г. Хабаровск |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А73-5571/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тищенко А.П.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение в виде резолютивной части от 29.05.2018
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по рассмотренному в порядке упрощенного производства
делу N А73-5571/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по Хабаровскому краю (далее - МОСП) от 26.03.2018 о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного в рамках исполнительного производства N 14047/15/27027.
Определением от 09.04.2018 заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возбуждено производство по делу N А73-5571/2018.
Решением суда в виде резолютивной части от 29.05.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вышеназванным судебным актом, Министерство ЖКХ подало на него апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием оснований для привлечения Министерства к административной ответственности, недоказанностью вины лица, привлеченного к ответственности. Заявитель полагает, что судом первой инстанции не дана должная оценка тому обстоятельству, что исполнительный лист содержит требование по совершению действий имущественного характера.
Кроме этого, заявитель жалобы ссылается на правовые акты Хабаровского края, установленный в Хабаровском крае порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, порядок предоставления квартир указанным категориям граждан и на порядок взаимодействия государственных органов края в этой области.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Центральным районным судом г. Хабаровска 16.08.2012 был выдан исполнительный лист серии ВС N 042411766 по делу N 2-4868/2012 от 26.06.2012.
Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ обязано предоставить Савенкову Ивану Сергеевичу по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров в г. Хабаровске за счет государственного жилищного фонда Хабаровского края.
В отношении Министерства ЖКХ судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска было возбуждено исполнительное производство N 41504/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление, где должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В связи с тем, что в установленный законом срок для добровольного исполнения решение суда должником исполнено не было, 09.07.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Так как требования исполнительного документа не были исполнены 28.11.2014 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление, которым Министерство ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.02.2015 по делу N А73-16352/2014 было отказано в удовлетворении заявления Министерства ЖКХ о признании незаконным постановления ОСП от 28.11.2014.
После передачи исполнительного производства в МОСП, произошла перерегистрация, исполнительному производству присвоен N 14047/15/27027.
По состоянию на 13.03.2018 решение суда должником исполнено не было, что послужило судебному приставу-исполнителю основанием для выдачи Министерству требования об исполнении решения суда в срок до 20.03.2018. Министерство было предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, здесь же указаны время (20.03.2018 в 10 час. 10 мин.) и место рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности в случае неисполнения решения суда. Требование получено Министерством 14.03.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
20.03.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП в отсутствие законного представителя Министерства ЖКХ был составлен протокол N 955/18/27027-АП по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 20.03.2018, полученным Министерством 21.03.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначалось на 26.03.2018 в 10 час. 10 мин.
26.03.2018 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом МОСП вынесено постановление, которым Министерство ЖКХ Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие заявителя с постановлением межрайонного отдела послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона).
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Закона, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что судебным приставом-исполнителем МОСП на основании исполнительного листа 29.08.2012 возбуждено исполнительное производство N 41504/12/01/27 (после перерегистрации N 14047/15/27027), во исполнение которого Министерство (должник) обязано за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Савенкову Ивану Сергеевичу благоустроенное жилое помещение.
Министерство, должным образом извещенное о возбуждении в отношении него исполнительного производства и об установлении новых сроков для исполнения требований исполнительного документа, последний из которых - до 13.03.2018, не совершило необходимых действий по исполнению судебного решения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Субъективная сторона (вина) заключается в том, что Министерство не предприняло необходимых мер по исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, равно как и доказательств того, что суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, предоставил заявителю отсрочку исполнения содержащегося в нем требования.
Уведомление Министерства о невозможности исполнения судебного решения ввиду отсутствия свободного жилого помещения государственного жилищного фонда не свидетельствует об отсутствии вины должника во вменяемом правонарушении, поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, следовательно, принятые должником меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности.
Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах в действиях Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Заявителю жалобы назначен административный штраф в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Апелляционный суд с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, пренебрежительное отношение к исполнению возложенной обязанности по надлежащему и своевременному исполнению требований вступившего в законную силу судебного акта, обязательность исполнения которого предусмотрена нормами действующего законодательства, не усмотрел основания для применения к спорным отношениям статьи 2.9 КоАП РФ.
Довод о том, что в спорном исполнительном документе содержится требование имущественного характера, неисполнение которого не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.15 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Главой 13 Закона N 229-ФЗ предусмотрена специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В данном деле исполнительным листом Центрального районного суда на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение, следовательно, довод жалобы в данной части подлежит отклонению, как несостоятельный. Для спорного правоотношения не имеют значение и ссылки Министерства на акты Хабаровского края, поскольку в деле применяются иные нормы права.
При установленных обстоятельствах, основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы Министерства ЖКХ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение в виде резолютивной части от 29.05.2018 по делу N А73-5571/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.