г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А56-69903/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Копыловой Л.С., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Прониным А.Л.
при участии:
от ЗАО "Роспроект": Желтов А.В. по доверенности от 30.05.2018
от ФНС РФ: Гайдовский Д.А. по доверенности от 07.05.2018
от МИФНС N 11 по СПб: Цубера Е.Н. по доверенности от 17.01.2018
от МИФНС N 15 по СПб: Миняйло Ю.Ю. по доверенности от 17.04.2018
от иных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12171/2018) УФНС ПО Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2018 по делу N А56-69903/2017(судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "Роспроект" к ФНС РФ
третьи лица: 1. МИФНС N 11 по Санкт-Петербургу;
2. МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу
3. УФНС России по Санкт-Петербургу
4. АО "Регистратор Р.О.С.Т.",
о признании факта, имеющего юридическое значение
установил:
ЗАО "Роспроект" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором первоначально просил признать незаконным бездействие МИФНС N 11 по Санкт-Петербургу и МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу, выразившееся в невнесении сведений о ЗАО "Роспроект" в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также просил обязать МИФНС N 11 по Санкт-Петербургу и МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу внести сведения о ЗАО "Роспроект" по состоянию на 01.07.2017, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
По заявлению Общества определением от 05.03.2018 суд произвел замену ненадлежащих административных ответчиков (МИФНС N 11 по Санкт-Петербургу и МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу) на ФНС России, переведя так же вышеуказанные Инспекции в состав третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В суде первой инстанции заявитель уточнил (по существу изменил) свои требования и просил: 1. установить факт, имеющий юридическое значение, а именно: факт соответствия ЗАО "Роспроект" по состоянию на 01.07.2017 установленным законом критериям для внесения этого общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Обязать ФНС России внести сведения о ЗАО "Роспроект" в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Суд первой инстанции принял к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ измененный объем требований заявителя.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2018 ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы отклонено. Установлен факт, имеющий юридическое значение, а именно: факт соответствия ЗАО "Роспроект" по состоянию на 01.07.2017 установленным законом критериям для внесения этого общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Суд обязал ФНС России внести сведения о ЗАО "Роспроект" в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. Взыскано с ФНС России в пользу ЗАО "Роспроект" 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
В апелляционной жалобе УФНС ПО Санкт-Петербургу просит решение суда первой инстанции от 29.03.2018 отменить и оставить заявление без рассмотрения, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы процессуального права. Уполномоченный орган указывает на то, что без оспаривания актов, действий или бездействия инспекции, требование об обязании инспекции совершить определенные действия противоречит действующему законодательству.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Регистратор Р.О.С.Т." просит решение суда первой инстанции от 29.03.2018 оставить без изменения, считая судебный акт законным и обоснованным. Поясняет, что держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также с правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра. Регистратор поясняет, что его вины в том, что ЗАО "Роспроект" не был включен в реестр МСП нет. Регистратор считает, что при формировании перечня и его представлении в уполномоченный орган действовал в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и рекомендациями органов государственной исполнительной власти и не имел законных оснований для внесения в перечень сведений о ЗАО "Роспроект". Поясняет, что Общество повторно произвело действия для подачи уточненного перечня в ФНС РФ по состоянию на 17.01.2018 с целью дальнейшего включения налоговой инспекцией эмитента ЗАО "Роспроект" в реестр МСП.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Роспроект" просит решение суда первой инстанции от 29.03.2018 оставить без изменения, считая судебный акт законным и обоснованным. По мнению Общества, поскольку налоговые органы не оспаривали факт соответствия ЗАО "Роспроект" установленным законом критериям, то суд правомерно удовлетворил заявление ЗАО "Роспроект".
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представители налоговых инспекций доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представитель ЗАО "Роспроект" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 11.09.2017 ЗАО "Роспроект" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившееся в отсутствии факта внесения со стороны Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС N 11) и Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС N 15) сведений о ЗАО "Роспроект" в ЕРСМИСП.
Определением от 05.03.2018 по делу N А56-69903/2017 удовлетворено ходатайство заявителя о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего - ФНС России. МИФНС N 11 и МИФНС N 15 переведены в состав третьих лиц.
28.03.2018 в судебном заседании ЗАО "Роспроект" ходатайствовало об уточнении исковых требований, в соответствии с которым заявитель просил установить факт, имеющий юридическое значение, а именно: факт соответствия ЗАО "Роспроект" по состоянию на 01.07.2017 установленным законом критериям для внесения в ЕРСМИСП; обязать ФНС России внести сведения о ЗАО "Роспроект" в ЕРСМИСП.
Согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
Согласно ст. 149 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) учет прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется путем внесения записей по счетам лицом, действующим по поручению лица, обязанного по ценной бумаге, либо лицом, действующим на основании договора с правообладателем или с иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге. Ведение записей по учету таких прав осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию.
Согласно статье 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О рынке ценных бумаг" деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра. Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра (далее - регистратор), либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг. Регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев которых он ведет. Реестр владельцев ценных бумаг (далее также - реестр) - формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета (далее -зарегистрированные лица), записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также с правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра. Требования к указанным правилам устанавливаются Банком России.
Согласно ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства держатели реестров владельцев ценных бумаг представляют в уполномоченный орган ежегодно до 5 июля перечень акционерных обществ, в которых акционеры - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций общества, а акционеры - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Указанный перечень формируется на основании сведений, имеющихся у держателей реестров владельцев ценных бумаг по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Сведения, указанные в пунктах 9-11 части 3 статьи 4.1 вышеназванного ФЗ, в целях внесения таких сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в уполномоченный орган юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в указанный реестр, с использованием официального сайта уполномоченного органа в сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что держателем реестра владельцев ценных бумаг ЗАО "Роспроект" является АО "Регистратор Р. О. С. Т.".
АО "Регистратор Р. О. С.Т." сформировал и направил в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах перечень акционерных обществ, отвечающий требованиям пункта 6.1 статьи 4.1 указанного Закона по состоянию на 01.07.2017.
При формировании данного перечня Регистратор принимает во внимание разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 16.06.2017 N Д05и-582 " О разъяснениях законодательства") и типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных (утверждены протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19.09.2016N 6).
В реестре владельцев именных ценных бумаг ЗАО "Роспроект" зарегистрированным лицом, владеющим более 51 % акций от уставного капитала ЗАО "Роспроект" по состоянию на 01.07.2017 г. являлось одно юридическое лицо ООО "Управление Проектированием".
При передаче реестра на обслуживание в АО "Регистратор Р.О.СТ." от предыдущего реестродержателя ЗАО "Роспроект" была допущена ошибка в ИНН ООО "Управление Проектированием". При составлении перечня для подачи в ФНС для включения в реестр МСП, регистратор осуществил проверку на принадлежность ООО "Управление Проектированием" к субъектам малого и среднего предпринимательства.
При проведении проверки вышеназванное Общество в реестре отсутствовало. В связи с чем, Регистратор не включил ЗАО "Роспроект" в список, направленный в ФНС России для включения в реестр МСП.
ФНС России вносит сведения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основании представленных сведений держателя реестра, следовательно, ввиду того, что держатель реестра ЗАО "Роспроект" не исполнил норму закона, содержащуюся в статье 4.1 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" внести сведения в вышеназванный реестр, как указал соответствующий орган, не представилось возможным.
Кроме того, согласно пункту 6 Информационного письма N 76 в том случае, если между сторонами правоотношения возникли разногласия в отношении исполнения обязанности одной из сторон данного правоотношения, то такие разногласия следует рассматривать как спор о праве. Факт исполнения обязанности одной из сторон правоотношения не подлежит установлению в арбитражном суде в порядке особого производства.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, подлежат рассмотрению в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ. Из содержания п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ следует, что указания арбитражного суда на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, об отказе в совершении действий, должны содержаться в случае признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
Способ восстановления права в виде понуждения совершить определенные действия в рассматриваемом случае имеет исключительно процессуальную допустимость и, будучи факультативным (относимым к усмотрению суда), следует судьбе основного требования (об оспаривании действий (бездействия)).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что без оспаривания актов, действий или бездействия уполномоченного органа, требование об обязании уполномоченного органа совершить определенные действия противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 4 статьи 221 АПК РФ в случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.
С учетом изложенного, как полагает апелляционный суд, в рамках измененного предмета требований и при отсутствии условий, определяющих возможность рассмотрения вопроса по установлению юридического факта, применительно к административной процедуре обжалования (оспаривания) действий либо бездействий соответствующих органов в порядке применения главы 24 АПК РФ, заявление ЗАО "Роспроект" надлежит оставить без рассмотрения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием иного судебного акта об оставлении заявления без рассмотрения.
Поскольку ЗАО "Роспроект" при подаче заявления уплачена госпошлина в размере 3 000 руб., то она подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2018 по делу N А56-69903/2017 отменить и оставить заявление ЗАО "Роспроект" без рассмотрения.
Возвратить ЗАО "Роспроект" из федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб., уплаченную при подаче заявления.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.