г. Владимир |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А43-44066/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Волгиной О.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2018 по делу N А43-44066/2017,
принятому судьей Якуб С.В.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез"
(ОГРН 1085250002111, ИНН 5250043567) о взыскании 1 169 477 руб. 93 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Козлова Ю.В. по доверенности от 23.05.2018 N ГОРЬК-100/Д (сроком до 19.12.2020);
от ответчика - Костюк А.А. по доверенности от 19.09.2017 N 164 (сроком до 31.12.2018).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (далее - ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", ответчик) о взыскании 1 169 477 руб. 93 коп платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Решением от 07.03.2018 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
По мнению заявителя, суд первой инстанции неправильно истолковал положения "Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, независящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования".
Полагает, что истец пункт 3.6 Рекомендаций по оформлению задержки вагонов нарушил, по прибытии на станцию назначения задержанных в пути следования вагонов, дополнительно обоснованность отнесения задержки поезда не рассматривал и анализ использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, под погрузкой и выгрузкой в местах общего пользования на основании сведений памяток приемосдатчика, актов общей формы и условий договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу и уборку вагонов, оказание услуг при организации работы по погрузке грузов на местах общего пользования не проводил.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (перевозчик, истец) и ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (пользователь, ответчик) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по станции Зелецино Горьковской железной дороги N 2/199 в редакции протокола урегулирования разногласий от 05.10.2012.
Согласно параграфу 1 договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта, примыкающего к станции Зелецино через стрелки N 9 (путь 51с) и N 17 (путь 49с) нечетной горловины приемо-отправочного парка, локомотивом "перевозчика".
Количество вагонов одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается по вместимости мест погрузки, выгрузки согласно §8 договора. Технологический срок на погрузку, выгрузку грузов составляет 2 часа на партию вагонов по фронту (§13 договора).
В октябре и декабре 2016 года в адрес ООО "Лукойл Нижегороднефтеоргсинтез" на станцию назначения Зелецино прибыли порожние, не принадлежащие перевозчику, вагоны.
Ввиду отсутствия у грузополучателя ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" возможности приема вагонов на станции назначения (по причине нарушения технологических норм на погрузку/выгрузку грузов) вагоны, следующие в поездах:
- N 3797 индекс 2600-850-2696 в период с 07.11.2016 по 24.11.2016 задержаны в пути следования на промежуточной станции Окская;
- N 3783 индекс 2600-902-2696 в период с 12.11.2016 по 15.11.2016 задержаны в пути следования на промежуточной станции Петряевка;
- N 3779 индекс 2600-847-2696 в период с 07.11.2016 по 23.11.2016 задержаны в пути следования на промежуточной станции Окская;
- N 3795 индекс 2600-181-2696 в период с 07.12.2016 по 21.12.2016 задержаны в пути следования на промежуточной станции Петряевка.
В соответствии с порядком, предусмотренным Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, Методическими рекомендациями по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р, оформлены следующие первичные документы.
Так, по причине занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по обращению начальника станции Зелецино;
- N 1074 от 07.11.2016 о временном отставлении от движения поезда, следующего на станцию Зелецино в адрес грузополучателя ООО "Лукойл -Нижегороднефтеоргсинтез", распоряжением о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 07.11.2016 N 1565 на станции Окская, был отставлен от движения поезд N 3797 индекс 2600-850-2696;
- N 1091 от 12.11.2016 о временном отставлении от движения поезда, следующего на станцию Зелецино в адрес грузополучателя ООО "Лукойл -Нижегороднефтеоргсинтез", распоряжением о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 12.11.2016 N1602 на станции Петряевка, был отставлен от движения поезд N3783 индекс 2600-902-2696;
- N 1072 от 07.11.2016 о временном отставлении от движения поезда, следующего на станцию Зелецино в адрес грузополучателя ООО "Лукойл -Нижегороднефтеоргсинтез", распоряжением о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 07.11.2016 N1566 на станции Окская, был отставлен от движения поезд N3779 индекс 2600-847-2696;
- N 1148 от 07.12.2016 о временном отставлении от движения поезда, следующего на станцию Зелецино в адрес грузополучателя ООО "Лукойл - Нижегороднефтеоргсинтез", распоряжением о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 07.12.2016 N 1731 на станции Петряевка, был отставлен от движения поезд N3795 индекс 2600-181-2696.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "ЛукойлНижегорднефтеоргсинтез" составлены акты общей формы: N 9/2772 от 11.11.2016; N 9/2911 от 24.11.2016; N 9/2780 от 12.11.2016 - N 9/2872 от 20.1.2016; N 9/2746 от 08.11.2016 - N 9/2902 от 23.11.2016; N 9/3021 от 07.12.2016; N 9/3171 от 21.12.2016.
