город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2018 г. |
дело N А53-238/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Гарбовская О.Э., доверенность от 01.09.2015;
от ответчика - представитель Закурка А.В., доверенность от 18.04.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.04.2018 по делу N А53-238/2018
по иску ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик"
к ответчику - ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону"
об урегулировании разногласий
принятое в составе судьи Бутенко З.П.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа на 2018 год по пунктам 2.2, 3.2, 4.2, 4.4, 4.7, 4.14, 4.15, 5.7.
Решением от 28.04.2018 утверждено мировое соглашение, заключенное между ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" и ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" в части требований об урегулировании разногласий, возникших при внесении изменений в пункты 2.2, 3.2, 4.2, 4.4, 4.15, 5.7 договора поставки газа N 43-3-09094/10 от 22.09.2009, на следующих условиях:
"2.2. (первый абзац) Суточный договорной объем поставки газа по месяцам с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. по всем точкам подключения сетей Покупателя к газораспределительным (ГРО) и/или транспортным (Трансгаз) сетям (далее объектам Покупателя) приведен в Таблице N 1 (Приложение N 1), которое является неотъемлемой частью договора".
"3.2.Стороны обязаны уведомлять друг друга о технически необходимом сокращении или о полном прекращении поставки газа в следующем порядке:
- при плановой остановке (не менее одного раза в год) сроки проведения ремонтно - профилактических работ, связанных с изменением режимов газоснабжения. Стороны согласовывают взаимно не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней и предупреждают друг друга не менее чем за 3 (трое) суток до начала работ. Стороны не вправе уклоняться от их проведения;
- при неплановых остановках - за 3 (трое) суток до остановки;
- при возникновении аварийной ситуации - немедленно.
Подключение оборудования сезонного действия к отопительному сезону допускается только с письменного согласия Поставщика. В случае пуска газа на газопотребляющее оборудование сезонного действия в нарушение установленных правил безопасности Поставщик оставляет за собой право, предупредив Покупателя за 1 сутки, приостановить поставку газа до устранения допущенных нарушений и (на период получения необходимых согласований и устранения нарушений) снимает с себя ответственность за обеспечение поставки газа Покупателю на условиях Договора".
"4.2. Определение количества газа (объема) производится по УУГ в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.899-2015, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ Р 8.741-2011, ГОСТ 8.611-2013 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-2015, ГОСТ Р 54961-2012".
"4.4. Пределы измерений УУГ должны обеспечивать измерение расхода во всем диапазоне потребления газа. При работе УУГ ниже минимального значения расхода учет количества газа производится по минимальному значению расхода, установленного в документации на данный УУГ, но не более проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования. При работе УУГ выше максимального значения расхода учет количества газа производится по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования.
В случае отсутствия контроля перепада давления на турбинных ротационных счетчиках представитель Поставщика вправе выписать уведомление на внеочередную поверку счетчика за счет Покупателя для подтверждения соответствия его метрологических характеристик заявленным (в соответствии с п. 12.2.4 ГОСТ Р 8.740-2011).
При установке УУГ не на границе раздела балансовой принадлежности инженерных коммуникаций, дополнительно подлежит учету объем газа, предназначенный на технологические нужды покупателя, а также для компенсации (возмещения) потерь в системе газопотребления до УУГ и определенных в соответствии с РД 153-39.4.179-01, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 г. N 231.
Утечки газа, связанные с негерметичностью газопроводов, а так же возникшие в результате аварийных ситуаций на газопроводах, расположенных до УУГ и находящихся на балансе Покупателя, относятся на баланс Покупателя (РД 153-39.4-079-01)".
"4.15. Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, оформляются актами поданного-принятого газа. Если на момент составления данного акта Покупателем не были представлены поставщику, в соответствии с п. 11. Договора, сведения о количестве газа, потребленного за отчетный месяц, акт составляется на основании данных, полученных в соответствии с пунктом 4.14, настоящего Договора. Акты поданного-принятого газа подписываются уполномоченными лицами Сторон и заверяются печатями для актов. Полномочия могут быть определены в доверенности, выданной в установленном порядке.
Акты поданного-принятого газа, составленные в установленные настоящим пунктом сроки, являются основанием для приведения окончательных расчетов.
