г. Саратов |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А12-25644/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 09.07.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 12.07.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Глазуновой Татьяны Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 апреля 2018 года по делу N А12-25644/2017 (судья Бритвин Д.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Глазуновой Татьяны Геннадьевны (ОГРНИП 304343510700018, ИНН 343500901669, г. Волгоград)
к Администрации Дзержинского района г. Волгограда (ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373, г. Волгоград)
о признании незаконным решения.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Глазунова Татьяна Геннадьевна (далее - ИП Глазунова Т.Г., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Дзержинского района г. Волгограда (далее - Администрация) о признании незаконным решения об отказе в заключении договора на размещение киоска по адресу: пересечение ул. 51-й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а), выраженное в письме от 26.05.2017 N 01-21-Ж/1536-17.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 апреля 2018 года в удовлетворении ходатайства о привлечении соответчиком Администрации Волгограда отказано.
В удовлетворении требований ИП Глазуновой Т.Г. о признании незаконным решения Администрации Дзержинского района г. Волгограда об отказе в заключении договора на размещение киоска по адресу: г. Волгоград, пересечение 51-й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а), выраженное в письме от 26.05.2017 N 01-21-Ж/1536-17, отказано.
Предприниматель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит перейти к производству настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, принять к производству уточнения к исковым требованиям от 26.03.2018, решение суда первой инстанции отменить, уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель и заинтересованные лица в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.06.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, между ИП Глазуновой Т.Г. и Администрацией Дзержинского района г. Волгограда заключен договор от 01.06.2016 N ДЗР/2016-132 на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) - киоска, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. 51 -й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а). Срок действия указанного договора продлен дополнительным соглашением от 19.12.2016 до 01.03.2017.
10.02.2017 ИП Глазунова Т.Г. обратилась в Администрацию Дзержинского района г. Волгограда с заявлением о заключении договора на размещение указанного объекта до 2021 года, а в случае отсутствия его в новой схеме - о включении в схему.
Ответом от 26.05.2017 за N 01-21-Ж/1536-17 Администрация Дзержинского района г. Волгограда, рассмотрев обращение Глазуновой Т.Г., сообщила о не включении места для размещения нестационарного торгового объекта в Схему, и сообщила об отсутствии преимущественного права на предоставление компенсационного места взамен исключенного из Схемы и заключение договора на размещение без проведения торгов.
Не согласившись с отказом в заключении договора на размещение киоска по адресу пересечение ул. 51-й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а), выраженного в письме от 26.05.2017 N 01-21-Ж/1536-17, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Администрации Дзержинского района г. Волгограда об отказе в заключении договора на размещение киоска по адресу пересечение ул. 51-й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а), выраженное в письме от 26.05.2017 N 01-21-Ж/1536-17, соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории района осуществляется в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 26.12.2016 N 52/1513 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда".
Согласно п. 2.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда, уполномоченным органом по заключению Договора на размещение является администрация района Волгограда, на территории которого планируется размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с п. 1.3 указанного порядка, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных Схемой, утвержденной в установленном порядке.
В этом случае Администрация района заключает Договор на размещение в пределах действия вновь утвержденной Схемы без проведения аукциона при условии наличия указанного в Договоре на размещение места во вновь утвержденной Схеме.
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области (далее - Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД).
Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД устанавливает процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Пунктом 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (п. 2.8).
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 постановления администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Пунктом 3.8 Положения о межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974, установлено, что решение комиссии, оформленное протоколом, является основанием для подготовки проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
В соответствии с Порядком от 04.02.2016 N 14-ОД схема утверждается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока действия предыдущей Схемы.
Согласно ответу Департамента экономического развития администрации Волгограда от 01.06.2017 N 2832 включение места размещения НТО в схему осуществляется в соответствии с Порядком N 14-ОД.
Администрацией Дзержинского района Волгограда в соответствии с Порядком N 14-ОД, место 1.401 для размещения размещение НТО по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. 51-й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а) включено в проект Схемы и направлено на согласование в структурные подразделения администрации Волгограда.