По факту отставления от движения поездов, оформлены акты общей формы на начало задержки доставки вагонов:
- 07.11.2016 N 243, представитель грузополучателя извещен (извещение N 854 от 07.11.2016);
- 12.11.2016 N 4155, представитель грузополучателя извещен (извещение N867 от 12.11.2016);
- 07.11.2016 N 244 представитель грузополучателя извещен (извещение N 853 от 07.11.2016);
- 07.12.2016 N 4553, представитель грузополучателя извещен (извещение N 912 от 07.12.2016).
В связи с освобождением путей приема ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по обращению начальника станции Зелецино:
- N 1125 от 24.11.2016, распоряжением об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования N 1716 от 24.11.2016, поезд N 3797 индекс 2600-850-2696
с промежуточной станции Окская отправлен на станцию назначения Зелецино;
- N 1098 от 15.11.2016, распоряжением об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования N 1628 от 15.11.2016, поезд N 3783 индекс 2600-902-2696 с промежуточной станции Петряевка отправлен на станцию назначения Зелецино;
- N 1122 от 23.11.2016, распоряжением об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования N 1702 от 23.11.2016, поезд N 3779 индекс 2600-847-2696 с промежуточной станции Окская отправлен на станцию назначения Зелецино;
- N 1176 от 21.12.2016, распоряжением об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования N 1837 от 21.12.2016, поезд N 3795 индекс 2600-181-2696 с промежуточной станции Петряевка отправлен на станцию назначения Зелецино.
Об окончании простоя вагонов и увеличении сроков доставки оформлены акты общей формы:
- N 250 от 24.11.2016, представитель грузополучателя извещен (извещение N 889 от 24.11.2016);
- N 4189 от 15.11.2016, представитель грузополучателя извещен (извещение N 873 от 15.11.2016);
- N 249 от 23.11.2016, представитель грузополучателя извещен (извещение N 886 от 23.11.2016);
- N 4813 от 21.12.2016, представитель грузополучателя извещен (извещение N 936 от 21.12.2016);
Прибытие вагонов на станцию назначения подтверждают оформленные акты общей формы: N N 2/12586-2/12725, оформленные 25.11.2016; NN 2/11844-2/11927, оформленные 15.11.2016; NN 2/12583-2/12626, оформленные 23.11.2016; NN 2/14011-2/14051, оформленные 21.12.2016.
На основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта и в соответствии с Тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство N 2)" за время нахождения подвижного состава в "брошенном" поезде на путях:
- станции Окская в период с 14 часов 26 минут 07.11.2016 до 21 часа 51 минуты 24.11.2016 начислена плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в сумме 367 031 руб. 92 коп;
- станции Петряевка в период с 17 часов 40 минут 12.11.2016 до 12 часов 27 минут 15.11.2016 начислена плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в сумме 16 327 руб. 66 коп;
- станции Окская в период с 14 часов 59 минут 07.11.2016 до 13 часов 56 минут 23.11.2016 начислена плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в сумме 402 715 руб. 12 коп;
- станции Петряевка в период с 22 часов 48 минут 07.12.2016 до 14 часов 55 минут 21.11.2016 начислена плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в сумме 383 403 руб. 24 коп.