Акты поданного-принятого газа по каждому объекту и сводные акты поданного-принятого газа с указанием суммарного объема, выбранного/поставленного за месяц по всем объектам покупателя, оформляются не позднее пятого дня месяца, следующего за отчетным. Средневзвешенная фактическая объемная теплота сгорания, указанная в сводном акте поданного-принятого газа, приводится справочно и в расчетах не используется.
В случае поставки газа Покупателю газа природного горючего сухого отбензиненного Стороны отражают фактический объем в акте поданного-принятого газа отдельной строкой с обязательным указанием вида газа (горючий природный сухой отбензиненный).
К месячному акту поданного-принятого газа за отчетный период Поставщик предоставляет покупателю по его требованию месячный паспорт газа.
В случае не подписания оригиналов актов поданного-принятого газа покупателем до пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа или немотивированного отказа от их подписания, акты поданного-принятого газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них".
"5.7. В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа Покупатель уплачивают Поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки".
В указанной части требований производство по делу прекращено.
Истцу разъяснено, что при прекращении производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Урегулированы разногласия, возникшие при внесении изменений в договор поставки газа N 43-3-09094/10 от 22.09.2009 между ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" и ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону", спорные пункты изложены в следующей редакции:
пункт 4.7: "Уполномоченным лицам поставщика предоставляется право в присутствии должностных лиц владельца УУГ проверять правильность работы контрольно-измерительных приборов, входящих в состав УУГ, а также ведения необходимой документации. Покупатель обязан предоставлять доступ представителям Поставщика к разъемам корректора для подключения портативного компьютера в целях снятия архивов, без изменения параметров настроечной базы. Результаты проверки УУГ оформляются актом проверки. Данный акт Покупатель обязан подписать или выразить особое мнение к нему. Особое мнение рассматривается в установленном порядке".
пункт 4.14: "Количество поданного газа определяется по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 3.4. настоящего Договора, или иным способом, согласованным с Поставщиком, исходя из времени, в течение которого подавался газ в случаях:
- отсутствия или неисправности УУГ у Покупателя;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных Поставщиком и/или ГРО: на УУГ, в месте присоединения УУГ к газопроводу, на байпасной линии УУГ, негерметичности соединительных трубок;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных на УУГ заводом- изготовителем и/или организацией, проводившей поверку;
- недопуска представителей Поставщика или ГРО для проверки приборов учета газа;
- при наличии неповеренных средств измерений в составе УУГ, в том числе сужающего устройства (СУ) и вычислителя (корректора) (с момента истечения срока поверки).
Если иное не подтверждено, то период времени неисправности или отсутствия узла учета газа, в течение которого Покупатель потреблял газ, отсутствия или нарушения пломб и иных случаях, перечисленных в пункте 4.14, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки узла учета Поставщиком, а если таковая не проводилась, то с даты установки Поставщиком пломбы на средство измерения до даты возобновления надлежащего учета".
Решение мотивировано тем, что в ходе рассмотрения дела сторонами заключено мировое соглашение в части требований об урегулировании разногласий, возникших при внесении изменений в пункты 2.2, 3.2, 4.2, 4.4, 4.15, 5.7 договора поставки газа N 43-3-09094/10 от 22.09.2009. В соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части урегулирования разногласий по пунктам 2.2, 3.2, 4.2, 4.4, 4.15, 5.7 договора поставки газа N 43-3-09094/10 от 22.09.2009 прекращено. Пункт 4.7 договора в редакции, предложенной ответчиком, предусматривает дублирующую меру контроля, возложенную законодателем на государственный орган, названный пункт договора подлежит принятию в редакции истца. В соответствии с условиями пункта 3.9 Правил учета газа, из предложенной ответчиком редакции пункта 4.14 договора исключено указание на расчет по максимальной мощности.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить в части урегулирования разногласий по пункту 4.14 договора N 43-3-09094/10 от 22.09.2009 и принять по делу в указанной части новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что принятая судом редакции пункта 4.14 не соответствует Правилам поставки газа и расширяет основания применения расчетного способа определения объема потребления газа. Установленный в пункте 4.14 порядок определения периода применения расчетного метода определения объема потребления газа, может значительно превышать период фактической неисправности средств измерений. По мнению заявителя, применение максимальной проектной мощности противоречит пункту 23 Правил поставки газа. Предложенная истцом редакция пункта 4.14 договора соответствует пункту 23 Правил поставки газа. Судом первой инстанции не учтено, что стороной в соответствии с пунктом 4.1 договора, ведущей учет газа, является поставщик, ответчик уклоняется от обязанности по установке узлов учета газа и перекладывает бремя установки и содержания прибора учета на покупателя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.09.2009 между ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" (поставщик) и ОАО ТКЗ "Красный котельщик" (покупатель) заключен договор поставки газа N 43-3-09094/10 (т. 1 л.д. 12-17), согласно которому поставщик обязался поставлять с 01.01.2010 по 31.12.2010 до границы газотранспортной системы Трансгаза, включая газораспределительную станцию с газопроводами газораспределительной организации или покупателя, а покупатель получать (выбирать) газ, добытый ООО "Газпром" и его аффилированными лицами и оплачивать стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" и ОАО ТКЗ "Красный котельщик" подписано дополнительное соглашение N 1/18 от 22.08.2017 к договору с протоколом разногласий от 20.08.2017 (т. 1 л.д. 20-21).