Решением межведомственной комиссии 18.01.2017 - 19.01.2017, 30.01.2017 указанное место не включено в Схему по причине несоответствия требованиям действующего законодательства, а именно место для размещения нестационарных торговых объектов расположено в границах улиц, подлежащих комплексному благоустройству, утвержденных постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2017 по делу N А12-13839/2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017, отказано в удовлетворении требований ИП Глазуновой Т.Г. о признании не соответствующими действующему законодательству указанных решений межведомственной комиссии.
Решением межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, отраженное в протоколе от 27.04-02.05.2017 N 9-2017, место размещения НТО по адресу г. Волгоград, пересечение ул. 51 -й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а) не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы по причине несоответствия требованиям действующего законодательства, а именно место для размещения нестационарных торговых объектов расположено в границах улиц, подлежащих комплексному благоустройству, утвержденных постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.10.2017 по делу N А12-27610/2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018, отказано в удовлетворении требований ИП Глазуновой Т.Г. о признании не соответствующими действующему законодательству указанного решения межведомственной комиссии.
Ответом от 26.05.2017 за N 01-21-Ж/1536-17 Администрация Дзержинского района г. Волгограда, рассмотрев обращение Глазуновой Т.Г., сообщила о не включении места для размещения нестационарного торгового объекта в Схему, и сообщила об отсутствии преимущественного права на предоставление компенсационного места взамен исключенного из Схемы и заключение договора на размещение без проведения торгов (т. 1 л.д. 23-25).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение Администрации Дзержинского района г. Волгограда об отказе в заключении договора на размещение киоска по адресу пересечение ул. 51-й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а), выраженное в письме от 26.05.2017 N 01-21-Ж/1536-17, соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия отмечает, что основанием для признания оспариваемого решения незаконным в контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства фактического нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов ИП Глазуновой Т.Г.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал в принятии к рассмотрению уточненных требований заявителя, судебная коллегия считает необоснованным, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с настоящим заявлением, индивидуальный предприниматель Глазунова Т.Г. просила признать незаконным решение Администрации Дзержинского района г. Волгограда об отказе в заключении договора на размещение киоска по адресу пересечение ул. 51-й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а), выраженное в письме от 26.05.2017 N 01-21-Ж/1536-17.
Впоследствии, в ходе рассмотрения настоящего дела ИП Глазуновой Т.Г. заявлены уточнения заявленных требований (т. 1 л.д. 106-110), в которых заявитель просит признать незаконным и не соответствующим Порядку разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденному приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, бездействие Администрации Дзержинского района г. Волгограда, Администрации Волгограда, выразившееся в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденную Постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, принадлежащего ИП Глазуновой Т.Г. нестационарного торгового объекта-киоска, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. 51 Гврадейской и Краснополянской, около дома 9 "а", имеющего номер места 1.401 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 года; в порядке восстановления нарушенного права обязать администрацию Дзержинского района Волгограда, администрацию Волгограда в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу, совершить действия по включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы принадлежащего ИП Глазуновой Т.Г. нестаиционарного торгового объекта-киоска, расположенного по адресу: Волгоград, пересечение ул. 51 Гвардейской и Краснополянской, около дома N 9а, имеющего номер места 1.401 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы; в порядке восстановления нарушенного права обязать администрацию Дзержинского района Волгограда, в течение 40 рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, заключить с ИП Глазуновой Т.Г. договор на размещение нестационарного торгового объекта, киоска, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. 51 Гвардейской и Краснополянской, около дома 9 а, имеющего номер места 1.401 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы.
Судом первой инстанции отклонены уточнения заявленных требований, поскольку заявителем были одновременно изменены предмет и основания первоначально заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 3, 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", положения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер принятых исковых требований, но не предоставляют право на предъявление дополнительных требований, которые не заявлялись при обращении в суд.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
При увеличении размера исковых требований следует понимать увеличение суммы иска по тому же требованию, которое было заявлено истцом в исковом заявлении. Увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были истцом заявлены в исковом заявлении.
Обращаясь с ходатайством о дополнении оснований иска, ИП Глазунова Т.Г. в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактически заявила новые требования, которые не были предпринимателем заявлены в исковом заявлении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не принял уточненные требования к рассмотрению (т. 1 л.д. 106-110).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Глазуновой Татьяны Геннадьевны не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 апреля 2018 года по делу N А12-25644/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.