г. Самара |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А72-15559/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" - представитель не явился, извещено,
от Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Милкова Юрия Михайловича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.03.2018 по делу N А72-15559/2017 (судья Овсяникова Ю.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ОГРН 1067327027899, ИНН 7327039640), г.Ульяновск,
к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (ОГРН 1027301185944, ИНН 7325002532), г.Ульяновск,
третье лицо: Милков Юрий Михайлович, г.Ульяновск,
о признании недействительным предписания от 12.10.2017 N Л-55,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ГУК Засвияжского района") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания от 12.10.2017 N Л-55.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен потребитель коммунальных услуг - Милков Ю.М. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, указывая на нарушение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе указывает, что собственники помещений многоквартирного дома N 1 по Западному бульвару города Ульяновска от участия в общем собрании собственников и принятия решения по объему и финансированию текущего ремонта уклонились. Вследствие чего управляющая компания не может провести работы по ремонту подъезда, поскольку в силу действующего жилищного законодательства решение вопроса о проведении текущего ремонта общедомого имущества могут принимать только собственники помещений в многоквартирном доме.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ГУК Засвияжского района", действующее на основании лицензии от 03.03.2015 N 073-000056, выданной Главрегионнадзором Ульяновской области, управляет многоквартирным домом по адресу: ул. Западный бульвар, д.1 в г.Ульяновске в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.06.2008.
Милков Ю.М. - потребитель коммунальных услуг, проживающий в данном доме, обратился в Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области с жалобой по факту нарушения ОАО "ГУК Засвияжского района" содержания подъезда N 1 указанного дома, вследствие чего произошло отслоение штукатурно-окрасочного слоя, повреждение ступеней лестниц, на стенах имеются надписи.
На основании распоряжения заместителя министра по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Ульяновской области от 11.10.2017 N 000717/Л-55 проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "ГУК Засвияжского района" по факту несоблюдения лицензионных требований в части неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, которые не обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома N1 по бульвару Западный г.Ульяновска.
В ходе проверки выявлены нарушения ч. 23 ст. 161, ч. 2 ст. 162, ч. 3 ст. 192, ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса РФ, п.п. "а", "б" п.3, 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), абз. 3,4 п. 3.2.8, п. 3.2.9, абз. 4 п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), условия договора управления от 01.06.2008, а именно:
1) в подъезде N 1 имеется частичное отслоение штукатурно-окрасочного слоя на стенах:
-лестничной клетки 4-го этажа справа по месту расположения кв. N 17, справа и слева по месту расположения оконного блока;
- лестничной клетки между 3 и 4 этажами;
- лестничной клетки между 3 и 2 этажами справа по месту расположения кв. N 12;
- лестничной клетки 3-го этажа справа;
- по месту расположения кв. N 5
- лестничной клетки между 1 и 2 этажами;
- по месту расположения кв. N 1;
2) на стенах над кв. N N 9,10,11,12 подъезда N 1 дома имеются надписи.
По результатам проверки составлен акт от 11.10.2017 N Л-55, на основании которого 12.10.2017 ОАО "ГУК Засвияжского района" выдано предписание N Л-55 об устранении выявленных нарушений. Срок устранения выявленных нарушений указан 01.12.2017. Решением Министерства от 09.11.2017 срок исполнения предписания продлен до вступления решения по делу об оспаривании данного предписания в законную силу.
ОАО "ГУК Засвияжского района" не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В доказательство надлежащего исполнения своих обязательств заявитель представил акты осеннего/весеннего осмотра, расчет размера платы по указанному жилому дому, подтверждающий недостаточность собранных средств для выполнения текущего ремонта, кроме того, со ссылкой на ст.ст. 39, 44, 154, 158 ЖК РФ, п.п. 18, 21, 28,31 Правил N 491, заявитель считает, что принятие решений о текущем ремонте общего имущества многоквартирного дома должны принять сами собственники помещений данного дома, которые уклонялись от принятия таких решений (общие собрания, инициированные управляющей компанией, не состоялись из-за отсутствия кворума).
В обоснование заявленных требований Общество указало, что содержание предписания от 12.10.2017 N Л-55 является неопределенным в правовом смысле, поскольку в нем не указано какие именно конкретные действия должно совершить ОАО "ГУК Засвияжского района" для его исполнения, что делает предписание заведомо неисполнимым, ставит оценку действий управляющей организации как невластного субъекта, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения административного органа, создавая потенциальную возможность злоупотреблений с его стороны в данной сфере, поскольку любое исполнение данного предписания может быть истолковано административным органом как его неисполнение.
