Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2018 г. N Ф08-7041/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2018 г. |
дело N А32-33950/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.04.2018 по делу N А32-33950/2016,
принятое судьей Ермоловой Н.А.
по заявлению Администрации Тазовского района
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Администрации Кущевского сельского поселения Кущевского района; Администрации муниципального образования Кущевский район
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тазовского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление; Росреестр по Краснодарскому краю) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права N 23/006/801/2016-3701 от 01.07.2016 на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:93, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, ст. Кущевская, ул. Сиреневая, д. 7.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемый отказ в силу пункта 11 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы администрации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Кущевского сельского поселения Кущевского района, администрации муниципального образования Кущевский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2018 принятый по заявлению Администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выраженный в сообщении от 01.07.2016 N 23/006/801/2016-3701, в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:93, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, станица Кущевская, ул. Сиреневая, 7, признан недействительным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указанным решением суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа путем осуществления в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу государственной регистрации права собственности администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:93, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, станица Кущевская, ул. Сиреневая, 7, и выдачи администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию возникновения права собственности.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2018 отменить. В апелляционной жалобе управление приводит доводы о правомерности отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект незавершенного строительства. Администрация указывает, что государственный акт на землю, обязанность по получению которого возлагалась на заявителя Постановлением N 153, для регистрации предоставлен не был. Право пользования земельным участком с кадастровым номером 23:17:1402033:64, на котором в настоящее время расположен спорный объект незавершенного строительства, заявитель также не подтвердил. Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о праве собственности заявителя на земельный участок, на котором расположен спорный объект незавершенного строительства. Также, в соответствии с предоставленным постановлением главы администрации Кущевского района Краснодарского края от 23.03.1994 N 153 "О разрешении строительства жилых домов администрации Тазовского района Тюменской области в ст. Кущевской на 4-й резервной территории", заявителю разрешалось строительство жилых домов на 4-й резервной территории на земельном участке площадью 7,2 га, однако, представленный кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства содержит информацию о нахождении указанного объекта на земельном участке площадью 1500 кв.м.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация возражала на доводы апелляционной жалобы, настаивала на законности вынесенного судом первой инстанции решения.
В судебном заседании суд протокольным определением удовлетворил ходатайство управления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.02.1994 между Администрацией Тазовского района (застройщик) и Администрацией Кущевского сельского поселения Кущевского района был заключен договор о строительстве жилья в Кущевском районе, предметом которого являлось сотрудничество в жилищном строительстве и объектов инженерной инфраструктуры ст. Кущевка.
Постановлением главы администрации территории Степнянского Кущевского района Краснодарского края от 24.03.1994 N 97 на основании заключения межведомственной комиссии администрации Краснодарского края от 22.02.1994 N 03-10/80 и договора о строительстве жилья в Кущевском районе между администрациями Тазовского и Кущевского районов от 21.02.1994, администрации Тазовского района был выделен земельный участок площадью 7,2 га в ст. Кущевской на 4-ой резервной территории для строительства жилых домов.
Постановлением главы администрации Кущевского района Краснодарского края от 25.03.1994 N 153 администрации Тазовского района было разрешено строительство жилых домов в ст. Кущевской на 4-й резервной территории на выделенном земельном участке площадью 7,2 га.
Постановлением администрации муниципального образования Кущевский район от 08.10.2015 N 1042 были внесены изменения в постановление главы администрации Кущевского района Краснодарского края от 25.03.1994 N 153 в части площади земельного участка (уменьшена с 7,2 га до 2,1 га), адресов и кадастровых номеров земельных участков, в том числе указано на разрешение строительства жилого дома по адресу: станица Кущевская, улица Сиреневая, 7 с кадастровым номером 23:17:1402033:64.
28.11.1994 Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации администрации выдано разрешение N 39 на выполнение строительно-монтажных работ.
Согласно акту готовности объекта незавершенного строительства от 04.06.2015 на объекте "жилой дом" по адресу: ст. Кущевская, ул. Сиреневая, 7, расположенном на земельном участке площадью 3012 кв.м. полностью заложен фундамент, стены, окна, перекрытия, проемы, процент готовности объекта составляет 63,5%.