Согласно письму ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" от 09.10.2017 N 06-01-04/6972 (т. 1 л.д. 64) протокол разногласий к дополнительному соглашению N 1/18 от 22.08.2017 рассмотрен и не принят в связи с отсутствием достаточных оснований для исключения из текста дополнительного соглашения либо изменения редакции спорных пунктов дополнительного соглашения.
Поскольку стороны не пришли к урегулированию разногласий во внесудебном порядке, ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением от 28.04.2018 утверждено мировое соглашение, заключенное между ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" и ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" в части требований об урегулировании разногласий, возникших при внесении изменений в пункты 2.2, 3.2, 4.2, 4.4, 4.15, 5.7 договора поставки газа N 43-3-09094/10 от 22.09.2009.
В соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части урегулирования разногласий по пунктам 2.2, 3.2, 4.2, 4.4, 4.15, 5.7 договора поставки газа N 43-3-09094/10 от 22.09.2009 прекращено.
Урегулированы разногласия, возникшие при внесении изменений в пункты 4.7, 4.14 договора поставки газа N 43-3-09094/10 от 22.09.2009.
Поскольку решение от 28.04.2018 оспаривается в части урегулирования разногласий по пункту 4.14 договора N 43-3-09094/10 от 22.09.2009, законность и обоснованность судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В пункте 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961 утверждены Правилах учета газа.
В соответствии с пунктом 4.14 договора количество поданного газа определяется по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 3.4 договора, или иным способом, согласованным с поставщиком, исходя из 24 часов работы его в сутки с момента предыдущей проверки приборов учета работниками поставщика или газораспределительной организации в случаях: отсутствия или неисправности узла учета газа у покупателя; отсутствия или нарушения пломб, установленных поставщиком и (или) газораспределительной организацией на узел учета газа, байпасной линии узла учета газа; недопуска представителей поставщика или газораспределительной организации для проверки приборов учета газа.
С момента истечения срока поверки - при наличии неповеренных средств измерений в составе узла учета газа, в том числе сужающего устройства и вычислителя (корректора).
ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" просит принять пункт 4.14 в следующей редакции:
"При неисправности или отсутствии средств измерений у поставщика объем переданного газа учитывается по средствам измерений покупателя, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором".
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" просит принять пункт 4.14 в следующей редакции: "Количество поданного газа определяется по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 3.4. настоящего договора, или иным способом, согласованным с поставщиком, исходя из времени, в течение которого подавался газ в случаях:
- отсутствия или неисправности УУГ у покупателя;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных поставщиком и/или ГРО: на УУГ, в месте присоединения УУГ к газопроводу, на байпасной линии УУГ, негерметичности соединительных трубок;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных на УУГ заводом - изготовителем и/или организацией, проводившей поверку;
- недопуска представителей поставщика или ГРО для проверки приборов учета газа;
- при наличии неповеренных средств измерений в составе УУГ, в том числе сужающего устройства (СУ) и вычислителя (корректора) (с момента истечения срока поверки).
