г. Челябинск |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А47-10636/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Центральная" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.04.2018 по делу N А47-10636/2017 (судья Лезина Л.В.)
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - ООО "Оренбург Водоканал", истец) обратилось в арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Центральная" (далее - ООО "УКЖФ "Центральная", ответчик) о взыскании 803 972 руб. задолженности за оказанные услуги по холодному водоснабжению в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за период с марта по июнь 2017 года (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ, т.2, л.д. 69).
Решением арбитражного суда первой инстанции 19.04.2018 исковые требования ООО "Оренбург Водоканал" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 19 079 руб. (т.3, л.д. 3-7).
В апелляционной жалобе ООО "УКЖФ "Центральная" просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в размере 209 380 руб. 58 коп. (т.3, л.д. 16-19).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "УКЖФ "Центральная" ссылалось на то, что изменение объемов и стоимости коммунальных ресурсов, поставленных по договору ресурсоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирном доме относящиеся к прошедшим расчетным периодам, подлежат учету в корректировочных актах к актам поставки коммунальных ресурсов, оформленных ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией за соответствующие прошедшие расчетные периоды. Такие акты ООО "Оренбург Водоканал" не оформляло и не предоставляло ООО "УКЖФ "Центральная". Кроме того, они не могли быть направлены так как управляющая организация не являлась исполнителем коммунальных услуг до 01.01.2017. Полагает, что ООО "Оренбург Водоканал" необоснованно увеличил счета и предъявил к оплате коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества на сумму 34 982 руб. 86 коп. Указывает, что суд первой инстанции не учел довод ответчика о том, что сумма 600 000 руб., перечисленная в июле месяце 2017 года оплачена ООО "УКЖФ "Центральная" за поставленные коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (далее -МКД) за период с марта по июнь 2017 года по причине того, что счета за январь-февраль месяцы были возвращены в ООО "Оренбург Водоканал" из-за необоснованного включения перерасчетов предыдущих периодов в объем потребления. Указывает, что сумма 15 900 руб. перечислена за коммунальный ресурс, потребляемый при содержании общего имущества МКД за июль 2017 года. Кроме того, ООО "УКЖФ "Центральная" признает исковые требования частично в сумме 209 380 руб. 58 коп.
ООО "Оренбург Водоканал" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Оренбург Водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Управляющая компания жилищным фондом "Центральная" (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения (в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) N 7174/136 от 16.06.2017 в редакции протокола согласования разногласий от 12.05.2015 с соглашением к указанному протоколу от 29.05.2017 и протокола урегулирования разногласий от 16.06.2017 (т. 1, л.д.12-48), согласно условиям которого ресурсоснабжающая организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту на объекты, указанные в приложении N 3 к договору, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать, в установленные сроки и размерах, принятую холодную (питьевую) воду.
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора абонент обязуется производить оплату ресурсоснабжающей организации за принятую воду с учетом положений разделов 1 и 7 договора.
Согласно пункту 5.2 договора объем коммунального ресурса, подлежащий оплате абонентом по договору определяется:
- по фактическому объему коммунального ресурса, использованного при самостоятельном производстве и предоставлении абонентом коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- в порядке, установленном пунктом 21.1 Правил N 124.
В приложении N 3 к договору указаны объекты, в отношении которых ответчик осуществляет функции по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Оренбурге (т.1, л.д.41-47).
Истец в период с марта по июнь 2017 года осуществлял поставку холодной воды в многоквартирные дома, в объеме, определенном на основании показаний общедомовых приборов учета.
Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счета-фактуры на холодное водоснабжение на общедомовые нужды (т. 1, л.д. 105-112) и с сопроводительными письмами направил в его адрес акты выполненных работ, счета-фактуры содержащие информацию о потребленных объемах холодной воды отчеты открытого акционерного общества "Система "Город", обеспечивающего учет коммунальных услуг в г. Оренбурге.
Истец направил в адрес ответчика претензии N N 02/0004 от 21.07.2017, 02/0026 от 19.06.2017 с требованием об оплате задолженности, которые были получены последним, что подтверждается входящими отметками (т.1, л.д. 9-11).
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных в спорный период услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки воды в многоквартирный дом, находящийся в управлении ответчика, отсутствия доказательств оплаты оказанных услуг.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно пункту 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
29.06.2016 Постановлением Правительства РФ N 603 были внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно новой редакции от 29.06.2016 пункта 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, постановлением N 603 от 29.06.2016 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) дополнены п. 21 (1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, (п. 21 (1) Правил N 124).
При наличии оснований, определенных пунктом п. 21 (1) Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vd = Vodny - Vnomp, где: Vodny - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vnomp - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг". В указанных целях Постановлением N 603 от 29.06.2016 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N 124, а также в пункте 4 Правил N 124.
Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
В решении Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-25 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию.
Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Как следует из материалов дела, между ООО "Оренбург Водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Управляющая компания жилищным фондом "Центральная" (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения N 7174/136 от 16.06.2017.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Факт поставки холодной воды в спорный период подтвержден реестрами показаний общедомовых приборов учета в спорный период (т.1, л.д. 54-78).
Истцом представлен расчет за март-июнь 2017 года с учетом уточнения объема коммунальной услуги по холодному водоснабжению в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды с учетом объемов водоснабжения, поставленных собственникам или владельцам нежилых помещений, входящих в многоквартирный дом.
Тарифы на водоснабжение применены истцом на основании Приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 16.12.2014 N 123-в (т. 1, л.д. 119-126). Также истцом в расчетах учтены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (постановления Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 N 686-п, 27.10.2016 N 771-п).
Приведенные доказательства подтверждают обоснованность требований истца.
Довод о том, что ООО "Оренбург Водоканал" необоснованно увеличил счета и предъявил к оплате коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества на сумму 34 982 руб. 86 коп., был предметом проверки суда первой инстанции, ему дана надлежащая оценка, и он правомерно отклонен.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом неверно разнесены поступающие от ответчика платежи, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела не следует, что от ответчика поступали письма с указанием назначения платежа за конкретный платежный период, поэтому истец согласно нормам действующего законодательства разносил поступающие платежи на ранее возникшие периоды задолженности, а затем в счет оплаты текущих периодов.
Платежное поручение N 458 от 30.08.2017 на сумму 15 900 руб. поступало с указанием назначения платежа: "на ОДН за июль 2017 года" в связи с чем, данная оплата была учтена истцом в соответствии с указанием ответчика, иных корректировок оплаты по данному платежному поручению в счет спорных периодов март-июнь 2017 года от ответчика не поступало.
Иные аргументы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, могли бы повлиять на его обоснованность и законность либо опровергнуть выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.04.2018 по делу N А47-10636/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Центральная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.