г. Красноярск |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А33-6789/2018 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Борисов Г.Н.,
Рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" мая 2018 года по делу N А33-6789/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Сысоевой О.В.,
установил:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края ИНН 2459010720, ОГРН 1022401742120 (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Защита" ИНН 2459014273, ОГРН 1062459003100 (далее - общество, страхователь) о взыскании 500 рублей финансовых санкций за сентябрь 2016 года за предоставление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края в форме резолютивной части от "18" мая 2018 года в удовлетворении требования отказано. По заявлению управления Арбитражным судом Красноярского края составлено мотивированное решение от 25 мая 2018 года.
Пенсионный фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о взыскании с общества 500 рублей финансовых санкций.
Из апелляционной жалобы следует, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации проводить камеральные проверки в отношении индивидуальных сведений, предоставляемых в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поэтому выводы суда о нарушении фондом сроков проведения камеральной проверки и обращения в судебные органы являются необоснованными.
Также управление указывает, что абзацем 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрен трехгодичный срок для привлечения страхователя к ответственности.
Кроме того, пенсионный фонд не согласен с выводом суда о неправильной квалификации вменяемого страхователю правонарушения, поскольку если страхователь в дополняющей форме "добавил" сотрудника, то изначально страхователем предоставлены неполные (недостоверные) сведения.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме и с использованием средств аудиозаписи.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Общество представило сведения за сентябрь 2016 года в отношении 13 застрахованных лиц 04.10.2016 (тип формы - исходная). Сведения представлены в срок.
Общество 10.01.2017 представил дополняющие сведения в отношении еще одного застрахованного лица за сентябрь 2016 года.
В отношении общества 03.07.2017 проведена проверка и составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 205S18170011052. Акт направлен страхователю по почте, что подтверждается почтовым уведомлением.
По результатам проверки вынесено решение N 205S19170012291 от 09.08.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 500 рублей за неполноту и недостоверность предоставления сведений. Решение направлено страхователю по почте, что подтверждается почтовым уведомлением.
Требованием от 07.09.2017 N 205S01170408838 страхователю предложено добровольно оплатить в срок до 26.09.2017 сумму финансовых санкций. Требование направлено страхователю по почте, что подтверждается почтовым уведомлением.
Поскольку названное требование страхователем в добровольном порядке не исполнено, пенсионный фонд 22.03.2018 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с общества финансовой санкции в размере 500 рублей на основании решения N 205S19170012291 от 09.08.2017.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ содержит порядок составления акта об обнаружении правонарушения, установленного данной статьей, порядок и сроки направления данного акта страхователю, представления страхователем возражений на данный акт, рассмотрения акта и возражений страхователя, принятия решения и его направления страхователю, вступления решения в силу, направления требования об уплате финансовой санкции.
Также частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ не устанавливает срок, в течение которого пенсионный фонд должен установить допущенное нарушение, и срок, в течение которого он должен обратиться в суд с требованием о взыскании финансовой санкции.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к неурегулированным Законом N 27-ФЗ отношениям, связанным с взысканием штрафов, подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В связи с этим суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации и полагал, что срок обнаружения фондом совершенного правонарушения не должен превышать 3 месяцев со дня получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М.
В силу положений пункта 3 статьи 46 и пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции управление вправе было обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Таким образом, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Дополняющие сведения о застрахованных лицах (тип формы "ДОП") за спорный период представлены обществом в пенсионный фонд 10.01.2017, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности вышеуказанных сроков истек 07.02.2018 (10.04.2017 + 11 дней на направление и вручение акта (25.04.2017) + 15 дней на представление возражений (19.05.2017) + 10 дней на вынесение решения (02.06.2017) + 11 дней на направление и вручение решения (20.06.2017) + 10 дней на вступление решения в силу (04.07.2017) + 10 дней на выставление требования (18.07.2017) + 6 дней на вручение требования (26.07.2017) + 10 календарных дней на исполнение требования (07.08.2017) + 6 месяцев).
Обращение управления в арбитражный суд 22.03.2018 свидетельствует о пропуске сроков взыскания, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод управления о том, что статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлен трехлетний срок давности привлечения к ответственности, не может быть принят во внимание, поскольку данный срок не относится к сроку давности взыскания задолженности по финансовым санкциям.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей до 31.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах".
В силу данного постановления страхователь обязан отразить в данной форме свой регистрационный номер, наименование, идентификационный номер налогоплательщика, отчетный период, тип формы (исходная, дополняющая, отменяющая), а также индивидуальные сведения на застрахованных лиц в виде таблицы с отражением информации, указанной в пункте 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно содержанию решений, принятых управлением, страхователь привлечен к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений в отношении застрахованных лиц за сентябрь 2016 года.
Сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М (дополняющие) за сентябрь 2016 года представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи 10.01.2017, что свидетельствует о совершении страхователем такого состава правонарушения, как нарушение срока представления индивидуальных сведений в отношении 1 застрахованного лица.
В связи с этим суд первой инстанции правильно признал, что квалификация указанного деяния управлением как представление неполных или недостоверных сведений осуществлена необоснованно.
Поскольку недостоверности (неполноты) сведений в отношении индивидуальных сведений на застрахованных лиц, представленных страхователем с нарушением срока, пенсионным фондом не установлено, привлечение страхователя к ответственности за совершение правонарушения, которое он не совершал, не соответствует требованиям законодательства.
Кроме того, ни в акте проверки, ни в решении не указано, в чем выразилось несоответствие (неполнота или недостоверность) представленных страхователем индивидуальных сведений.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, Закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как следует из материалов дела, страхователь самостоятельно выявил ошибки в представленных в пенсионный фонд сведениях о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года, и устранил их, направив в управление дополняющую форму сведений СЗВ-М.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленного требования, установив, что управлением пропущен срок обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовых санкций, дана неправильная квалификация допущенного правонарушения, имеются основания для освобождения страхователя от ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании с учреждения 500 рублей финансовых санкций является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" мая 2018 года по делу N А33-6789/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6789/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ШАРЫПОВО И ШАРЫПОВСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "ОХРАННОЕ АГЕНТСТВО "ЗАЩИТА"