г. Пермь |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А71-1450/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеина Л. Ю.
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Удмуртнефть"
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 23 апреля 2018 года
по делу N А71-1450/2018,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (ИНН 1831034040, ОГРН 1021801147774)
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Западно-уральского управления Ростехнадзора (ИНН 5902290459, ОГРН 1025900533229)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртнефть" (далее - заявитель, общество, ОАО "Удмуртнефть") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Западно-уральского управления Ростехнадзора (далее - заинтересованное лицо, Западно-уральское управление Ростехнадзора, административный орган) N 2/ГСН-18 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о недоказанности вины ОАО "Удмуртнефть"; указывает на то, что заявителем предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм действующего законодательства, возложенная законодателем функция по осуществлению строительного контроля в процессе производственной деятельности по организации процесса строительства объектов капитального строительства была в полной мере обществом соблюдена, в том числе разработан Приказ от 04.05.2017 N 360 с целью организации функционального взаимодействия и повышения эффективности в процессе строительства объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, установлен список рабочих групп по объектам капитального строительства. Полагает, что в действиях ОАО "Удмуртнефть" отсутствует состав вмененного правонарушения.
Административный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из обстоятельств дела, в связи с поступившим извещением ОАО "Удмуртнефть" об окончании строительства объекта капитального строительства рег.N Ио-412/17 от 06.12.2017, Западно-уральским управлением Ростехнадзора на основании распоряжения от 12.12.2017 N 722-рп/у в период с 18.12.2017 по 25.12.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении законченного строительством объекта капитального строительства "Реконструкция УПН-2 Мишкинского месторождения нефти - 1 этап строительства. Пункт отпуска нефти", в составе: диспетчерская налива нефти в автоцистерны; площадка налива нефти в автоцистерны; выгреб V=5м3; трубопроводы дренажа площадки налива в автоцистерны; сети внешних трубопроводов площадки налива нефти в автоцистерны, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район.
Как установил административный орган, между ОАО "Удмуртнефть" (Заказчик) и ЗАО "Промстройгаз" (Подрядчик) заключены договоры подряда N 0865-2011 от 27.09.2011, N 0585-2012 от 31.08.2012, предметом которых являлось "Реконструкция УПН-2 Мишкинское месторождение нефти в цистерны; Площадка налива нефти в автоцистерны; Выгреб V=5M3; Трубопроводы дренажа площадки налива в автоцистерны; Сети внешних трубопроводов площадки налива нефти в автоцистерны".
В ходе проверки установлено, что ОАО "Удмуртнефть" нарушены обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией в части соблюдения правил и норм в области безопасности объектов капитального строительства при реконструкции объекта капитального строительства, в частности:
1) специалистами по организации строительства со стороны заказчика не выполнены мероприятия, входящие в должностные обязанности главного инженера проекта, а именно:
- не проведен входной контроль проектной документации, что является нарушением требований части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
1.1. проектная и рабочая документация не допущена к производству работ заказчиком, о чем свидетельствует отсутствие подписи и штампа "В производство" на каждом листе документации, не оформлена ведомость основных комплектов рабочих чертежей, в соответствии с которыми ведется строительство объекта, что является нарушением требований части 5 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
1.2. в состав и в содержание разделов проектной документации (прошедшей государственную экспертизу) и в рабочую документацию внесены изменения (в т.ч. изменения в части замены оборудования ПОН, изменения раздела ТХ и др.), не оформленные в соответствии с действующим законодательством, что является нарушением требований части 7 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
1.3. заказчиком строительство объекта "Пункт отпуска нефти (ПОН)" ведется как отдельный этап, при этом по проекту N 2050К "Пункт отпуска нефти" не выделен в отдельный этап строительства, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС раздел 8, 2050К-П3 раздел 13, 2050К-ТХ л.12;
2) не в полном объеме проводился строительный контроль за выполненными работами при строительстве объекта капитального строительства "Пункт отпуска нефти (ПОН)", которые проведены с нарушениями требований проектной и нормативной документации, не в полном объеме оформлялась исполнительная документация на предусмотренные проектом работы, не выполнялись пуско-наладочные работы, предусмотренные нормативной документацией, что является нарушением требований части 2 статьи 53, части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
Площадка налива нефти в автоцистерны.
