г. Челябинск |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А34-15414/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25 апреля 2018 г. по делу N А34-15414/2017 (судья Григорьев А.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана "Детский сад общеразвивающего вида N 105 "Якорёк" (далее - заинтересованное лицо, Учреждение) штрафных санкций за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь, июль и август 2016 года в общей сумме 1500 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 25.04.2018 в удовлетворении заваленных требований отказано.
Фонд не согласился с решением суда в полном объеме и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе указывает, что заинтересованным лицом были представлены недостоверные сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды июнь-август 2016 года. Следовательно, исходные формы содержат неполные (недостоверные) сведения и к страхователю должны быть применены финансовые санкции размере 1500 руб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
В отношении сведений за июнь 2016 года: установлено, что они представлены учреждением в отношении 47 застрахованных лиц 05.07.2016, в установленный срок (л.д. 9-10).
При проверке указанных сведений органом Пенсионного фонда выявлено нарушение в части неуказания ИНН в отношении одного застрахованного лица, уведомлений в адрес заинтересованного лица не направлялось, иного заявителем не представлено (л.д. 11).
Учреждение 30.09.2016 представило дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2016 года на 1 застрахованное лицо, в отношении которого сведения первоначально не представлялись (л.д. 12-13).
При проверке указанных сведений органом Пенсионного фонда выявлено нарушение в части неуказания ИНН в отношении застрахованного лица (л.д. 14), уведомлений в адрес заинтересованного лица также не направлялось. В отношении сведений за июль 2016 года: установлено, что они представлены учреждением в отношении 45 застрахованных лиц 01.08.2016, в установленный срок (л.д. 18-19).
При проверке указанных сведений органом Пенсионного фонда выявлено нарушение в части неуказания ИНН в отношении двух застрахованных лиц, уведомлений в адрес заинтересованного лица не направлялось, иного заявителем не представлено (л.д. 20).
Учреждение 30.09.2016 представило дополняющую форму СЗВ-М за июль 2016 года на 1 застрахованное лицо, в отношении которого сведения первоначально не представлялись (л.д. 21-22).
При проверке указанных сведений органом Пенсионного фонда выявлено нарушение в части неуказания ИНН в отношении застрахованного лица (л.д. 23), уведомлений в адрес заинтересованного лица также не направлялось.
В отношении сведений за август 2016 года: установлено, что они представлены учреждением в отношении 46 застрахованных лиц 05.09.2016, в установленный срок (л.д. 27-28).
При проверке указанных сведений органом Пенсионного фонда выявлено нарушение в части неуказания ИНН в отношении трех застрахованных лиц, уведомлений в адрес заинтересованного лица не направлялось, иного заявителем не представлено (л.д. 29).
Учреждение 30.09.2016 представило дополняющую форму СЗВ-М за август 2016 года на 1 застрахованное лицо, в отношении которого сведения первоначально не представлялись (л.д. 30-31).
При проверке указанных сведений органом Пенсионного фонда выявлено нарушение в части неуказания ИНН в отношении застрахованного лица (л.д. 32), уведомлений в адрес заинтересованного лица также не направлялось.
По результатам проведенной проверки представленных сведений Пенсионным фондом сделаны выводы об установлении фактов представления страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за июнь, июль и август 2016 года на застрахованных лиц, о чем составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 055S18170001290 (л.д. 15), 055S18170001289 (л.д. 24), 055S18170001288 (л.д. 33) от 28.04.2017. Заинтересованному лицу направлено извещение о рассмотрении актов проверки (л.д. 36).
Решениями от 02.06.2017 N N 055S19170001420 (л.д. 16), 055S19170001419 (л.д. 25), 055S19170001418 (л.д. 34) о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафов в размере 500 руб. по каждому решению (всего 1 500 руб.) за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь, июль и август 2016 года.
В адрес заинтересованного лица Управлением направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 27.06.2017 N N 055S01170131586 (л.д. 17), 055S01170131588 (л.д. 26), 055S01170131589 (л.д. 35), требования направлены заинтересованному лицу почтовым сообщением (л.д. 39-40).
Штрафные санкции по выставленным требованиям заинтересованным лицом не оплачены, что явилось основанием для обращения Управления в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) учвреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27- ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшей до 01.01.2017), страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в соответствующем поле формы приводится код "доп" (дополняющая форма).
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что Учреждение первоначально представило отчетность по форме СЗВ-М за июнь, июль и август 2016 года в целом по организации в пределах установленного законом срок.
Документ принят пенсионным фондом согласно протоколу проверки электронного документа, в представленной отчетности органом пенсионного фонда выявлены ошибки в части неуказания ИНН в отношении некоторых застрахованных лиц, однако каких-либо Уведомлений с указанием на допущенную ошибку в адрес страхователя не направлялось.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибки в отчетности, Учреждением 30.09.2016 подана форма СЗВ-М ("доп") за июнь, июль и август 2016 года в отношении 1 человека, о котором сведения ранее не были представлены. Данные документы приняты пенсионным фондом, протоколом проверки установлено отсутствие в отношении застрахованного лица сведений об ИНН, однако указанное обстоятельство также ни в актах проверки ни в решениях не отражено, исходя из заявления и материалов проверки, не вменяется заинтересованному лицу.
Именно представление страхователем сведений в отношении лица, о котором ранее сведения не были представлены явилось основанием для вынесения Управлением решений о привлечении страхователя к ответственности и выставления ему требований об уплате штрафа.
Вместе с тем, ошибки (в части непредставления сведений в отношении одного человека) выявлены и исправлены, дополняющая форма представлена страхователем до составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и до вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности.
Фондом неполнота представленных обществом сведений не выявлялась, не было направлено ни одного уведомления об устранении имеющихся расхождений, то есть несоответствие, неполнота или недостоверность представленной в отчетности информации до предоставления обществом дополняющей формы самостоятельно Фондом не обнаружены.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности, установленной статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не установлен.
Кроме того, как указано в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Самостоятельное обнаружение ошибок в отчетности и представление дополняющей формы не может служить основанием для привлечения страхователя к ответственности, поскольку является правом страхователя, предоставленным ему законом.
Изложенная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Ссылка подателя жалобы на иную судебную практику по аналогичным, по его мнению, делам не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле, доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25 апреля 2018 г. по делу N А34-15414/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации г.Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.