город Омск |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А81-1226/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5655/2018) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2018 по делу N А81-1226/2018 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ИР" (ИНН 8902008186, ОГРН 1028900556255) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901016427, ОГРН 1058900002908) об оспаривании постановления от 06.02.2018 N 19 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ИР" Бакалова Е.И. по доверенности от 28.06.2018 сроком действия по 28.07.2018;
в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ИР" (далее - ООО "ПКФ "ИР", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 06.02.2018 N 19 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2018 по делу N А81-1226/2018 требование ООО "ПКФ "ИР" удовлетворены. Признано незаконным и отменено полностью постановление от 06.02.2018 N 19 по делу об административном правонарушении, вынесенное Управлением в отношении Общества.
Возражая против принятого по делу судебного акта, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что Обществом допущено нарушение реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия без предъявления сопроводительных документов с указанием сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, что образует состав административного правонарушения статьи 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В письменном отзыве на жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "ПКФ "ИР" поддержана позиция, изложенная в письменном отзыве на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что должностным лицом Управления на основании распоряжения и.о. руководителя управления от 14.12.2017 N 712 проведена внеплановая документарная, выездная проверка в отношении ООО "ПКФ "ИР", результаты которой зафиксированы в акте проверки от 19.01.2018 N 163.
В результате проведенной проверки в деятельности ООО "ПКФ "ИР" выявлены нарушения, выразившиеся в том, что на реализуемую Обществом алкогольную продукцию представлены сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные) на перемещение, передачу алкогольной продукции, в которых отсутствуют сведения о сертификате соответствия, его номере, сроке действия, выдавшем органе, или сведения о декларации соответствия, в том числе ее регистрационном номере, сроке действия, наименовании лица, принявшего декларацию, и органа ее зарегистрировавшего, что является нарушением требований пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, статей 2, 20, 23, пункта 2 статьи 28, статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), пунктов 1, 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации N 2300-1), подпункта 1 пункта 1 статьи 10.2, подпункта 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), пункта 12 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - Технический регламент "О безопасности пищевой продукции").
29.01.2018 должностным лицом Управления составлен протокол N 19 об административном правонарушении в отношении ООО "ПКФ "ИР" по статье 14.45 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола и материалов проверки Управлением вынесено постановление от 06.02.2018 N 19 по делу об административном правонарушении, которым ООО "ПКФ "ИР" привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.45 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Считая постановления незаконным, ООО "ПКФ "ИР" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В связи с удовлетворением требований Общества судом первой инстанции Управлением подана настоящая апелляционная жалоба.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно положениям статьи 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 184-ФЗ ООО "ПКФ "ИР" обязано указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии реализуемой продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, именно, без указания в сопроводительной документации сведений об имеющемся сертификате соответствия или декларации о соответствии, а не в наличии или в отсутствии у продавца сведений об обязательном подтверждении соответствия.
Статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ предусматривается, что под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Положениями статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ подтверждению соответствия придается добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. В свою очередь, обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии либо обязательной сертификации.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона N 184-ФЗ декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (статья 7 Закона Российской Федерации N 2300-1). В силу пункта 4 статьи 7 указанного вше Закона Российской Федерации, если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), не допускается.
Отношения между покупателем и продавцом при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Правила продажи отдельных видов товаров).
Соблюдение указанных Правил продажи отдельных видов товаров является обязательным для продавца - организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
В соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Частью 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ к числу сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного);
6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 утверждена форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также Правила ее заполнения. В порядке пункта 2 указанных Правил справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.
Согласно пункту 3 Правил указано, что организации, осуществляющие производство продукции на территории Российской Федерации и являющиеся продавцом продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы "А" и "Б" справки и заверяют данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации, данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью - п. 4 Правил.
На основании пункта 5 Правил при каждой последующей реализации продукции продавцом заполняется только раздел "Б" справки, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель (получатель) заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Из материалов дела следует, что предусмотренные действующим правовым регулированием сведения о сертификатах соответствия на алкогольную продукцию, а также о декларациях о соответствии (для импортной продукции) были отражены в представленных заявителем справках к товарно-транспортным накладным (раздел "А") и справках к таможенным декларациям. При отгрузке покупателям алкогольной продукции заявителем предоставлены помимо иных обязательных документов, также разделы "А" справок к ТТН с указанием реквизитов декларации о соответствии или сертификата соответствия на каждое наименование отгружаемой продукции с указанием регистрационных номеров, даты регистрации (даты выдачи) и регистрирующего (выдавшего) органа, а также непосредственно сами декларации о соответствии или сертификаты соответствия на каждое наименование отгружаемой продукции.
Обратное не подтверждено заинтересованным лицом путем представления надлежащих доказательств несоблюдения Обществом приведенных выше требований.
В связи с указанным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что возлагаемая на заявителя нормой пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 184-ФЗ обязанность указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии соблюдена ООО "ПКФ "ИР".
Само по себе отсутствие сведений о сертификатах соответствия на алкогольную продукцию, а также о декларациях о соответствии (для импортной продукции) непосредственно товарно-транспортных накладных при условии их отражения в справках, относящихся к числу сопроводительных документов, по справедливому замечанию суда первой инстанции, не свидетельствует о событии и составе правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.
Согласно оспариваемому постановлению Общество признано виновным в нарушении правил пунктов 1, 4 статьи 7 Закона Российской Федерации N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, а также пункта 12 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Из материалов дела следует, что ООО "ПКФ "ИР" осуществляет лицензируемую деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона N 171-ФЗ, тогда как деятельность по розничной продаже алкогольной продукции Обществом не осуществляется, и соответствующая лицензия заявителем не получена.
Нормами Закона Российской Федерации N 2300-1 потребитель характеризуется исключительно как гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Доказательства розничной продажи Обществом алкогольной продукции потребителям - физическим лицам в суд не представлены, в связи с чем соответствующие обстоятельства не могут быть установлены.
Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, регламентированы отношения между продавцами и покупателями. При этом покупателем считается гражданин, приобретающий товары исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 2 Правил).
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза" Роспотребнадзор вправе осуществлять такой контроль в отношении реализации спорного товара исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей.
Таким образом, осуществив проверку соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, а также технического регламента Таможенного союза в отсутствие отношений между обществом и потребителями - гражданами, приобретающими алкогольную продукцию для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, административный орган превысил пределы предоставленных ему полномочий.
Утверждения апеллянта о том, что заявителю оспариваемым постановлением не вменялось нарушение пунктов 1, 4 статьи 7 Закона Российской Федерации N 2300-1, пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, отклоняются за необоснованностью, поскольку на обратное указано в тексте акта проверки от 19.01.2018 N 712, предписания от 22.01.2018 N 348, составленного в отношении ООО "ПКФ "ИР", протокола об административном правонарушении N 19 от 29.01.2018, а также самого оспариваемого постановления N 19 от 06.02.2018.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что удовлетворив заявление ООО "ПКФ "ИР", суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом положений части 4 статьи 208 АПК РФ, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2018 по делу N А81-1226/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.