г. Пермь |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А50-11148/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 марта 2018 года
по делу N А50-11148/2017,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-3" (ОГРН 1066316094130, ИНН 6316113996)
о взыскании ущерба,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3" (далее - общество, ответчик) ущерба в размере 755 235 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда отменить, уменьшить размер неустойки на 331 325 руб. 07 коп. В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что оставлении недорубов, оставление высоких пней и повреждение лесных дорог не являются с 2017 лесонарушениями, за которые предусмотрена имущественная ответственность. Также ответчик указал на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования споров, поскольку претензия направлялась иным лицом.
В представленном письменном отзыве министерство выражает согласие с выводами суда первой инстанции и просит решение суда оставить без изменения, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.12.2009 между Агентством по природопользованию Пермского края (в настоящее время - Министерство, арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 439 аренды пяти лесных участков: лесной участок N1 площадью 60102,4 га, местоположение: Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Горнозаводское лесничество; лесной участок N 2, площадью 30420,9 га, местоположение: Пермский край, Губахинский муниципальный район, Кизеловское лесничество; лесной участок N 3, площадью 114734 га, местоположение: Пермский край, Чусовской муниципальный район, Чусовское лесничество; лесной участок N 4, площадью 79119,3 га, местоположение: Пермский край, Лысьвенский, Березовский, Горнозаводский муниципальные районы, Лысьвенское лесничество; лесной участок N 5, площадью 22094,2 га, местоположение: Пермский край, Чусовской муниципальный район, Комарихинское лесничество.
Договор заключен на срок с 25.12.2009 по 24.12.2058 (п. 21 договора), зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 22.01.2010 N 59-59-18/006/2010-017.
Согласно п. 4 договора лесные участки передаются арендатору для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов.
Пунктом 13.1 договора предусмотрена обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами и настоящим договором.
Согласно п. 16 договора аренды за нарушение условий настоящего договора арендатор уплачивает арендодателю неустойку, в частности за нарушение иных условий договора, в том числе установленных правил использования лесов - в размерах согласно приложению N 4 к договору (т. 1, л.д. 17-19).
Сотрудниками министерства с участием представителя общества проведен осмотр лесосеки арендованных лесных участков ГКУ "Чусовское лесничество" в Нижне-Усьвинском участковом лесничестве, в квартале 177 выдел 8, площадь 5,2 га; в квартале 66 выдел 18 площадь 2,3 га; в квартале 66 выдел 12, площадь 3,7 га; в квартале 150 выдел 1 площадь 11,5 га; в квартале 135 выдел 23, площадь 23 га; в квартале 111 выдел 22, площадь 16,5 га; в квартале 111 выдел 10, площадью 6,0 га; в квартале 99 выдел 14, площадь 8,1 га; в квартале 75 выдел 7, площадью 4,7 га; в квартале 47 выдел 3, площадь 33,5 га; в квартале 17 выдел 18, площадь 41,6 га; в квартале 17 выдел 4. площадью 27,6/19,3 га; в квартале 80 выдел 35, площадь 4,8 га; в квартале 80 выдел 28, площадь 8,8 га; в квартале 68 выдел 20, площадь 6,1 га; в квартале 164 выдел 29, площадь 2,7 га; в квартале 164 выдел 25, площадь 4,8/3,5 га; в квартале 178 выдел 2, площадь 15,2/14,0 га; по Вильвенскому участковому лесничеству в квартале 80 выдел 22, площадь 6,1 квартале 80 выдел 16, площадь 4,3 га; в квартале 79 выдел 1, площадь 21,9 га; в квартале 210 выдел 16, площадь 8,3 га; в квартале 234 выдел 16, площадь 5,7 га; в квартале 234 выдел 4,5,7,8,18, площадь 14,7 га; в квартале 208 выдел 11, площадь 7,0 га; в квартале 208 выдел 9,15, площадь 5,2 га; по Средне-Усьвинскому участковому лесничеству в квартале 198 выдел 9, площадь 7,3 га; в квартале 239 выдел 1,7, площадь 10,6 га; в квартале 205 выдел 21, площадь 13,2 га; в квартале 83 выдел 8, площадь 19 га; в квартале 231 выдел 6,7,8, площадь 6,8 га; в квартале 231 выдел 15, площадь 12,7 га; в квартале 204 выдел 4,15, площадь 5,0 га; в квартале 257 выдел 24, площадь 2,6 га; в квартале 258 выдел 5, площадь 1,2 га; в квартале 253 выдел 15, площадь 4,5 га.
