г. Москва |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А41-5878/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от Администрации муниципального образования "Городское поселение Лотошино" - Веселова Е.А.(по доверенности от 22.01.2016 г.);
от Министерства экономики и финансов Московской области - Аскеров Э.Ф. (по доверенности от 31.01.2018 г.);
от Контрольной - счетной палаты Московской области - Чигиркин А.Р. по доверенности от 10.02.2017 г.
от Контрольной - счетной палаты Лотошинского муниципального района - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Городское поселение Лотошино" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2018 года по делу N А41-5878/18, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению Администрации муниципального образования "Городское поселение Лотошино" к Министерству экономики и финансов Московской области, при участии третьих лиц: Контрольно-счетная палата Московской области; Контрольно-счетная палата Лотошинского муниципального района о признании недействительным распоряжение от 17.01.2018 г. N 231В-14;
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Городское поселение Лотошино" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экономики и финансов Московской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 17.01.2018 N 231В-14 "О бесспорном взыскании суммы межбюджетного трансферта из бюджета городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в доход бюджета Московской области"
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2018 года по делу N А41-5878/18 отказано Администрации муниципального образования "Городское поселение Лотошино" в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрации муниципального образования "Городское поселение Лотошино" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Министерства экономики и финансов Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Контрольно - счетной палаты Лотошинского муниципального района, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В период с 17.08.2017 по 11.12.2017 Контрольно-счетной палатой Московской области и Контрольно-счетной палатой Лотошинского муниципального района на основании Плана работы на 2017 год в отношении Администрации проведено контрольное мероприятие "Аудит реализации в Московской области приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Экология" и мероприятий подпрограмм "Охрана окружающей среды" в 2016 году, "Развитие водохозяйственного комплекса Московской области" в 2016 году, "Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" в 2017 году (с элементами аудита в сфере закупок)".
В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. Государственной программой Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 года N 652/34, предусмотрено мероприятие по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений (далее - ГТС), находящихся в муниципальной собственности. Бюджетные ассигнования на предоставлении субсидий на указанное мероприятие предусмотрены Министерству экологии и природопользования Московской области в размере 3 912 тыс. руб.
Пунктом 4.1 раздела 12.9 Подпрограммы II "Развитие водохозяйственного комплекса Московской области" Государственной программы предусмотрено распределение субсидии на разработку проектносметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения: Плотина "Михалево" на реке Издатель, находящегося в собственности г/п Лотошино Лотошинского муниципального района в 2016 году, за счет средств бюджета Московской области в сумме 1 956 000 руб.; за счет средств бюджета городского поселения Лотошино в сумме 489 000 руб.
В целях реализации мероприятий Государственной программы между Министерством экологии и природопользования Московской области и Администрацией 20.04.2016 года заключено соглашение о предоставлении в 2016 году субсидии из бюджета Московской области бюджету городского поселения Лотошино.
В соответствии с подпунктом 2.3.2 пункта 2.3 Соглашения, Администрация обязана обеспечить финансирование объекта за счет собственных средств бюджета городского поселения Лотошино в объеме 489 000 руб.
Кроме того, согласно подпункту 2.3.3 пункта 2.3 Соглашения, Администрация обязана при заключении Соглашения предоставить в Министерство экологии выписку из решения Совета депутатов городского поселения Лотошино о размере средств, предусмотренных в бюджете городского поселения Лотошино в 2016 году на финансирование соответствующих расходов.
Объем софинансирования за счет средств муниципального бюджета на момент заключения соглашения (20.04.2016) составлял 445,0 тыс. руб.
В отсутствие соответствующих изменений в решение Совета депутатов городского поселения Лотошино от 18.12.2015 N 188/25 "О бюджете городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" финансовым органом Администрации внесены изменения в сводную бюджетную роспись по расходам 29.04.2016 в части изменения объема софинансирования на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт ГТС: плотина "Михалево" на реке Издатель, находящейся в собственности городского поселения Лотошино до 489 000 руб. Соответствующие изменения в решение Совета депутатов городского поселения Лотошино от 18.12.2015 N 188/25 "О бюджете городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" внесены решением Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 16.06.2016 N 226/29. То есть, на момент заключения соглашения (20.04.2016) не обеспечен соответствующий уровень софинасирования на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения: Плотина "Михалево" на реке Издатель, находящегося в собственности городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи в нарушение статьи 217 БК РФ и Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета городского поселения Лотошино, утвержденного постановлением Главы городского поселении Лотошино от 02.12.2009 N 427, не соответствовали решению о бюджете городского поселения Лотошино на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Кроме того, условиями предоставления субсидии предусмотрено, что субсидии расходуются на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт ГТС в соответствии с заключенными муниципальными контрактами по результатам проведенных процедур закупок.
Размещенный проект муниципального контракта и муниципальный контракт от 25.07.2016 N 1-16-ОК не соответствует примерной форме муниципального контракта, утвержденной распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 15.03.2016 N 28-01-5/16.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 24.11.2017, и направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 25.12.2017 N 40Исх-3273.
17.01.2018 Министром экономики и финансов Московской области вынесено распоряжение N 23РВ-14 о бесспорном взыскании суммы межбюджетного трансферта из бюджета городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в доход бюджета Московской области в размере 1 952 000 руб.
