г. Москва |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А40-51058/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и МО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2018 по делу N А40-51058/18, принятое судьей А.Б. Поляковой,
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и МО
к ИП Тронь Д. А.
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Зуморин А.В. по дов. от 30.06.2018;
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Тронь Д.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2018 ИП Тронь Д. А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Не согласившись с принятым судом решением в части назначения наказания, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права, и принять по делу новый судебный акт о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности, сроком на 90 суток.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, ИП Тронь Д.А. осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии N ЛО-77-02-008293 от 07.02.2017, выданной Департаментом здравоохранения города Москвы. Указанной лицензией ИП Тронь Д.А. предоставлено право осуществления фармацевтической деятельности по адресам: 121471, г. Москва, ул. Гвардейская, д. 5, корп. 1 и 121354, г. Москва, ул. Гришина, д. 24, стр. 1.
В результате плановой выездной проверки, утвержденной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, проведенной Территориальным органом Росздравнадзора по г. Москве и Московской области в отношении ИП "Тронь Д.А." по вышеуказанным адресам выявлено следующее.
По адресу 121354, г. Москва, ул. Гришина, д. 24, стр. 1 в ходе анализа ассортимента и списка реализованных товаров, с помощью персонального компьютера, установлено, что многие товарные позиции, которые были реализованы, не содержат торгового наименования лекарственного препарата или его международного непатентованного наименования (действующего вещества). Также при последующем осмотре помещения в необорудованном месте -под креслом подсобного помещения найдено 200 флаконов препарата "Тропикамид 1% 5 мл". Привлеченным в дело экспертом-наркологом, данный препарат характеризован, как обладающий наркотическим эффектом с формированием психической зависимости и часто используемый наркоманами для внутривенного введения. Его свободная реализация запрещена, так как данный препарат относится к категории подлежащих предметно-количественному учёту.
По адресу 121471, г. Москва, Гвардейская ул., д. 5, корп. 1 в необорудованном месте - рядом с туалетной комнатой найдено 180 упаковок "Тропикамида", 28 упаковок "Лирики" и большое количество иных препаратов предметно-количественного учёта, по заключению эксперта-нарколога, вызывающих сильную психическую зависимость, используемых наркопотребителями.
Кроме того, выявлено большое количество иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учёту (в ходе осмотра детское питание в аптеке отсутствовало, из устных пояснений установлено, что под наименованием "АГУША" подразумевается спирт этанол 95 %), перечисленные в протоколах осмотра от 16.02.2018 N 1602-01/Д и изъятых в соответствии с ними.
Также установлено, что ИП Тронь Д.А. реализовывает лекарственные препараты предметно-количественного учёта ("Золдиар") без рецепта.
Должностными лицами установлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, в соответствии с п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение).
В нарушение пп. "а" п 5. Положения ИП Тронь Д.А. осуществляет фармацевтическую деятельность при отсутствии помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании. Документы, подтверждающие основание пользования помещениями не представлены. Предприниматель осуществляет фармацевтическую деятельность при отсутствии оборудования, принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании. При осуществлении выездов в аптечные пункты ИП Тронь. Д.А. по местам осуществления деятельности, согласно пояснениям провизоров, лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, в аптечных пунктах отсутствуют, не реализуются и не закупаются у поставщиков. При этом в ходе осмотра аптечных пунктов по местам осуществления фармацевтической деятельности выявлено хранение в общих местах совместно с другими лекарственными препаратами свыше тысячи упаковок лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.
Данные нарушения подтверждаются актом проверки ИП Тронь. Д.А., запросом о предоставлении документов.
В нарушение приказа Минздрава России от 22.04.2014 N 183 н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", пп. 2 пункта 3, п. 10 утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н "Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения", у ИП Тронь Д.А. учет вышеуказанных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, не осуществляется, приходные и расходные документы (их копии) отсутствуют и не хранятся в металлическом шкафу (сейфе).
В нарушение п. 38 приказа Минздрава России от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" на момент осуществления проверки в аптечном пункте по адресу: 121354, г. Москва, ул. Гришина, д. 24, стр. 1 отсутствуют лекарственные препараты минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи: "Парацетамол", сироп или суспензия для приема внутрь; в аптечном пункте по адресу: 121471, г. Москва, Гвардейская ул., д. 5, корп. 1 отсутствуют лекарственные препараты: "Аскорбиновая кислота", драже или таблетки; "Лоратадин", сироп для приема внутрь; "Парацетамол", сироп для детей или суспензия для приема внутрь для детей.