В ходе осмотра выявлено нарушение лесного законодательства в виде повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки, повреждение лесной дороги, оставление не вывезенной в установленный срок древесины с лесосеки, уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, оставление недорубов; оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках; неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков, не проведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода; оставление пней высотой более одной трети метра; оставление на лесосеках зависших срубленных деревьев, повреждение лесной дороги.
По результатам выявленных нарушений составлены акты осмотра мест рубок от 02.06.2016, от 03.06.2016, от 15.06.2016, от 19.06.2016, от 20.06.2016, от 27.06.2016, от 29.06.2016, от 30.06.2016, от 04.07.2016, от 05.07.2016, от 07.07.2016, от 11.07.2016, от 12.07.2016, от 14.07.2016, от 15.07.2016, от 18.07.2016, от 19.07.2016, от 21.07.2016, от 27.07.2016, от 03.08.2016, от 09.08.2016, от 11.08.2016, от 15.08.2016, от 17.08.2016, от 12.09.2016, от 15.09.2016, от 19.09.2016 и начислен ущерб в размере 755 235 руб. 23 коп.
21.06.2016, 22.07.2016, 03.08.2016, 12.08.2016 истцом в адрес ответчика направлены письма, в которых предложено произвести оплату вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в размере 755 235 руб. 23 коп.
Неисполнение обществом в добровольном порядке требований об уплате суммы ущерба послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила) заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу нормы пункта 1 статьи 77 названного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 1064 названного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Министерство представило в материалы дела доказательства повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки, повреждение лесной дороги, оставление не вывезенной в установленный срок древесины с лесосеки, уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, оставление недорубов, оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках, неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков, не проведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода, оставление пней высотой более одной трети метра; оставление на лесосеках зависших срубленных деревьев, повреждение лесной дороги.
Актами осмотра мест рубок установлено: повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки, повреждение лесной дороги, оставление не вывезенной в установленный срок древесины с лесосеки, уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, оставление недорубов, оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках, неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков, не проведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода, оставление пней высотой более одной трети метра; оставление на лесосеках зависших срубленных деревьев, повреждение лесной дороги.
В свою очередь ответчиком никаких документов в опровержение данных обстоятельств не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.
По расчету истца, не оспоренному ответчиком, сумма ущерба за повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки, повреждение лесной дороги, оставление не вывезенной в установленный срок древесины с лесосеки, уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, оставление недорубов, оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках, неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков, не проведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода, оставление пней высотой более одной трети метра; оставление на лесосеках зависших срубленных деревьев, повреждение лесной дороги составила 755 235 руб. 23 коп.
Доводы общества относительно того, что оставление недорубов, оставление высоких пней и повреждение лесных дорог не являются с 2017 лесонарушениями, за которые предусмотрена имущественная ответственность, рассмотрены и отклонены, как не влекущие освобождение общества от возмещения причиненного ущерба.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (вступивших в законную силу с 10.01.2017). Вместе с тем, принимая во внимание период возникновения спорных правоотношений - 2016 год, применению подлежат положения Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337.
Доводы ответчика о том, что дополнительным соглашением от 08.06.2017 к договору аренды лесного участка от 25.12.2009 N 439 приложение N 4 к договору изложено в новой редакции, которое ответственности в виде договорной неустойки за оставление недорубов, оставление высоких пней и повреждение лесных дорог не предусматривает, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Им дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Как верно указал суд первой инстанции, дополнительное соглашение от 08.06.2017 к договору аренды лесного участка от 25.12.2009 N 439 подписано с учетом протокола разногласий от 21.06.2017. Между тем, протокол разногласий от 21.06.2017 к дополнительному соглашению от 08.06.2017 к договору аренды лесного участка от 25.12.2009 N 439 в материалы дела не представлен. Кроме того, указанное дополнительное соглашение вступило в силу после его государственной регистрации, как указывает истец, 17.07.2017, поэтому не может быть применено к правоотношениям в 2016.
Таким образом, общество, допустившее вменяемые ему министерством нарушения лесного законодательства и условий договора, правомерно привлечено к ответственности в виде возмещения ущерба и взыскания неустойки, предусмотренной договором.
Довод о нарушении претензионного порядка урегулирования спора опровергается материалами дела (т. 1 л.д. 42-53). Таким образом, оснований полагать претензионный порядок урегулирования спора нарушенным применительно к нормам ст. 4 и 148 АПК РФ не имеется.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 марта 2018 года по делу N А50-11148/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11148/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "КАПИТАЛ-3"