Считая, что данное распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Закона Московской области N 135/2010-03 "О Контрольно-счетной палате Московской области" (далее - Закон Московской области N 135/2010-03), распоряжения Министерства финансов Московской области от 27.08.2014 N 22РВ-41 "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям органов государственного финансового контроля" (далее - Порядок N 22РВ-41), обосновывающих выводы в пользу принятого решения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции дана правовая оценка рассматриваемым правоотношениям, установлено наличие основания для издания Распоряжения, при этом в установленный законодательством срок, установлено нарушение Администрацией бюджетного законодательства в части соблюдения бюджетного законодательства при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, что в свою очередь является нарушением условия предоставления субсидии.
В силу статьи 1 Закона Московской области от 12.11.2010 N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" Контрольно-счетная палата Московской области является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля.
К числу полномочий Контрольно-счетной палаты Московской области относится осуществление контроля за использованием средств бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Московской области и иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Московской области (статьи 2, 10 Закона Московской области N 135/2010-03).
Пунктом 1 ст. 136 БК РФ установлено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органом местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу п. 2.1 ст. 217 БК РФ, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
На момент заключения соглашения (20.04.2016) не обеспечен соответствующий уровень софинасирования на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения: Плотина "Михалево" на реке Издатель, находящегося в собственности городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи в нарушение статьи 217 БК РФ и Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета городского поселения Лотошино, утвержденного постановлением Главы городского поселении Лотошино от 02.12.2009 N 427, не соответствовали решению о бюджете городского поселения Лотошино на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Применительно к рассматриваемому спору нарушение бюджетного законодательства со стороны Администрации выразилось в нарушении п. 1 ст. 136 БК РФ в части соблюдения бюджетного законодательства при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета субъектов РФ местным бюджетам.
В обоснование заявленного требования, заявитель ссылался на нарушение сроков применения бюджетных мер принуждения, при этом сам факт имевшего место бюджетного нарушения заявителем не оспаривается.
Суд первой инстанции пришел к правомерно выводу, что нарушения сроков принятия распоряжения Министерством не допущено.
Решение о бесспорном взыскании суммы межбюджетного трансферта из бюджета городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в доход бюджета Московской области принято Министерством экономики и финансов Московской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям органов государственного финансового контроля, утвержденного распоряжением Министерства финансов Московской области от 27.08.2014 N 22РВ-41 (далее - Порядок), в форме распоряжения Министерства от 17.01.2018 N 23РВ-14 на основании Уведомления о применении бюджетных мер принуждения Контрольно-счетной палаты Московской области от 25.12.2017 N40Исх-3273 (вх. от 25.12.2017 N 23Вх48116) (далее - уведомление).
В соответствии с пунктом 2.12 Плана работы Контрольно-счетной палаты Московской области на 2017 год и приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Московской области от 16.08.2017 N 40П-99 в период с 17.08.2017 по 11.12.2017 проведено контрольное мероприятие "Аудит реализации в Московской области приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Экология" и мероприятий подпрограмм "Охрана окружающей среды" в 2016 году, "Развитие водохозяйственного комплекса Московской области" в 2016 году, "Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" в 2017 году (с элементами аудита в сфере закупок) (параллельно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Московской области)".
По мнению Администрации, уведомление направлено с нарушением срока, который составляет 30 календарных дней со дня завершения контрольного мероприятия, поскольку полагает, что датой окончания контрольного мероприятия является дата составления акта проверки от 24.11.2017.
Между тем, Администрацией не учтено, что согласно пункту 3.5. Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 26.07.2017 N 40Р-43, датой окончания контрольного мероприятия является дата принятия Коллегией Контрольно-счетной палаты Московской области решения об утверждении отчета о результатах контрольного мероприятия.
Как следует из пункта 9 Программы проведения контрольного мероприятия, срок представления отчета о результатах контрольного мероприятия - 11.12.2017.
В уведомлении содержится информация о дате окончания контрольного мероприятия - 11.12.2017. Уведомление направлено Контрольно-счетной палатой Московской области и зарегистрировано в Министерстве 25.12.2017.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что срок направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа внешнего государственного финансового контроля финансовому органу, установленный абзацем вторым пункта 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и составляющий 30 календарных дней, не нарушен. Уведомление направлено в течение 14 календарных дней.
Довод заявителя, аналогично указанные в апелляционной жалобе, о превышении срока принятия Министерством решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления, установленного пунктом 1.2 порядка и составляющего 20 календарных дней, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку распоряжением Министерства от 27.12.2017 N 23РВ-309 "О внесении изменений в некоторые распоряжения Министерства финансов Московской области" пункт 1.2 порядка признан утратившим силу, в связи чем, ограничение срока для принятия Министерством распоряжения 23РВ-14 на основании уведомления 20 календарными днями порядком не установлено.
С учетом изложенного, Министром экономики и финансов Московской области в установленный срок, выдано Администрации распоряжение N 23РВ14 о бесспорном взыскании суммы межбюджетного трансферта из бюджета городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в доход бюджета Московской области, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.05.2018 года по делу N А41-5878/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.