2.1. при монтаже оборудования пункта отпуска нефти (ПОН) нарушены требования проектной документации - установлено несоответствующее проекту, прошедшему государственную экспертизу, оборудование для налива нефти в автомобильные цистерны, а именно: по проекту АСН-5ВГ (в комплекте со стояком налива АСН-201/1,2 насосы Н-202/1,2; поверочная установка ТПУ-201; свеча рассеивания СР-401; фильтром ФС-202-3/4 (марки МИГ-ФБ-100-1,6), с входной лестницей и перекидным трапом, системой автоматизации, устройством паров с места налива); по факту смонтирования АСН-5 12ВГ, которое определено рабочей документацией N 256.11.021-Р-012.039.000-ТХ-02-С-001 л.1, в которую внесены изменения в 2016 г. без внесения изменений в проект и без выполнения мероприятий, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, что является нарушением требований документации 2050К-ТХ л.52, 2050К/2УПН.А10-ТХ л.3.1, части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, пунктов 50, 52 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, частей 6, 7 статьи 52, части 3.5 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.2. не в полном объеме оформлена исполнительная документация по монтажу оборудования пункта отпуска нефти (ПОН), а именно:
2.2.1. исполнительные схемы (планы, разрезы) по монтажу оборудования и обвязки ПОН не содержат спецификации установленного оборудования, приборов, запорной арматуры и др. оборудования, не содержат записей в соответствии с какой проектной документацией произведен монтаж оборудования, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л.61, раздела 5 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 1128 от 26.12.2006, части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.2.2. не оформлены паспорта/документы о качестве, сертификаты соответствия на оборудование для налива нефти (АСН-5 12 ВГ, запорной арматуры 30с41 нж-50-16, клапана запорного 15с68нж-25-16 и другая документация предприятий - изготовителей), о чем свидетельствует их отсутствие в исполнительной документации, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л.61, проектной документации 2050К-ПОС л.70, п. 2.5 СНиП 3.05.05-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы";
2.2.3. данные по бетонным работам и контролю качества монолитных бетонных конструкций фундаментов Ф1 и Ф2 не заносились в специальные журналы, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС р. 10.2 л.66;
2.2.4. не оформлены документы, подтверждающие качества бетона, уложенного в монолитные фундаменты ПОН, что свидетельствует об отсутствии строительного контроля за бетонными работами, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС р. 10.2 л.66;
2.2.5. не оформлены акты освидетельствования металлического каркаса навеса ПОН, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л.61;
2.2.6. не оформлены акты монтажа и приемки оборудования для налива нефти в автомобильные цистерны после проведения индивидуальных испытаний и комплексного опробования оборудования, отсутствует ведомость смонтированного оборудования, о чем свидетельствует их отсутствие в период проверки в исполнительной документации, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л.70, п. 1. 8 СНиП 3.05.05-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы", п. 52 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, частей 6, 7 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
Диспетчерская налива нефти в автоцистерны.
