город Томск |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А67-9416/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Бородулина И.И., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Мавлюкеевой А.М., после перерыва помощником судьи Лачиновой К.А.
при участии:
от заявителя: до и после перерыва - Олехнович В.М. по доверенности от 10.01.2018; Егорова А.Е. по доверенности от 10.01.2018
от заинтересованного лица: до и после перерыва - без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Томск Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области от 19 апреля 2018 года
по делу N А67-9416/2017 (судья Сулимская Ю.М.)
по заявлению Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного
обеспечения управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по
Томской области" (634012, Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых, 48, ОГРН
1127017020382, ИНН 7017311127)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в г. Томск Томской области (634050, Томская обл., г. Томск, ул. Гагарина, 27,
ОГРН 1027000859819, ИНН 7017042210),
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области" (далее - заявитель, ФКУ "ЦХИСО УМВД по Томской области, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - заинтересованное лицо, УПФР в г. Томск, ответчик, апеллянт) о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области от 21 сентября 2017 года N N 080S19170006467, 080S19170006466, 080S19170006465, 080S19170006464, 080S19170006463, 080S19170006462, 080S19170006409 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования недействительными.
Решением от 19 апреля 2018 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены, решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области от 21 сентября 2017 года N N 080S19170006467, 080S19170006466, 080S19170006465, 080S19170006464, 080S19170006463, 080S19170006462, 080S19170006409 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, проверенные на соответствие требованиям Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" признаны недействительными. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением суда, Пенсионный фонд обратился в Седьмой Арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применением судом норм материального права, несоответствие выводов суда имеющимся в деле обстоятельствам, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым оставить заявленные требования без удовлетворения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
В представленном отзыве заявитель ссылается на законность решения, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя поддержалидоводы отзыва.
26.06.2018 в судебном заседании объявлен перерыв до 03.07.2018.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе суда, представители заявителя поддержали позицию, изложенную в отзыве.
Апеллянт, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие апеллянта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1127017020382, ИНН 7017311127.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области" нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования составлены Акты от 11.08.2017 N 080S18170006648, N 080S18170006662, N 080S18170006643, N 080S18170006645, N080S18170006660, N 080S18170006653, N 080S18170006649, в которых указано на совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а именно, несвоевременное представление сведений о 141 застрахованном лице за апрель 2016 (акт N 080S18170006643), о 143 застрахованных лиц за май 2016 (акт N 080S18170006645), о 146 застрахованных лиц за июнь 2016 (N 080S18170006648), о 145 застрахованных лиц за июль 2016 (N080S18170006649), о 153 застрахованных лиц за август 2016 (акт N 080S18170006653), о 158 застрахованных лиц за сентябрь 2016 (акт N 080S18170006660), о 152 застрахованных лице за октябрь 2016 (акт N 080S18170006662), обязанность по предоставлению которых предусмотрена п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения материалов о нарушении 21.09.2017 заместителем начальника Управления вынесены Решения N N 080S19170006467, 080S19170006466, 080S19170006465, 080S19170006464, 080S19170006463, 080S19170006462, 080S19170006409 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в виде штрафа: в сумме 70500 рублей (за апрель 2016 года сведения по типу "доп" на 141 застрахованное лицо, решение N080S19170006467); в сумме 71500 рублей (за май 2016 года сведения по типу "доп" на 143 застрахованных лиц, решение N 080S19170006466); в сумме 73000 рублей (за июнь 2016 года сведения по типу "доп" на 146 застрахованных лиц, решение N080S19170006465); в сумме 72500 рублей (за июль 2016 года сведения по типу "доп" на 145 застрахованных лиц, решение N 080S19170006464); в сумме 76500 рублей (за август 2016 года сведения по типу "доп" на 153 застрахованных лица, решение N080S19170006463); в сумме 79000 рублей (за сентябрь 2016 года сведения по типу "доп" на 158 застрахованных лиц, решение N 080S19170006462); в сумме 76000 рублей (за октябрь 2016 года сведения по типу "доп" на 152 застрахованных лица, решение N080S19170006409).
Считая, что Решения от 21 сентября 2017 года N N 080S19170006467, 080S19170006466, 080S19170006465, 080S19170006464, 080S19170006463, 080S19170006462, 080S19170006409 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования недействительными, не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ФКУ "ЦХИСО УМВД по Томской области" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что страхователем самостоятельно устранены нарушения, допущенные при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, пришел к выводу об отсутствии у органа пенсионного фонда оснований для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ плательщики страховых взносов ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (далее - форма СЗВ-М).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Между тем, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ также закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ с 01.04.2016 утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа: исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом Российской Федерации сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и зарегистрированной в Минюсте России, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемых решений, предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция ранее была отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
В рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил недостатки в представленных сведениях и до обнаружения данных недостатков Пенсионным фондом, направил дополнительные сведения в адрес органа пенсионного фонда, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у заявителя правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Кроме того, судом отмечено, что причины расхождения между представленными обществом сведениями за один период, в ходе проверки пенсионным фондом не устанавливались. Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.
В данном случае пенсионный фонд ограничился описанием факта представления неполных и недостоверных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив вину лица в совершении вмененного ему правонарушения, что является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку именно наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Пенсионного фонда по делу, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Фонд социального страхования и Пенсионный Фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.
Исправляя в порядке части 3 статьи 179 АПК РФ описку, допущенную во вводной части резолютивной части постановления от 03.07.2018, изготовленного в печатном виде, апелляционный суд в полном тексте постановления указывает, что резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 19 апреля 2018 года по делу N А67-9416/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9416/2017
Истец: Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области