В нарушение п. 5 пп "ф", п. 48 Приказа N 647н не осуществляется приемочный контроль качества поступающих в аптечную организацию по местам осуществления деятельности лекарственных препаратов, приказом руководителя субъекта розничной торговли не создана приемная комиссия, журнал регистрации результатов приемочного контроля; отсутствие приемочного контроля создает риск реализации населению недоброкачественных, контрафактных и фальсифицированных лекарственных препаратов. В нарушение требований, предусмотренных ст. 59 от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", п. 12 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" в аптечном пункте по адресу: 121471, г. Москва, Гвардейская ул., д. 5, корп. 1 в местах хранения и отпуска лекарственных препаратов совместно с другими хранится лекарственный препарат с истекшим сроком годности.
В нарушение пп. 5, 10 Приказа N 647н ИП Тронь Д.А. не назначено лицо, ответственное за внедрение и обеспечение системы качества.
В нарушение п. 12 Приказа N 647н "ИП Тронь Д.А. не утверждено штатное расписание, отсутствует необходимый для оказания фармацевтических услуг персонал.
В нарушение п. 37, п. 68 Приказа N 647н не утверждены (отсутствуют) стандартные операционные процедуры, регламентирующие все процессы деятельности, влияющие на качество, эффективность и безопасность товаров аптечного ассортимента.
В нарушение п. 21 Приказа N 647н отсутствует возможность беспрепятственного входа и выхода для лиц с ограниченными возможностями в соответствии с требованиями законодательства о защите инвалидов, вход в аптечные пункты имеет ступеньки, кнопка вызова сотрудника аптечной организации и возможность вызова фармацевтического работника для обслуживания указанных лиц также отсутствует.
В нарушение пп. "з" п. 5 Постановления N 1081, в нарушение требований п. 3, п. 10, п. 42 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" ИП Тронь Д.А. по адресам: 121354, г. Москва, ул. Гришина, д. 24, стр. 1; 121471, г. Москва, Гвардейская ул., д. 5, корп. 1 не проводит контроль за организацией условий хранения лекарственных препаратов.
В нарушение требований приказа Минздрава России от 29.10.2015 N 771 "Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей", требований ОФС.1.1.0010.15 "Хранение лекарственных средств" Государственной Фармакопеи РФ XIII в аптечном пункте по адресу: 121354, г. Москва, ул. Гришина, д. 24, стр. 1 отсутствует выделенная (карантинная) зона, не допускающая несанкционированного использования лекарственных средств. Отсутствие надлежаще оформленных карантинных зон создает риск обращения и реализации гражданам фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств.
В нарушение пп. "к" п. 5 Постановления N 1081, несмотря на неоднократные запрос, не представлены сведения о наличии у ИП Тронь Д.А. высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификат специалиста.
В нарушение пп. "л" п. 5 Постановления N 1081, несмотря на неоднократные запрос, не представлены сведения о наличии у ИП Тронь Д.А. работников, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста для осуществления розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением.
В нарушение пп. "м" п. 5 Постановления N 1081, несмотря на неоднократные запрос, не представлены сведения о прохождении работниками ИП Троня Д.А. повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
Выявленные нарушения квалифицируются как несоблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения указанных обязательных требовании при осуществлении фармацевтической деятельности, предусмотренных пп. "а", пп. "г", пп. "з", пп. "ж", пп. "к", пп. "л", пп. "м" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081).
Исходя из характера вышеуказанных нарушений, необходимости предотвращения непосредственной угрозы причинения вреда здоровью граждан, должностным лицом Территориального органа в соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ был наложен временный запрет на осуществление фармацевтической деятельности по адресам: 121354, г. Москва, ул. Гришина, д.24, стр. 1; 121471, г. Москва, Гвардейская ул., д. 5, корп. 1.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом 12.03.2018 г. составлен протокол об административном правонарушении N 61/18А-Д по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Троня Д.А. к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 205 АПК РФ.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции верно применены нормы процессуального права исходя из субъективного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что у заинтересованного лица имеются отягчающие обстоятельства, необоснованны.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в возможности причинения вреда жизни и здоровью граждан посредством отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету без рецептов и нарушением условий хранения сильнодействующих препаратов, поэтому правонарушение не может быть признано малозначительным.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность предпринимателя, не установлено, в связи с чем суд считает возможным назначить ему административное наказание в минимальном размере санкции ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, размер ответственности в рассматриваемом случае судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, определен правильно, с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы ИП Троня Д. А. о том, что заявитель не имеет права подачи апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по административному делу, основаны на ошибочном толковании норм законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2018 по делу N А40-51058/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.