город Омск |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А46-1230/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5486/2018) Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее - УФССП России по Омской области, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 26.03.2018 по делу N А46-1230/2018 (судья Солодкевич И.М.), принятое
по заявлению УФССП России по Омской области (ОГРН 1045504039140, ИНН 5503085514)
к Управлению Федерального казначейства по Омской области, ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414 (далее - УФК по Омской области, заинтересованное лицо),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Эксим" (далее - ООО "Эксим", взыскатель), Администрации Горьковского муниципального района Омской области (далее - Администрация), публичного акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири"),
о признании незаконным действия, выразившегося в принятии к исполнению исполнительного листа ФС N 016018608 по делу N А46-1200/2016,
при участии в судебном заседании представителей:
от УФК по Омской области - Токаева О.Ю. по доверенности N 521610/6753 от 31.08.2017 сроком действия по 31.12.2019 (удостоверение),
от УФССП России по Омской области, ООО "Эксим", Администрации, ПАО "МРСК Сибири" - представители не явились, лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании незаконным действия, выразившегося в принятии к исполнению исполнительного листа ФС N 016018608 по делу N А46-1200/2016.
Определением Арбитражного суда Омской области от 30.01.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Эксим", Администрация и ПАО "МРСК Сибири" (далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.03.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016 является обязательным для исполнения, из того, что данный судебный акт обязывает УФССП России по Омской области к выплате денежных средств в пользу ООО "Эксим", и из того, что совершение УФК по Омской области оспоренного действия по принятию к исполнению исполнительного документа не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку исполнение соответствующего судебного акта является для последнего обязательным.
Суд первой инстанции обратил внимание на то, что исполнительное производство N 31670/18/55007-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС 016018608, прекращено со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 46, пункт 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (за невозможностью исполнения), и на то, что исполнение требований исполнительного листа серии ФС 016018608 при отсутствии у УФССП России по Омской области денежных средств, незаконно списанных со счёта ООО "Агрокомплекс Ударный", предполагает изъятие соответствующей суммы средств, выделяемых УФССП России по Омской области из бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФССП России по Омской области обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 26.03.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
При этом податель апелляционной жалобы указывает на то, что исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС 016018608, окончено судебным приставом-исполнителем по основанию невозможности исполнения указанного исполнительного документа, на то, что по делу N А46-1200/2016 исковые требования ни к ФССП России, ни к УФССП России по Омской области не предъявлялись, и на то, что в резолютивной части решения по названному делу не указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации).
Заявитель настаивает на том, что решение Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1200/2016 направлено на возвращение средств должника с депозитного счета УФССП России по Омской области, а не на взыскание средств с Российской Федерации за счет средств казны, и на том, что рассматриваемый исполнительный документ подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, в то время как УФК по Омской области не производит принудительное исполнение судебных актов о взыскании денежных средств.
Представитель УФК по Омской области в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании выразил несогласие с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иными лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили.
УФССП России по Омской области до начала судебного заседания заявлено ходатайство в письменной форме об отложении судебного заседания, назначенного на 03.07.2018, на более поздний срок в связи с тем, что двое из пяти работников отдела правового обеспечения УФССП России по Омской области находятся в отпуске, один представляет интересы УФССП России по Омской области в Верховном Суде Российской Федерации, а двое оставшихся - заняты в других процессах (в Черлакском районном суде Омской области и в Азовском районном суде Омской области).
Руководствуясь частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и учитывая, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, по причине неявки в судебное заседание представителя такого лица, является правом, а не обязанностью арбитражного суда, а также то, что к ходатайству заявителя не приложены документы, подтверждающие общее количество работников УФССП России по Омской области, уполномоченных на представление интересов данного органа в суде, и документы, подтверждающие продление окончившегося 26.06.2018 отпуска заместителя начальника отдела правового обеспечения на период нетрудоспособности по листку N 291 959 110 481 (с учетом того, что в силу положений статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях временной нетрудоспособности работника ежегодный оплачиваемый отпуск может быть не только продлен, но и перенесен на другой срок), суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении указанного выше ходатайства УФССП России по Омской области.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных выше лиц, участвующих в деле, и, в том числе, в отсутствие представителя подателя жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителя УФК по Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.12.2016, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Ударный" (далее - ООО "Агрокомплекс Ударный") признано недействительным постановление от 26.01.2016 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное начальником отдела - старшим судебным приставом Горьковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Омской области Пузыревым Сергеем Анатольевичем в отношении ООО "Агрокомплекс Ударный" в исполнительном производстве N 9822/15/55011-ИП, на указанное должностное лицо и УФССП России по Омской области возложена обязанность возвратить ООО "Агрокомплекс Ударный" денежные средства в сумме 525 129 руб. 76 коп.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2017 в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.12.2016 по тому же делу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
18.10.2016 на основании указанного судебного акта по делу N А46-1200/2016 ООО "Агрокомплекс Ударный" выдан исполнительный лист серии ФС N 016018608, в котором в качестве должника указано, в том числе, и УФССП России по Омской области (т.1 л.д.19-21).
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.03.2017 по делу N А46-1200/2016 произведена замена взыскателя: ООО "Агрокомплекс Ударный" заменено на его правопреемника - ООО "Эксим" (т.1 л.д.124-125).
13.11.2017 на основании исполнительного листа серии ФС N 016018608 по делу N А46-1200/2016 возбуждено исполнительное производство N 31670/18/55007-ИП в отношении УФССП России по Омской области (т.1 л.д.137).