Истец обратился к ответчику с претензиями от 25.04.2017 N ГРК ГТЦФТО/ФР 2569, от 30.12.2016 N ГРК ГТЦФТО/ФР 2/4371, от 18.04.2017 N ГРК ГТЦФТО/ФР 2332 и от 17.08.2017 N ГРК ГТЦФТО/ФР 5539 с предложениями оплатить суммы задолженности.
Претензии истца оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.
Сославшись на неисполнение ответчиком обязательств по внесению платы за пользование железнодорожными путями общего пользования, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Изучив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, Правилами эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 58 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" договорами на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку устанавливаются технологические сроки оборота вагонов.
Технологический срок оборота вагонов - это время, необходимое для их обработки с момента передачи вагонов владельцам или пользователям железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути. Он зависит от схемы примыкания железнодорожных путей необщего пользования, наличия заводских станций, от расстояния подачи и уборки, размещения мест погрузки, выгрузки и их технической оснащенности, технологии работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, условий, определяющих взаимоотношения станции и железнодорожного цеха предприятия (формирование маршрутов, групп вагонов, сдвоенные операции и т.п.).
Согласно пункту 1.4 Приказа МПС России от 29.09.2003 N 67 "Об утверждении порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (далее по тексту - Порядок) технологические сроки оборота вагонов разрабатываются и устанавливаются Перевозчиком по согласованию с владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей и грузополучателей своим локомотивом.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя вагоны подаются локомотивом Перевозчика на предусмотренные договором выставочные пути (пункт 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути необщего пользования). В связи, с чем в пункте 2.1 Порядка, первым элементом, входящим в срок оборота вагонов, определена операция по передаче вагонов с выставочных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно.
Вся маневровая работа, осуществляемая локомотивом Перевозчика с вагонами грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, пользователей на путях общего пользования станции Зелецино, заложена в Технологическом процессе работы станции Зелецино. При наличии у владельца, пользователя собственного локомотива, в соответствии с пунктом 1.4 Порядка разрабатывается технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, который включает в себя все операции, указанные в пункте 2.1 Порядка от момента передачи вагонов на выставочном пути, включая маневровую работу по расформированию групп вагонов, по расстановке их на места погрузки, выгрузки, по перестановке вагонов, выполнение грузовых операций, до момента возврата вагонов с железнодорожного пути на выставочный путь локомотивом пользователя и сдачи их Перевозчику.
Согласно условиям заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "Лукойл - Нижегороднефтеоргсинтез" договора N 2/199 на подачу и уборку вагонов, железнодорожный путь необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" обслуживается локомотивом Перевозчика, т.е. подача и уборка вагонов непосредственно на места погрузки, выгрузки производится локомотивом ОАО "РЖД". В связи с чем, в § 13 договора N 2/199 в соответствии с пунктом 6.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и пунктом 1.2 Порядка, установлены технологические нормы погрузки и выгрузки грузов - 2 часа на партию вагонов по фронту. Данные нормы установлены в соответствии с приказом МПС России от 10.11.2013 N 70 и включают в себя время, затрачиваемое на погрузку, выгрузку грузов механизированным способом (или немеханизированным способом) с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции (пункт 6.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).
Разногласий по данному вопросу при заключении, исполнении договора со стороны ответчика не возникало.
Кроме того, ответственность пользователя за нахождение вагонов на железнодорожном пути необщего пользования предусмотрена пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, где учет времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
На основании вышеизложенного при существующей технологии обслуживания железнодорожного пути необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", основываясь на Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, в соответствии с Порядком, технологический срок оборота вагонов не может быть установлен в договоре на подачу и уборку вагонов ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез". При подаче и уборке вагонов локомотивом Перевозчика на места погрузки, выгрузки, условиями договоров устанавливаются технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов в соответствии с приказом МПС России от 10.11.2013 N 70 "О методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов". Это также подтверждается формами договоров, установленных в приложениях 2,4,6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (при обслуживании локомотивом перевозчика).
В соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
После вступления в законную силу статьи 39 Устава железнодорожного устава Российской Федерации (01.04.2015), Тарифного руководства утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (07.06.2015), установлено правило предусматривающее взыскание платы за пользование вагонами; платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного состава.
Таким образом, в связи с отсутствием предусмотренного порядка и правила регулирования по взиманию платы в договоре, применению подлежат положения статьи 39 Устава железнодорожного устава Российской Федерации, Тарифного руководства утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что ответчиком не приведены убедительные аргументы и доказательства в опровержение доводов иска, не доказано, что задержка вагонов произошла по вине перевозчика. При указанных обстоятельствах, суд полагает доказанным факт наличия у ОАО "РЖД", оснований для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика.
Исследовав и оценив имеющиеся в настоящем деле доказательства и доводы, приведенные участвующими в деле лицами, в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что вагоны, следовавшие в адрес ответчика, были задержаны и простаивали на путях общего пользования в связи с неприемом их станцией назначения в результате нарушения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов, при этом перевозчик о задержке вагонов ответчика известил, акты общей формы составил.
Порядок оформления задержки вагонов и контейнеров в пути следования установлен Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.
Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
В дело истцом представлены акты общей формы, в которых указаны причины их составления, начало и окончание времени простоев вагонов на станции, перечень вагонов с номерами вагонов. Перечень вагонов в актах соответствует перечню вагонов в извещениях и содержанию дорожных ведомостей. Акты общей формы оформлены железной дорогой в соответствии с Правилами N 45.
Акты содержат всю необходимую информацию, из актов следует, что причиной задержки вагонов в пути следования явилось нахождение вагонов на путях необщего пользования дольше расчетного времени.
Таким образом, факт и причина задержки вагонов - необеспечение ответчиком как грузополучателем сроков выгрузки вагонов - удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Расчет платы проверен арбитражным апелляционным судом, является арифметически верным, соответствующим действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном истцом размере.
Довод ответчика о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для начисления платы, отклонен судом по следующим основаниям.
В пункте 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 установлено, что в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
На основании пункта 10 названных Правил грузы считаются доставленными в срок: если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателями или владельцами железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случаях их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В силу статьи 33 Устава грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В статье 36 Устава указано, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. Таким образом, поставив отметку в перевозочных документах о прибытии и выдаче груза грузополучателю, перевозчик исполнил свою обязанность по доставке груза, процесс перевозки окончен.
На основании изложенного доставка груза в срок, установленный железнодорожной накладной или ранее установленного срока, считается исполнением обязательств по перевозке.
С учетом положений статьи 11 Устава, а также того, что в регулирующем данные правоотношения законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие перевозчика при согласовании заявки на перевозку груза учитывать технические и/или технологические возможности железнодорожной станции назначения, суд пришел к выводу о том, что обязательства между ответчиком и его контрагентами, иными лицами по осуществлению поставок груза железнодорожным транспортом не создают для ОАО "РЖД" обязанности по предоставлению бесплатных мест для отстоя вагонов, которые не могут быть своевременно приняты грузополучателем.
Перевозчик только доставляет до станции назначения вагоны в том количестве, в каком их отправил грузоотправитель в адрес ответчика.
Вагоны в спорном количестве отправлены грузоотправителем, а не поданы перевозчиком. При таких обстоятельствах суд пришел выводу о том, что ОАО "РЖД" не допустило нарушения принятых обязательств, которые привели к простою вагонов на путях общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Исследовав представленные в дело документы, суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о наличие вины истца в нарушении ответчиком технологических норм оборота вагонов на путях необщего пользования, в связи с чем основания для уменьшения ответственности в соответствии со статьей 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, суд отклонил иные доводы ответчика за недоказанностью и необоснованностью и пришел к выводу о том, что вина перевозчика в задержке вагонов не установлена.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2018 по делу N А43-44066/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.