г. Красноярск |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А33-1940/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" июля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя (муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края "Городское жилищно-коммунальное управление") - Моисеевой В.Ю., представителя по доверенности от 14.11.2017, Щедриновой Н.Г., представителя по доверенности от 22.06.2018, Грушниной А.М., представителя по доверенности от 10.04.2018, Горожаниной О.Е., представителя по доверенности от 29.06.2018,
от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края) - Панфиловой Т.Н., представителя по доверенности от 21.05.2018 N 72, Кинцель И.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2018 N 9. Жидкова Е.В., представителя по доверенности от 06.03.2018 N 44,
третьего лица - Новикова А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия ЗАТО Железногорск "Городское жилищно-коммунальное управление"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" апреля 2018 года по делу N А33-1940/2018, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Городское жилищно-коммунальное управление" ИНН 2452011266, ОГРН 1022401406587 (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - контролирующий орган, служба) о признании недействительным предписания от 31.10.2017 N 5553-ж.
Определением от 05.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Новиков А.В.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "18" апреля 2018 года в удовлетворении требования отказано.
Предприятие обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что судом первой инстанции неправильно истолкованы часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и подпункт "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Заявитель считает, что под конструктивными особенностями многоквартирного дома N 23 по улице Комсомольская в городе Железногорске Красноярского края (далее - МКД) суд ошибочно понимает только специальные бытовые помещения, в которых установлены санитарно-технические приборы или приемники, которые используются при промывке инженерных сетей водоснабжения, отопления и уборке мест общего пользования.
Предприятие указывает, что согласно абзацу 2 пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, наличие которой в МКД подтверждается техническим паспортом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11(1) Правил N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 490 (далее - Минимальный перечень), предприятием осуществлялись промывка участком водопровода, восстановление работоспособности оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов, относящихся к общему имуществу в МКД, при которых осуществлялся слив сточных вод в систему водоотведения.
Также заявитель считает, что при толковании части 9.1 статьи 156 ЖК РФ необходимо учитывать положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), согласно подпункту "в" пункта 4 которых коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений.
Служба в письменных пояснениях на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что плата на отведение сточных ввод в целях содержания общедомового имущества находится в прямой зависимости от наличия конструктивной особенности отведения потребления коммунальной услуги. Поскольку в многоквартирном доме 23 по улице Комсомольская согласно техническому паспорту и акту технического обследования от 25.12.2015 на стадии ввода дома в эксплуатацию специально предусмотренные бытовые помещения, в которых установлены санитарно-технические приборы либо приемники отсутствуют (что свидетельствует об отсутствии конструктивной особенности отведения потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды), основания для начисления платы собственникам помещений МКД отсутствовали.
Третье лицо в письменных пояснениях также не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что предприятием при осуществлением работ (услуг), связанных с содержанием общего имущества МКД, слив воды в систему водоотведения фактически не осуществляется.
Третьим лицом в судебном заседании заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела фотоматериалов на 6-ти листах, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу; документов, приложенных к дополнительным пояснениям по делу.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил приобщить указанные документы к материалам дела как представленные в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа службы от 10.10.2017 N 5553-ж проведена внеплановая документарная проверка в отношении предприятия на объекте жилищного фонда - многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Железногорск, ул. Комсомольская, д.23, с целью оценки соответствия деятельности обязательным требованиям в связи с поступившим обращением гражданина, содержащим информацию о фактах нарушений лицензиатом требований при эксплуатации многоквартирного дома.
В ходе проведения проверки при осмотре многоквартирного дома выявлены нарушения подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицуензипровании), части 9.1 статьи 156 ЖК РФ, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N416 (далее - Правила N416), пункта 11 Правил N 491в связи с начислением платы собственникам жилых помещений в МКД, в том числе собственнику квартиры N 23 МКД, в расчетные периоды июнь-сентябрь 2017 года за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД при отсутствии конструктивных особенностей в МКД, предусматривающих возможность водоотведения. Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.10.2017 N 5553-ж.
По результатам проверки службой выдано предписание от 31.10.2017 N 5553-ж об устранении выявленных нарушений, согласно которому контролирующим органом указано на факт выявления указанного нарушения и предписано предприятию в срок до 06.02.2018 устранить нарушения путем выполнения перерасчета платы собственникам жилых помещений в МКД, в том числе собственнику квартиры N 23 МКД.
Заявитель оспорил предписание службы от 31.10.2017 N 5553-ж, ссылаясь на фактическое оказание услуги водоотведения при содержании общего имущества МКД с использованием системы водоотведения, которой оборудован жилой дом.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого предписания недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 1.1 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, служба осуществляет региональный государственный строительный надзор, региональный государственный жилищный надзор и государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Также в соответствии с пунктом 3.3.4 указанного Положения к компетенции службы относится осуществление лицензионного контроля.