20.11.2017 указанное исполнительное производство окончено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 46, пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный лист серии ФС N 016018608 возвращен взыскателю (т.1 л.д.144-145).
27.11.2017 исполнительный лист серии ФС N 016018608 предъявлен ООО "Эксим" для принудительного исполнения в УФК по Омской области, о чём 29.11.2017 уведомлено УФССП России по Омской области, которому предложено в течение 10 рабочих дней представить платёжный документ на перечисление средств для удовлетворения требований соответствующего исполнительного документа (т.1 л.д.22).
Полагая, что действия УФК по Омской области, выразившиеся в принятии к исполнению исполнительного листа серии ФС N 016018608 по делу N А46-1200/2016, совершены незаконно, УФССП России по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
26.03.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, УФССП России по Омской области заявлено требование о признании незаконными действий УФК по Омской области по принятию к исполнению исполнительного листа серии ФС N 016018608 по делу N А46-1200/2016.
При этом доводы УФССП России по Омской области сводятся к тому, что решение Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1200/2016 (на основании которого выдан указанный выше исполнительный документ) направлено на возвращение средств должника с депозитного счета УФССП России по Омской области, а не на взыскание средств с Российской Федерации за счет средств казны, и к тому, что рассматриваемый исполнительный документ подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, а не УФК по Омской области.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи друг с другом и с нормативными положениями действующего законодательства, не может согласиться с доводами УФССП России по Омской области и не находит оснований для признания незаконными оспариваемых действий УФК по Омской области, по следующим основаниям.
Так, резолютивная часть решения Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016 предусматривает возложение на УФССП России по Омской области обязанности по возврату на расчетный счет ООО "Агрокомплекс Ударный" (его правопреемнику - ООО "Эксим") денежных средств в размере 525 129 руб. 76 коп.
При этом постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.12.2016, принятыми по делу N А46-1200/2016 по результатам рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 (а также определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2017, которым отказано в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), соответствующее решение оставлено без изменения, в том числе, и в части возложения на УФССП России по Омской области обозначенной выше обязанности.
Указанная финансовая обязанность, изложенная в резолютивной части решения Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016, дословно воспроизведена в исполнительном листе серии ФС N 016018608.
Таким образом, решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016, как и принятый УФК по Омской области к исполнению исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС N 016018608, содержат четкое и однозначное требование об обязании УФССП России по Омской области перечислить на счет взыскателя денежные средства в указанном выше размере.
При этом в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ, статьи 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016 в части перечисления на счет взыскателя денежных средств в сумме 525 129 руб. 76 коп. является для УФССП России по Омской области обязательным, в то время как доводы подателя апелляционной жалобы о неправильности или неполноте формулировки резолютивной части рассматриваемого судебного акта (в части неуказания на взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации) подлежат отклонению, как не опровергающие факт наличия у заявителя соответствующей, установленной вступившим в законную силу судебным актом обязанности по перечислению денежных средств в пользу взыскателя.
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что единственным источником финансирования территориальных органов ФССП России являются средства федерального бюджета, в связи с чем, исполнение требований исполнительного листа серии ФС N 016018608 при отсутствии у УФССП России по Омской области денежных средств, незаконно списанных со счёта ООО "Агрокомплекс Ударный", предполагает изъятие соответствующей суммы из состава денежных средств, выделяемых заявителю из федерального бюджета.
В то же время вынесение каких-либо дополнительных или самостоятельных судебных актов о взыскании денежных средств в сумме 525 129 руб. 76 коп. именно за счет средств, предоставляемых УФССП России по Омской области, как должнику, из федерального бюджета, вопреки доводами апелляционной жалобы, не требуется.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что рассматриваемый исполнительный документ подлежит исполнению именно в УФК по Омской области, ввиду следующего.
Так, исполнительное производство N 31670/18/55007-ИП, возбужденное судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области на основании исполнительного листа серии ФС N 016018608 по делу N А46-1200/2016 в отношении УФССП России по Омской области, окончено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 46, пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", то есть в связи с невозможностью исполнения, исполнительный лист серии ФС N 016018608 возвращен взыскателю (т.1 л.д.144-145).
Как уже указывалось выше, в рассматриваемом случае установлено, что исполнение требований исполнительного листа серии ФС N 016018608 может быть осуществлено только за счет средств, предоставляемых УФССП России по Омской области из федерального бюджета.
При этом частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Пунктом 3 той же статьи определено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 401/10, от 01.11.2011 N 7608/11, органы Федерального казначейства наделены полномочиями по свершению действий обязывающего характера в отношении финансовых обязательств бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам.
При этом предусмотренный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
С учетом установленных выше обстоятельств и приведенных положений действующего законодательства (а также практики их применения), суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что исполнение исполнительного листа серии ФС N 016018608 может и должно быть осуществлено именно УФК по Омской области, как органом, уполномоченным в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и о том, что формулировка резолютивной части решения Арбитражного суда Омской области от 25.04.2016 по делу N А46-1200/2016 "обязать произвести возврат денежных средств" не препятствует принятию соответствующего исполнительного документа к исполнению УФК по Омской области, поскольку обозначенная формулировка фактически предполагает передачу взыскателю денежных средств соответствующего бюджета.
В то же время доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и в связи с этим не могут быть восприняты судом апелляционной инстанции в качестве опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с обоснованным выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания оспариваемых действий УФК по Омской области незаконными, и считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования, заявленного УФССП России по Омской области.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как УФССП России по Омской области освобождено от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.03.2018 по делу N А46-1230/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.