г. Москва |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А41-4440/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от ГУП МО "МОБТИ" - Попова Е.В. по доверенности от 01.02.2018;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Баранчук К.А. по доверенности от 29.01.2018, Пастухов В.Э. по доверенности от 29.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области
от 03 апреля 2018 года по делу N А41-4440/18,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
по заявлению Государственного унитарного предприятия Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" (далее - ГУП МО "МОБТИ", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 27.10.2017 N 22/034-П-2 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области геодезической и картографической деятельности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2018 года по делу N А41-4440/18 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 48-50).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ГУП МО "МОБТИ" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росреестра по Московской области от 26.09.2017 N 22/033-р проведена плановая документарная выездная проверка в отношении ГУП МО "МОБТИ" в период с 02.10.2017 по 27.09.2017.
В ходе выборочной проверки межевых планов, подготовленных ГУП МО "МОБТИ", заинтересованным лицом выявлено, что в разделе "Исходные данные" 635 межевых планов (далее - межевые планы) содержатся сведения менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети, использованных в качестве исходной геодезической основы при выполнении кадастровых работ.
Таким образом, в нарушение пунктов 31 и 32 приложения N 2 (требования по подготовке межевого плана) к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", а также пункт 33 приложения N 2 (требования к подготовке межевого плана) к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, действующему до 31.12.2016, сотрудниками ГУП МО "МОБТИ" использовались в качестве исходных данных и указаны в разделе "Исходные данные" межевых планов земельных участков, изготовленных за 2016 и 2017, сведения менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети.
По результатам проверки предприятию было выдано предписание от 27.10.2017 N 22/034-П-2 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области геодезической и картографической деятельности, в соответствии с которым ГУП МО "МОБТИ" предписывалось устранить выявленные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 25.01.2018 (т. 1 л. д. 6-7).
Для устранения выявленных нарушений предприятию предлагалось: обеспечить производство кадастровых работ, согласно обязательствам по заключенным договорам подряда на выполнение кадастровых работ в отношении 635 земельных участков, перечень кадастровых номеров которых является приложением к акту проверки, в соответствии с требованиями пунктов 31 и 32 приложения N 2 (требования по подготовке межевого плана) к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", использовав в качестве исходной геодезической основы сведения не менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети, содержащиеся в федеральном фонде пространственных данных и (или) государственном фонде данных, полученных в результате проведении землеустройства.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ГУП МО "МОБТИ" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ) при осуществлении геодезической деятельности выполняются геодезические работы по определению координат и (или) высот точек земной поверхности, пространственных объектов, изменений во времени указанных координат и высот, по определению параметров фигуры Земли, ее гравитационного поля в этих целях, а также по созданию геодезических сетей (в том числе геодезических сетей специального назначения), государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей.
В силу части 2 статьи 8 Закона N 431-ФЗ государственная геодезическая сеть создается и используется в целях установления государственных систем координат, их распространения на территорию Российской Федерации и обеспечения возможности создания геодезических сетей специального назначения.
В соответствии части 13 статьи 9 Закон N 431-ФЗ информация, получаемая с использованием геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, может использоваться в том числе при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности.
Пунктами 31 и 32 Требований к подготовке текстовой части межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в реквизит "1" раздела "Исходные данные" включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, использованных при подготовке межевого плана (наименование и реквизиты таких документов). Первыми включаются сведения о документах, содержащих сведения ЕГРН.
В отношении использованных при подготовке межевого плана картографических материалов дополнительно к основным реквизитам документов указываются: масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления.
В отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети и пунктов опорной межевой сети указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде.
В реквизите "2" раздела "Исходные данные" указываются сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ:
1) система координат;
2) название пункта и тип знака геодезической сети;
3) класс геодезической сети;
4) координаты пунктов;
5) сведения о состоянии наружного знака пункта.
В графе "6" реквизита "2" раздела "Исходные данные" указываются дата выполненного при проведении кадастровых работ обследования состояния наружного знака пункта и слова "сохранился", "не обнаружен" или "утрачен" в зависимости от состояния такого пункта.
В реквизите "2" раздела "Исходные данные" должны быть указаны сведения не менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети, использованных при выполнении кадастровых работ.
В случае применения при выполнении кадастровых работ картометрического или аналитического метода определения координат характерных точек границ земельных участков указываются сведения только о системе координат.
Выдавая предписание,Управление Росреестра по Московской области фактически указало, что ГУП МО "МОБТИ" при проведении работ не использовало глобальные навигационные спутниковые системы, в том числе пункты государственной геодезической сети, а в качестве исходных данных использовало сеть опорную базисную активную "СТП МОБТИ".
Из материалов дела следует, что при проведении работ в качестве средства измерения ГУП МО "МОБТИ" использовало сеть опорную активную "СТП МОБТИ", зарегистрированную в качестве средства измерения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Согласно с описанием типа средства измерений (приложение N 1 к свидетельству об утверждении типа средств измерений RU.E.27.002.A N 49296) сеть опорная базисная активная "СТП МОБТИ" предназначена для измерений, закрепления на местности, хранения и передачи с заданной точностью координатной основы - геоцентрической и локальной систем координат и длин базисов на территории Московской области.
Из предписания следует, что в разделе "Исходные данные" межевых планов содержатся сведения менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети, использованных в качестве исходной геодезической основы при выполнении кадастровых работ.
Вместе с тем, по итогам проверки, проведенной при постановке объектов на кадастровый учет, уполномоченным органом не выявлены кадастровые, технические или реестровые ошибки.
На основании указанных в предписании межевых планов, по итогам проверки уполномоченным органом, объекты поставлены кадастровый учет, и на большую часть из них зарегистрированы права юридических и физических лиц.
Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Пунктами 2, 8 и 9 статьи 18 Закона N 294-ФЗ установлено, что при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Статьей 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующего Закону N 294-ФЗ.
Межевые планы, которые, по мнению заинтересованного лица, составлены заявителем с нарушением норм действующего законодательства, изготавливались предприятием на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых ГУП МО "МОБТИ" с заказчиками; результаты данных работ были приняты заказчиками, каких-либо претензий к предприятию по данным работам не предъявлялось; доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с Межевыми планами, объекты поставлены на кадастровый учет, в дальнейшем в отношении данных объектов произведена государственная регистрация прав.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предписание от 27.10.2017 N 22/034-П-2 о необходимости обеспечить повторное производство кадастровых работ в отношении уже поставленных на кадастровый учет объектов, при наличии зарегистрированных прав и отсутствии спора правообладателей, является незаконным и фактически не исполнимым.
Управление Росреестра по Московской области не представило в материалы дела доказательства наличия кадастровой, технической, реестровой ошибки при постановке объектов на кадастровый учет на основании Межевых планов.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Управлением Росреестра по Московской области не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2018 года по делу N А41-4440/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московской округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.