г.Самара |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А49-3046/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Саратовской таможни
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 мая 2018 года по делу N А49-3046/2018 (судья Столяр Е.Л.), принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трасса МАЗ" (ОГРН 1145834002270, ИНН 5834062532), г.Пенза,
к Саратовской таможне (ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790), г.Саратов,
об оспаривании постановления от 28.02.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10413000-1009/2017 по ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трасса МАЗ" (далее - ООО "Трасса МАЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным постановления Саратовской таможни (далее - таможенный орган, административный орган, Саратовская таможня) от 28.02.2018 N 10413000-1009/2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N10413000-1009/2017 по ч.2 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11 мая 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства, постановление Саратовской таможни от 28.02.2018 N 10413000-1009/2017 о назначении административного наказания ООО "Трасса МАЗ" в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Саратовская таможня просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, установлен и подтвержден материалами дела. Саратовская таможня полагает, что основания для отмены постановления Саратовской таможни от 28.02.2018 по делу об административном правонарушении N 10413000-1009/2017, вынесенному в отношении заявителя, отсутствуют.
Как указывает таможенный орган, судом не учтено, что в силу п/п 51 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "транспортные средства международной перевозки" - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования" (до 01.01.2018 - п/п 40 части 1 статьи 4 ТК ТС). Из указанной нормы права следует вывод: все необходимые для ремонта и технического обслуживания транспортного средства в пути следования запасные части и оборудование находятся на транспортном средстве международной перевозки.
По мнению Саратовской таможни, в данном случае товар - кран управления тормозами поставлен заявителем транспортному унитарному предприятию "Белобои - Автотранс" (Республика Беларусь) на основании договора поставки от 14.11.2017 N 123, поэтому товар подлежал статистическому учету во взаимной торговле Российской Федерации с Республикой Беларусь.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Трасса МАЗ" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Трасса МАЗ" 15.12.2017 представило на Пензенский областной таможенный пост Саратовской таможни статистическую форму учета перемещения товаров N 1200171214-12453022 на товар - "прочие тормоза и тормоза с сервоусилителем, их части, прочие", весом нетто - 1,5 кг, стоимостью 5 500 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС - 8708309909, страна происхождения товара - Россия.
Должностным лицом Саратовской таможни в присутствии представителя ООО "Трасса МАЗ" 26.12.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 10413000-1009/2017 по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в котором в качестве нарушения указано следующее: ООО "Трасса МАЗ" представило статистическую форму учета перемещения товара за ноябрь 2017 года с нарушением установленного срока - 15.12.2017.
Определением Саратовской таможни от 19.01.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 01.02.2018, а определением от 01.02.2018 - отложено на 28.02.2018.
Заместителем руководителя Саратовской таможни 28.02.2018 в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ООО "Трасса МАЗ" рассмотрен протокол об административном правонарушении от 26.12.2017 N 10413000-1009/2017 и вынесено постановление о назначении ООО "Трасса МАЗ" административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащих недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом вышеуказанных правонарушений является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или вывозимых из Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС.
Объективная сторона правонарушений выражается в несвоевременном представлении лицом в таможенный орган статистической формы отчетности.
Субъектом ответственности являются лица, на которых возложена обязанность представления в таможенный орган статистических форм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении
товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 Федеральная таможенная служба определена в качестве уполномоченного органа, ответственного за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила ведения статистики).
Пунктом 7 Правил ведения статистики определено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Вместе с тем согласно пункту 3 Правил ведения статистики их действие не распространяется на товары, перемещаемые физическими лицами Российской Федерации для личного пользования и отдельными категориями лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами, дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами, международными организациями государств - членов ЕАЭС, на транзитные товары, товары, перемещаемые в целях ремонта или технического обслуживания, товары, содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на товары, необходимые для обеспечения функционирования комплекса "Байконур", вывозимые из Российской Федерации на территорию комплекса "Байконур" или ввозимые с территории комплекса "Байконур" в Российскую Федерацию, товары, предназначенные для демонстрации и (или) использования в ходе проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, культурных, спортивных и зрелищных мероприятий, товары, поставляемые по договору залога, на пробы и образцы товаров, многооборотную транспортировочную тару, товары, ввезенные (вывезенные) по рекламации, и на товары, временно ввозимые в Российскую Федерацию или временно вывозимые из Российской Федерации на срок менее одного года (кроме товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки и арендуемых на срок более одного года).
Материалами дела установлено, что в соответствии с договором поставки от 14.11.2017 N 123 ООО "Трасса МАЗ" (поставщик) обязалось поставить транспортному унитарному предприятию "Белобои-АВТОТРАНС" (Республика Беларусь) (покупатель) кран управления тормозами П/П с клапаном обрыва 25-3522210 (далее - товар) в количестве 1 шт. по цене 5 500 руб.
В подтверждение факта отгрузки товара представлена счет-фактура ООО "Трасса МАЗ" от 14.11.2017 N 1247 на сумму 5 500 руб.
Как следует из акта установки (замены) запасных частей, использование материалов для восстановления работоспособности транспортного средства за пределами таможенной территории Республики Беларусь, составленного транспортным унитарным предприятием "Белобои-АВТОТРАНС" 14.11.2017, при выполнении международной автомобильной перевозки на автомобиле гос. N АЕ 8098-3 (с полуприцепом гос. N А4950А-3) за
пределами таможенной территории Республики Беларусь в связи с поломкой произведена замена крана управления тормозами автомобиля.
Поскольку кран управления тормозами является запасной частью автомобиля, замена которого произведена на территории Российской Федерации, следовательно, он относится к товарам, перемещаемым в целях ремонта или технического обслуживания, и согласно пункту 3 Правил ведения статистики не относится к товарам, при перемещении которых представляется статистическая форма учета перемещения товаров.
Ошибочное представление ООО "Трасса МАЗ" статистической формы учета перемещения товара за ноябрь 2017 года не свидетельствует о нарушении установленных сроков ее представления.
Довод о том, что ООО "Трасса МАЗ" ошибочно представило статистическую форму учета перемещения товара за ноябрь 2017 года, был заявлен обществом таможенному органу до рассмотрения дела об административном правонарушении (01.02.2018), однако должного исследования и оценки со стороны административного органа не получил (т. 2 л.д. 64).
Понятие административного правонарушения дано в статье 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которым таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности постановления по делу об административном правонарушении от 28.02.2018 N 10413000-1009/2017 о назначении ООО "Трасса МАЗ" административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменил его.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях заявителя вменяемого ему в вину состава административного правонарушения отклоняются, так как материалами дела не подтверждено наличие в действиях общества состава правонарушения, в том числе события. Суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия у общества обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета товара, поскольку спорный товар является запасной частью автомобиля, предназначенной для его ремонта. Обратного таможенным органом не доказано.
Ссылка Саратовской таможни на то, что все необходимые для ремонта и технического обслуживания транспортного средства в пути следования запасные части и оборудование находятся на транспортном средстве международной перевозки, несостоятельна. Согласно пункту 3 Правил ведения статистики их действие не распространяется на товары, перемещаемые, в целях ремонта или технического обслуживания. При этом оговорка о том, что эти товары непременно должны находиться на самом транспортном средстве, в Правилах ведения статистики отсутствует.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что позиция Саратовской таможни основана на ошибочном понимании правовых норм, содержащихся в Правилах ведения статистики.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе событие административного правонарушения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 мая 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Саратовской таможни - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 мая 2018 года по делу N А49-3046/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3046/2018
Истец: ООО "Трасса Маз", Представитель Анохина Татьяна Михайловна
Ответчик: САРАТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