23.05.2016 Администрация Тазовского района обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Кущевский отдел) с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:93, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, ст. Кущевская, ул. Сиреневая, д. 7.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных заявителем документов, государственный регистратор направил в адрес заявителя сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.07.2016 N 23/006/801/2016-3701.
Как указало Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в сообщении об отказе от 01.07.2016 N 23/006/801/2016-3701, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:93 расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:17:1402033:64. В постановлении администрации Кущевского района Краснодарского края N 153 от 25.03.1994 установлено, что администрация Тазовского района должна оформить до начала строительных работ государственный акт на землю. Согласно сведениям государственного фонда данный акт не оформлялся.
Считая отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности N 23/006/801/2016-3701 от 01.07.2016 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Согласно статье 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации возникновения права собственности являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Как установлено статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).
В силу положений статьи 9 и 13 Закона N 122-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
В силу статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации права (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказывая в государственной регистрации спорного объекта, указало, что согласно сведений государственного кадастра недвижимости объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:93 расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:17:1402033:64. В постановлении администрации Кущевского района Краснодарского края N 153 от 25.03.1994 установлено, что администрация Тазовского района должна оформить до начала строительных работ государственный акт на землю, при этом данный акт не оформлялся.
Так, основанием для отказа послужил факт непредставления на государственную регистрацию документа, подтверждающего наличие прав на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства.
Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения (статья 25 Закона N 122-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 в редакции от 25.01.2013 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
Государственный акт подтверждает лишь имеющееся право на земельный участок, не являясь при этом правоустанавливающим документом.
Отсутствие такого государственного акта (правоподтверждающего документа) само по себе не означает отсутствия у администрации прав пользования в отношении земельного участка, если он был выделен в бессрочное (постоянное) пользование в установленном законом порядке в соответствии с законодательством, действовавшим в 1994 году.
В силу ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса РСФСР право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Однако государственный акт не является правоустанавливающим документом. Предоставление земельных участков производится на основании решения соответствующих органов власти или органов местного самоуправления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.2000 N 4328/99 и от 29.08.2006 N 16465/05).
Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, администрация представила в регистрирующий орган кадастровый паспорт объекта недвижимости N 2343/12/16-657474 от 26.05.2016; акт готовности объекта незавершенного строительства от 27.08.2015; кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства N 2343/12/15-1071048 от 22.09.2015; постановление администрации муниципального образования Кущевский район N 1042 от 08.10.2015; постановление N 97 от 24.03.1994; постановление N 153 от 25.03.1994.
Постановление N 97, согласно которому заявителю на основании заключения межведомственной комиссии администрации Краснодарского края от 22.02.1994 N 03-10/80 и договора от 21.02.1994 о строительстве жилья в Кущевском районе, заключенного администрациями Тазовского и Кущевского районов, выделен земельный участок площадью 7,2 га в станице Кущевской на 4-й резервной территории для строительства жилых домов, предписано оформить техническую документацию на строительство в Управлении архитектуры и градостроительства.
В регистрирующий орган также представлено постановление N 1042 о внесении изменений в постановление от 25.03.1994 N 153 в части площади земельного участка (уменьшена с 7,2 га до 2,1 га), адресов и кадастровых номеров земельных участков.
Представленный для проведения государственной регистрации кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства от 22.09.2015 N 2343/12/15-1071048 содержит информацию о нахождении объекта с кадастровым (условным) номером 23:17:1402033:93 в границах земельного участка с кадастровым номером 23:17:1402033:64.
Согласно уведомлениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю от 15.11.2016 N N 23/001/162/2016-8847, 23/001/162/2016-9367, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 23:17:1402033:64, а также на спорный объект незавершенного строительства, отсутствуют.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, с учетом постановлений N 97 и N 1042, руководствуясь Законом N 122-ФЗ, разъяснениями, указанными в постановлении N 73 и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлениях Президиума от 29.02.2000 N 4328/99 и от 29.08.2006 N 16465/05, суд первой инстанции правомерно установил, что администрацией представлен достаточный перечень документов, необходимых для государственной регистрации права.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю N 23/006/801/2016-3702 от 01.07.2016 является незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2018 по делу N А32-33950/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.