2.3. не оформлена исполнительная документация по устройству сетей водопровода и канализации, вентиляционной системы диспетчерской (механическая приточная вентиляция П1/1,2 с установкой венткамеры и естественная вытяжная BE), системы отопления и кондиционирования, что является нарушением требований проектной документации 2050К/2.УПН.АЗ-ОВ л. 1.2; 2050К/2.УПН.АЗ-ОВ.С л.1-4;
2.4. не оформлена исполнительная документация по выполнению противопожарных мероприятий по установке противопожарного клапана (EI60) с электроприводом для автоматического отключения вентсистемы Ш/1,2 при пожаре; по проведению пуско-наладочных работ по отключению при пожаре вентсистем и закрытия противопожарного клапана при получении сигнала релейного блока "С200-СП1", что является нарушением требований проектной документации 2050К/2.УПН.АЗ-ОВ л. 1.2; 2050К/2.УПН.АЗ-ОВ.С л.1-4, 2050К-СС раздел 3, 2050-ПОС л. 61;
2.5. не оформлена исполнительная документация по установке приборов системы контроля довзрывоопасной концентрации (датчик-сигнализатор, блоки местной сигнализации, датчик-газоанализатор для контроля содержания сероводорода), что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 61, 2050К/2.УПН.АЗ-КА.С п. 2,3;
Технологические трубопроводы (нефтяной, дренажный).
2.6. нарушены требования проектной документации при монтаже технологических трубопроводов, что является нарушением требований проектной документации 256.16.054-Р-002.001.000-ТХ-ОД-001 л.1, л. 5, 2050К-ПОС л. 82, 83;
2.7. не оформлены исполнительные схемы (планы и профили) трубопроводов: нефтяного (по территории площадки ПОН), обвязки ПОН, дренажного. Не указаны места установки и марки фасонных частей трубопроводов, запорной арматуры. Не оформлена исполнительная документация по установке опор для надземной прокладки трубопроводов, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 61, 256.16.054-Р-002.001.000-ТХ-ОД-001 л.1, л.5, п. 410 Рекомендаций по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, раздела 5 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 1128 от 26.12.2006, части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.8.при монтаже нефтепровода применена запорная арматура без наличия документов о качестве, отсутствуют в исполнительной документации (акт N 1 от 03.10.2017 г.) данные об установке запорной арматуры (ЗКЛ2-100-16 30с41ж - 6 комплектов; ЗКС-25-1,6 30с41ж - 6 комплектов), что является нарушением требований проектной документации 256.16.054-Р-002.001.000-ТХ-ОД-001 л.1, л.5, 2050-ПОС л. 61, п. 19, 50 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.9. нарушены требования проектной документации по гидравлическим испытаниям дренажного трубопровода, что не соответствует требованиям проектной документации 256.16.054-Р-002.001.000-ТХ-ОД-001 л.1, части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.10. нарушены требования проектной документации, в части не проведения дополнительных пневматических испытаний технологических трубопроводов (Р=0,6 МПа для нефти, Р=0,2 МПа для дренажа в течение 24 часов), что не соответствует требованиям проектной документации 256.16.054-Р-002.001.000-ТХ-ОД-001 л.1, части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.11. нарушены требования нормативной документации по проведению сварочных работ при монтаже оборудования и технологических трубопроводов, а именно:
2.11.1. сведения о сварочных работах заносились в журнал сварочных работ, не зарегистрированный в Ростехнадзоре, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 59, 2050-ПОС л. 70, п. 1.9 СНиП 3.05.05.-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы";
2.11.2. приемку сварочных работ осуществлял Закиров М.С., на которого не представлены документы о наличии аттестации НАКС и приказ о назначении ответственным лицом за приемку сварочных работ на указанном объекте, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС р. 10.2, л. 62;
2.11.3. не оформлена схема сварных стыков смонтированного дренажного трубопровода, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 61, раздела 5 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 1128 от 26.12.2006, части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.11.4. сварочные работы выполнялись без наличия разработанных технологических карт по сварке технологических трубопроводов в составе ППР, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 82, 83;
2.11.5. не выполнен визуально-измерительный контроль (ВИК) качества сварных соединений, не определены наихудшие по результатам для выполнения контроля неразрушающим методом ВИК, что является нарушением требований проектной документации 256.16.054-Р-002.001.000-ТХ-ОД-001 л.1, 2050К-ПОС л. 70, п. 329, 332, 338 Рекомендаций по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, п. 4.11 СНиП 3.05.05.-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы";