Таким образом, по мнению заявителя, предписание является незаконным ввиду его правовой неопределенности и заведомой неисполнимости, обусловленной отсутствием указания на конкретный способ его исполнения. Заявитель полагает, что в соответствии с п. 17 Правил N 170 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования, в связи с чем заявитель - ненадлежащий адресат оспариваемого предписания, поскольку является исполнителем воли собственников и не может вместо них определять порядок и способы исполнения оспариваемого решения.
При принятии судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме понимается комплекс работ и услуг, направленных на его поддержание в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В силу Правил N 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках (п. 3.2.2 Правил)
В соответствии с абз. 3, 4 п. 3.2.8 Правил N 170 не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9 Правил).
Согласно абз. 3 п. 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с Приложением N 2 Правил N 170 предельный срок устранения неисправностей внепланового текущего ремонта внутренней отделки стен (отслоение штукатурки потолка или верхней части стены, угрожающее ее обрушению) составляет 5 суток.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Так, п. 11 указанного перечня предусмотрено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Исходя из п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; текущий и капитальные ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.
Пунктами 16, 17 вышеназванных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 указанных Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Из материалов дела следует, что ОАО "ГУК Засвияжского района" является управляющей организацией, с которой собственниками многоквартирного дома N 1 по б-ру Западный в г. Ульяновске заключен договор управления многоквартирным домом от 01.06.2008.
Пунктом 1.1 данного договора установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 02.04.2008 собственники передают, а управляющая компания принимает полномочия по управлению многоквартирным домом в целях:
- обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками;
- надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- обеспечения реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников.
Согласно п. 2.7, 2.9 Приложения N 2 к договору управления работы по ремонту отдельных участков конструктивных элементов жилого здания: подвальных помещений, лестниц, балконов в местах общего пользования, крылец входов в подъезд, работы по внутренней отделке отдельных участков в подъездах, технических помещений, систем относятся к текущему ремонту.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, управляющая организация должна нести ответственность за ненадлежащее содержание и ремонт данного жилищного фонда в силу договора, даже без принятия общим собранием собственников специальных решений о проведении каких-либо работ.
Кроме того, как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно ст.154 ЖК РФ, в состав платы за жилое помещение входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из этого, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод заявителя о том, что в состав платы за жилое помещение для собственников многоквартирного жилого дома N 1 по б-ру Западный г.Ульяновска не входит плата за текущий ремонт общего имущества.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ОАО "ГУК Засвияжского района", являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества в спорном многоквартирном жилом доме, не исполнило возложенные на него действующим законодательством Российской Федерации обязанности, допустило нарушение вышеуказанных норм и правил, что было выявлено в ходе проверки и для устранения которых выдано соответствующее предписание.
Довод заявителя о том, что предписание не содержит способы устранения выявленных нарушений, суд первой инстанции правомерно счел несостоятельным, поскольку административный орган в данном случае не вправе указывать Обществу перечень и последовательность действий, которые последнее должно совершить в целях устранения нарушения. Общество вправе само определять способы исполнения предписания.
Судом верно отмечено в решении, что текст предписания сформулирован таким образом, что неясное и двоякое толкование содержания предписания исключено, а само предписание исполнимо в установленные в нем сроки.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Засвияжского района г.Ульяновска от 11.11.2017 по делу N 12-84/2018 ОАО "ГУК Засвияжского района" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 14.02.2018 данное постановление оставлено без изменения.
В рамках указанного выше дела установлено нарушение ОАО "ГУК Засвияжского района" лицензионных требований по управлению домом N 1 по б-ру Западный г.Ульяновска, выразившееся в выявленном отслоении штукатурно-окрасочного слоя на стенах подъезда N 1 и наличия надписей на стенах.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность названных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ, относятся на подателя апелляционной жалобы. Поскольку заявителю жалобы предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины в размере 1 500 руб., то она подлежит взысканию с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.03.2018 по делу N А72-15559/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ОГРН 1067327027899, ИНН 7327039640), г.Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15559/2017
Истец: ОАО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЗАСВИЯЖСКОГО РАЙОНА", ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района", г. Ульяновск
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Милков Ю. М.