Если иное не подтверждено, то период времени неисправности или отсутствия узла учета газа, в течение которого покупатель потреблял газ, отсутствия или нарушения пломб и иных случаях, перечисленных в пункте 4.14, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки узла учета поставщиком, а если таковая не проводилась, то с даты установки поставщиком пломбы на средство измерения до даты возобновления надлежащего учета".
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что принятая судом редакции пункта 4.14 не соответствует Правилам поставки газа и расширяет возможности для применения расчетного способа определения объема потребления газа.
В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа, поставка и отбор газа без учета его объема не допускается.
Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 22 Правил поставки газа).
В соответствии с пунктом 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 1.6 Правил учета газа).
Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства (пункт 1.8 Правил учета газа).
Согласно пункту 3.9 Правил учета газа, при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Пломбы на средствах измерения устанавливаются представителем газораспределительной организации для защиты от несанкционированного вмешательства в работу узла учета газа (пункт 2.6 Технического соглашения).
Таким образом, при отсутствии или нарушении пломб, установленных на устройствах с измерительными функциями, учет газа не соответствует требованиям, обусловленным технической документации, что может свидетельствовать о несанкционированном вмешательстве его работу. Соответственно, объем транспортированного потребителю газа определяется газораспределительной организации по проектной мощности.
Согласно положениям пункта 3.1 ГОСТа Р 8.740-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков" к числу средств измерений относится счетчик газа, расходомер газа, расходомер-счетчик (счетчик-расходомер) газа, средство измерений объема и расхода газа.
При этом согласно пункту 3.1.7 названного ГОСТа выделяются основные средства измерений: средства измерений объема и расхода газа, а также средства измерений теплофизических характеристик и физико-химических параметров газа, используемых для корректировки показаний средств измерений объема и расхода газа и приведения объемного расхода и объема газа к стандартным условиям (к основным средствам измерений относятся, например, счетчик газа, средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа), дополнительные средства измерений: средства измерений, предназначенные для контроля работоспособности средств измерений объема и расхода газа, дополнительных устройств и выполнения требований к условиям измерений (к дополнительным средствам измерений относятся, например, средства измерений перепада давления на фильтрах, счетчике, устройстве подготовки потока), Вспомогательные и дополнительные устройства: технические устройства, соединенные со средствами измерений и устройствами обработки результатов измерений, предназначенные для выполнения конкретных функций, непосредственно относящихся к преобразованию, передаче или отображению результатов измерений (к вспомогательным устройствам относятся, например, устройства повторной индикации, устройства печати, памяти, линии связи, адаптеры и межсетевые адаптеры, вспомогательные устройства могут быть интегрированы или входить в состав основных средств измерений либо средств обработки результатов измерений.
Приведенный ГОСТ определяет дополнительные устройства как оборудование и устройства, предназначенные для подготовки потока и среды и обеспечивающие необходимые условия проведения измерений (например, устройство подготовки потока, струевыпрямитель, устройство для очистки газа, защитная сетка (решетка)).
Кроме того, используются средства обработки результатов измерений: корректор: средство измерительной техники, которое преобразовывает выходные сигналы счетчика газа, измерительных преобразователей температуры и/или давления и вычисляет объем газа, приведенный к стандартным условиям., вычислитель: средство измерительной техники, которое преобразовывает выходные сигналы средств измерений объема и расхода газа, измерительных преобразователей параметров потока и среды и вычисляет объем и расход газа, приведенные к стандартным условиям.
Таким образом, к недостоверности учета газа может приводить неисправность не только основных средств измерения газа, но и всех вышеперечисленных технических средств и устройств.
Из пункта 9.1 приведенного стандарта следует, что по общему правилу при измерениях применяют:
- основные средства измерения;
- средства обработки результатов измерений;
- дополнительные средства измерения;
- вспомогательные устройства;
- дополнительные устройства.
Состав средства измерения, средств обработки результатов измерений, вспомогательных и дополнительных устройств выбирают в зависимости от метода пересчета объемного расхода и объема газа при рабочих условиях к стандартным условиям, производительности узла измерений, требуемого уровня точности измерений и необходимой степени автоматизации.