2.11.6. применены непредусмотренные проектом электроды марки УОНИ (по проекту Э60 ГОСТ9467-75), что является нарушением требований проектной документации 256.16.054-Р-002.001.000-ТХ-ОД-001 л.1;
2.11.7. не оформлена разрешительная документация по проведению сварочных работ (не представлены удостоверения сварщиков, дефектоскопистов, аттестованных НАКС, выполнивших сварные стыки при монтаже оборудования и технологических трубопроводов ПОН; приказы по предприятию о назначении сварщиков для работы на данном объекте, о присвоении клейм; приказы по предприятию о назначении уполномоченных лиц по приемке сварочных работ; документы, подтверждающие аттестацию НАКС технологии сварки, сварочного оборудования, сварочных материалов; заключения о качестве сварных пробных стыков (визуально-измерительный контроль, механические испытания, контроль качества сварных соединений неразрушающими методами), выполненных сварщиками в условиях, тождественных с теми, в которых производится сварка трубопроводов на данном объекте; удостоверения дефектоскопистов, выполнивших контроль качества сварных стыков оборудования и технологических трубопроводов ПОН; документы, подтверждающие полномочия сварочной лаборатории для выполнения работ по контролю качества сварных соединений неразрушающими методами, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л. 70, 83, 93, 94, п.п. 4.1, 4.2, 4.3 СНиП 3.05.05.-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы";
Трубопроводы сети: водоснабжения В1 (водопровод питьевой), ТЗ (горячего водоснабжения), К1 (канализация бытовая), К2; К2Н (наружная канализация).
2.12. не оформлена исполнительная документация трубопроводов систем водоснабжения В1 (водопровод питьевой), ТЗ (горячего водоснабжения), К1 (канализация бытовая), наружная канализация, К2; К2Н (наружная канализация), что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 61, 2050К/2УПН.А3-ВК л.2;
2.13. не оформлена исполнительная документация по устройству железобетонной емкости (выгреб У=5куб.м (поз.А65), рабочая документация не представлена, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 61, 2050К/2УПН.А65-ВК л.2;
2.14. не оформлена исполнительная документация по монтажу ёмкости производственно-дождевых стоков V=16куб.м (поз.18/5), рабочая документация не представлена, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 61;
Устройство фундамента и монтаж высокомачтовой опоры для освещения и устройства молниеотвода.
2.15. не оформлена исполнительная документация по возведению высокомачтовой опоры, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 61;
Системы связи.
2.16. не оформлена исполнительная документация по устройству системы связи, о чем свидетельствует ее отсутствие в период проверки, рабочая документация по устройству системы связи не представлена, что является нарушением требований проектной документации 2050-ПОС л. 61; 2050К-СС л.1;
Монтаж автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУТП).
2.17. не выполнен монтаж автоматизированной системы управления технологическим процессом, поскольку отсутствует исполнительная документация по организации АРМ оператора в диспетчерской ПОН; организации пункта сбора информации (ПСИ) N 6 в диспетчерской ПОН (установка аппаратуры электропитания, искрозащиты, щитов с вторичными преобразователями, обеспечивающие передачу сигналов от полевых датчиков на контроллеры АСУ ТП, а также не оформлены акты монтажа системы АСУ ТП, ведомость смонтированного оборудования АСУ ТП и др.), что является нарушением требований проектной документации 2050К-АСУ ТП-С1 л. 3,5, 2050К-ПОС л. 23-24;
2.18. не выполнены пуско-наладочные работы (ПНР) автоматизированной системы управления технологическим процессом, о чем свидетельствует отсутствие программы проведения ПНР, приказов по предприятию о назначении ответственных лиц за проведением ПНР и исполнительной документации (акты испытаний, протоколы и др.), что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л. 58, 2050К-ПОС л. 70, раздела 5 СНиП 3.05.05.-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы";
2.18.1. не оформлены акты индивидуальных испытаний для комплексного опробования оборудования налива нефти в автомобильные цистерны, до начала индивидуальных испытаний не проведены пусконаладочные работы по электротехническим устройствам, автоматизированным системам управления, отсутствуют приказы на назначение ответственных лиц для проведения испытаний, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л. 58, 2050К-ПОС л. 70, раздела 5 СНиП 3.05.05.-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы";
2.18.2. не оформлены акты комплексного опробования оборудования, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л. 58, 59, 70, раздела 5 СНиП 3.05.05.-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы";