При организации и проведении внеплановой проверки службой соблюдены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, оспариваемое предписание выдано службой в пределах предоставленных ей полномочий.
Предоставление коммунальных услуг в МКД, расположенном по адресу: г. Железногорск, ул. Комсомольская, 23, осуществляет заявитель, следовательно, оспариваемое предписание службы адресовано надлежащему лицу, являющемуся исполнителем коммунальных услуг.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что спорный МКД не имеет конструктивных особенностей, позволяющей оказывать управляющей организации услугу водоотведение, так как предприятием не представлены доказательства, подтверждающие, что при содержании общего имущества в МКД имеется возможность слива сточных вод (имеются специально предусмотренные бытовые помещения, в которых установлены санитарно-технические приборы либо приемники) и данные помещения, предусмотрены в этих домах, на стадии проектирования дома. В связи с этим суд первой инстанции признал, что требование службы об исключении платы за услугу отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов является правомерным.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Пунктом 5 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, для предъявления к оплате расходов на отведение сточных вод на содержание общего имущества достаточно, чтобы услуга водоотведения потребителям оказывалась в жилых и нежилых помещениях МКД, и он был оснащен централизованной системой водоотведения (канализации) с подключением к ней жилых и нежилых помещений.
В связи с этим ошибочным является вывод суда первой инстанции со ссылкой на СНиП 2.04.01-85 и РД 34.20.327-87. Методические указания по гидропневматической промывке водяных тепловых сетей, утвержденные Минэнерго СССР 21.10.1987, о том, что для оказания услуг водоотведения необходимо наличие в МКД специально предусмотренных бытовых помещений, в которых установлены санитарно-технические приборы либо приемники для канализации.
Из технического паспорта на жилой дом N 23 по ул. Комсомольская г.Железногорска следует, что дом 1960 года постройки, имеет в своем составе центральную канализацию. Кроме того, из договора N 128/00 от 19.07.2009, заключенного между заявителем и МУП "Энергоуправление" на холодное водоснабжение и водоотведение следует, что предметом договора является отпуск и потребление питьевой воды, сброс и прием сточных вод.
Согласно акту о границах эксплуатационной ответственности от 21.02.1997 предприятие несет ответственность за состояние и обслуживание хозфекальной канализации и сетей ливневой канализации от наружного обреза стенки первого (контрольного) колодца на выпуске из здания.
Из Приложения N 2 к договору управления многоквартирным домом по улице Комсомольская, 23, заключенному между заявителем и собственниками многоквартирного дома N 23 по ул. Комсомольская, следует, что в состав имущества дома входит внутридомовые коммуникации и оборудования для предоставления, в том числе такой услуги как водоотведение.
Согласно счетам-фактурам, выставленным МП "Гортеплоэнерго", за период с июня 2017 по октябрь 2017, предприятию были оказаны услуги по водоотведению в отношении спорного МКД.
При таких обстоятельствах спорный МКД имеет конструктивные особенности, предусматривающие возможность потребления такого вида коммунальной услуги как водоотведение, в том числе, связанные с содержанием общего имущества МКД.
Порядок исчисления нормативов коммунальных ресурсов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Из пункта 2 Правил N 306 следует, что под нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД.
Факт использования холодной и горячей воды на содержание общего имущества МКД сторонами не оспаривается, предприятием собственникам помещений в МКД производился расчет платы на содержание общего имущества МКД в части использования коммунальных ресурсов горячего и холодного водоснабжения на общедомовые нужды, службой по результатам проверки нарушений заявителем порядка расчета платы за содержание общего имущества в данной части не установлено.
Следовательно, при потреблении горячей и холодной воды на общедомовые нужды заявителем правомерно предъявлялась плата за водоотведение, связанное с содержанием общего имущества МКД, по нормативам потребления отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 271-п.
Ссылка в оспариваемом предписании на нарушение заявителем подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании, подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416 не принимается во внимание, так как указанные нормы содержат общие положения об исполнении управляющей организацией обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, начислении обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного в связи с неправильным применением норм материального права решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом результата рассмотрения дела с контролирующего органа в пользу заявителя следует взыскать 4500 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" апреля 2018 года по делу N А33-1940/2018 отменить. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, признать недействительным предписание от 31.10.2017 N5553-ж Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Взыскать со Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пользу муниципального предприятия ЗАТО Железногорск "Городское жилищно-коммунальное управление" 4500 рублей в возмещении расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.