Для обработки результатов измерений применяют корректоры, вычислители или ИВК. Средства обработки результатов измерений должны в зависимости от применяемого метода пересчета преобразовывать выходные сигналы основных СИ, автоматически определять объемный расход и (или) объем газа, приведенный к стандартным условиям.
Средства обработки результатов измерений должны обеспечивать возможность периодического введения и регистрации значений условно-постоянных величин (например, плотности газа при стандартных условиях, компонентного состава газа, атмосферного давления, констант, применяемых взамен значений контролируемых параметров, в случае отказа СИ и пр.).
В пункте 9.1.6 названного ГОСТ приведен перечень дополнительных устройств и необходимость их применения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предлагаемая ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" редакция спорного пункта соответствует вышеприведенным положениям ГОСТ.
В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений. Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа).
В случае, когда покупатель, действуя недобросовестно, ограничивает поставщика в осмотре помещения и оборудования, либо допускает к осмотру по истечении времени, позволяющего скрыть оборудование и следы самовольного потребления газа, представляется обоснованным определение объема потребления газа, соответствующего проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок.
В противном случае реализация прав поставщика ставится в зависимость от волеизъявления покупателя, а действия (бездействия) покупателя могут поставить поставщика в положение, когда он не смог бы реализовать принадлежащие ему права, что противоречит положениям статьи 10 Кодекса.
Указанный вывод соответствует позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2017 N Ф08-7474/2017 по делу N А20-4238/2016.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указание ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" в пункте 4.14 договора обстоятельств, при наличии которых количество поданного газа следует определять по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, не противоречит Правилам учета газа.
Ссылка заявителя жалобы на то, что применение максимальной проектной мощности противоречит пункту 23 Правил поставки газа, отклоняется апелляционным судом.
Из материалов дела следует, что редакция, предлагаемая ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону", содержит указание на необходимость расчета по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования.
С учетом содержания пункта 3.9 Правил учета газа, указание на расчет по максимальной мощности исключен судом из предлагаемой ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" редакции пункта 4.14 договора.
Пункт 4.14. спорного договора принят в следующей редакции:
"Количество поданного газа определяется по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 3.4. настоящего Договора, или иным способом, согласованным с Поставщиком, исходя из времени, в течение которого подавался газ в случаях:
- отсутствия или неисправности УУГ у Покупателя;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных Поставщиком и/или ГРО: на УУГ, в месте присоединения УУГ к газопроводу, на байпасной линии УУГ, негерметичности соединительных трубок;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных на УУГ заводом- изготовителем и/или организацией, проводившей поверку;
- недопуска представителей Поставщика или ГРО для проверки приборов учета газа;
- при наличии неповеренных средств измерений в составе УУГ, в том числе сужающего устройства (СУ) и вычислителя (корректора) (с момента истечения срока поверки).
Если иное не подтверждено, то период времени неисправности или отсутствия узла учета газа, в течение которого Покупатель потреблял газ, отсутствия или нарушения пломб и иных случаях, перечисленных в пункте 4.14, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки узла учета Поставщиком, а если таковая не проводилась, то с даты установки Поставщиком пломбы на средство измерения до даты возобновления надлежащего учета".
Ссылка заявителя жалобы на то, что требование о соблюдении герметичности соединительных трубок не предусмотрено законодательством, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Соответствующее требование установлено в пункте 24 приказа Ростехнадзора от15.11.2013 N 542.
Относительно довода заявителя жалобы о том, что судом расширен перечень оснований для применения расчетного метода определения объема поставленного газа суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что норма пункта 23 Правил поставки газа носит диспозитивный характер, доказательств того, что принятая судом редакция пункта 4.14 договора нарушает баланс интересов сторон не представлено. Условия пункта 4.14 договора, устанавливающие перечень оснований применения расчетного способа определения количества поставленного газа, не исключает возможность установления иных оснований применения этого способа, предусмотренных законом.
Кроме того, поскольку в основе указанного способа определения объема газа лежит предположение о предельном количестве газа, которое может потребить абонент, круглосуточно потребляя газ при максимальном использовании газового оборудования, постольку данная норма фактически представляет собой правовую презумпцию, которая не исключает право абонента доказывать иной размер фактически потребленного газа при разрешении спора в судебном порядке.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.04.2018 по делу N А53-238/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.