001, по адресу: г. Москва, ул. Ботаническая, дом 41, корпус 7; признании недействительным решения МИФНС России N 46 по г. Москве от 01.04.2016 г. N 67198 о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица ООО "Арсенал" из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ); признании недействительным решения МИФНС России N 46 по г.Москве о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 25.07.2016, дата прекращения 25.07.2016 г.; о возложении на МИФНС России N 46 по г. Москве обязанности удалить из ЕГРЮЛ записи о Бетине В.О. как о генеральном директоре и учредителе (участнике) ООО "Арсенал"
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2018 в удовлетворении указанного заявления отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Бетин В.О. обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель налогового органа считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Межрайонная ИФНС России N 15 по г.Москве в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, о рассмотрении апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие Инспекции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законность ненормативного правового акта оценивается судом на момент его вынесения.
Как следует из материалов дела, 21.09.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о государственной регистрации юридического лица - ООО "Арсенал" за ОГРН 1047796714789, ИНН 7715537170, КПП 771501001, по адресу: г.Москва, ул. Ботаническая, дом 41, корпус 7. При этом, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица и единственным учредителем Общества является Бетин Вячеслав Олегович.
Полагая решение о государственной регистрации незаконным, нарушающим права Бетина В.О., заявитель обратился в суд. Заявитель указывает, что он не подписывал документы, касающиеся деятельности Общества, не давал согласие на назначение себя руководителем Общества, паспорт, по которому было зарегистрировано юридическое лицо, был им утерян в 2002 году.
Отказывая в удовлетворении требования в данной части, суд исходил из того, что налоговому органу не дано право проверять достоверность сведений, указанных в заявлении, при этом, все необходимые документы для регистрации были представлены, в связи с чем налоговый орган правомерно осуществил государственную регистрацию юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица, а также порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определены статьями 12, 13 указанного Закона.
В соответствии со статьей 12 Закона N 129-ФЗ (в редакции Закона, действовавшего на момент регистрации юридического лица) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно статье 13 указанного Закона государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае для регистрации юридического лица - ООО "Арсенал" представителем Общества в надлежащий регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, что послужило основанием для регистрации Общества.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что регистрирующему органу Законом не предоставляется права проверять достоверность сведений, указанных в заявлении и иных представляемых документах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Инспекции оснований для отказа в совершении регистрирующих действий.
Заявитель также просит признать недействительными решение МИФНС России N 46 по г.Москве от 01.04.2016 г. N 67198 о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица ООО "Арсенал" из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции исходил из соблюдения установленной процедуры исключения фактически недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и отсутствия оснований для признания оспариваемых решений недействительными.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда в данной части и при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП, заявления могут быть направлены в срок, не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении о налогах и сборах не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 упомянутого Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона).
Положения пунктов 1 - 3 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" являлись предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.01.2012 N 143-О-О, нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц по решению наделенного соответствующим полномочием органа исполнительной власти, были введены в правовое регулирование Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации". Предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в указанном Определении от 17.01.2012, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном определении, а также в определении от 17.06.2013N 994-О и в постановлении от 06.12.2011N 26-П, указал, что такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Из обстоятельств дела следует, что в 2016 году МИФНС России N 46 по г.Москве из ИФНС России N 15 по г.Москве поступила справка N 27711-0 о непредставлении юридическим лицом ООО "АРСЕНАЛ" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справка N 127711-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении ООО "АРСЕНАЛ", по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
01.04.2016 г. налоговым органом было принято решение N 67198 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "Арсенал" из ЕГРЮЛ. Сведения о предстоящем исключении указанного юридического лица из реестра опубликованы в Вестнике государственной регистрации N 13 (576) 2016 г.
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр. 2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "АРСЕНАЛ".
С учетом данных обстоятельств 25.07.2016 налоговым органом была внесена запись ГРН 2167748297440 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Закона о регистрации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятые МИ ФНС России N 46 по г.Москве решения о предстоящем исключении юридического лица, а также по внесению записи об исключении ООО "АРСЕНАЛ" из ЕГРЮЛ являются законными.
Апелляционная коллегия также считает правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении требования Заявителя о возложении на МИФНС России N 46 по г.Москве обязанности удалить из ЕГРЮЛ записи о Бетине В.О. как о генеральном директоре и учредителе (участнике) ООО "Арсенал".
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Как верно указал суд, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. Другого порядка внесения исправлений в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает. Признание судом незаконным решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) ранее внесенных записей. Таким образом, законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей реестра.
С учетом изложенного, правовых оснований для признания недействительными решений налогового органа у суда первой инстанции не имелось.
Доводы заявителя о том, что Бетин В.О. ограничен в своем конституционном праве на труд, апелляционной коллегией отклоняются.
Как следует из обстоятельств дела, согласно данным, имеющимся на сайте Федеральной налоговой службы, Бетин В.О. является массовым директором и учредителем, в том числе, является учредителем (участником) ООО "СТРОЙКОМ", ООО "Тамбовская инвестиционная компания", ООО "Тамбовская птицефабрика", ООО "ДСК-Тамбов", генеральным директором ООО "РК Строй", ООО "Тамбовская птицефабрика" и ООО "Капитал Проект".
Основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением, послужил отказ в государственной регистрации внесения изменений в сведения об ООО "Тамбовская строительная компания" в части лица, действующего без доверенности. Решение об отказе в государственной регистрации принято на основании пункта "ф" части 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Данные обстоятельства были приняты судом при вынесении решения.
Доводы заявителя об ошибочности вывода суда о пропуске срока для обращения в суд, апелляционным судом отклоняется, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения. Рассмотрев заявленные требования по существу, арбитражный суд тем самым восстановил срок на обращение в суд.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемых решений регистрирующего органа и отсутствии нарушений прав и законных интересов Бетина В.О.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.04.2018 по делу N А40-170552/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.