2.18.3. не оформлены журналы пусковых работ, что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПОС л. 58;
2.18.4 не оформлены акты приемки оборудования для налива нефти в автомобильные цистерны в эксплуатацию, что является нарушением требований п. 52 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности";
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
2.19. нарушены требования проектной, нормативной документации и требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности по обеспечению пожарной безопасности ПОН, а именно:
2.19.1. не оформлена исполнительная документация по выполнению мероприятий по установке систем пожарной безопасности на пункте отпуска нефти (ПОН), что является нарушением требований проектной документации 2050К-ПС л. 5, 2050-ОП л. 3, части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.19.2. не выведен сигнал контроля и управления на релейный блок "С2000СП1" на пульт дежурного УПН, что является нарушением требований проектной документации 2050К-СС части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.19.3. не проведены пуско-наладочные работы (ПНР) системы противопожарной защиты на пункте отпуска нефти (ПОН), что является нарушением требований частей 6, 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки N 95/ГСН-17 от 25.12.2017 (л.д.136, т.143).
По факту выявленных нарушений Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Западно-уральского управления Ростехнадзора в отношении открытого акционерного общества "Удмуртнефть" составлен протокол N 70/ГСН-17 от 10.01.2018 (л.д.85-97, т.1) и по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление N 25.01.2018 N 2/ГСН-18 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.10-17 т.1).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, признал оспариваемое постановление законным и отказал в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ.
В части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
На основании ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Факт осуществления заявителем строительства объекта капитального строительства "Реконструкция УПН-2 Мишкинское месторождение нефти в цистерны; Площадка налива нефти в автоцистерны; Выгреб V=5M3; Трубопроводы дренажа площадки налива в автоцистерны; Сети внешних трубопроводов площадки налива нефти в автоцистерны" с нарушением вышеуказанных требований правил и норм в области промышленной безопасности, а также проектной документации подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки N 95/ГСН-17 от 25.12.2017, протоколом об административном правонарушении N 70/ГСН-17 от 10.01.2018, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Вина заявителя административным органом исследована и нашла отражение в оспариваемом постановлении.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению установленного порядка осуществления строительства в целях предотвращения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, является доказанным.
Доводы, приведенные в жалобе, о недоказанности события и состава правонарушения и отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии вины юридического лица, отклонены апелляционным судом как противоречащие собранным административным органом доказательствам и содержанию постановления, а также не опровергающие установленные судом обстоятельства дела. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, правомерно отметив, что заявитель как лицо, осуществляющее строительство, не освобождается от обязанностей соблюдения установленных требований и соответственно от ответственности в случае выявления нарушений на подконтрольном ему объекте, поскольку факт выявления нарушений свидетельствует о ненадлежащем строительном контроле со стороны заказчика строительства, каковым является ОАО "Удмуртнефть".
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено обществу в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Допущенные обществом нарушения нарушают установленный законом порядок в области градостроительной деятельности, содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области строительства, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, в связи с чем апелляционный суд пришел к выводу, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Суд апелляционной инстанции также считает, что в рассматриваемом случае вменяемое обществу нарушение, выраженное в отступлении от норм в области промышленной безопасности и проектной документации, несет потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем оснований для замены штрафа на предупреждение не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2018 года по делу N А71-1450/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1450/2018
Истец: ОАО "Удмуртнефть"
Ответчик: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Западно-Уральское управление Ростехнадзора