г. Киров |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А29-2108/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головизниной Ю.И.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекавери"
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 23.04.2018 по делу N А29-2108/2014, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.,
по иску Комитета лесов Республики Коми (ОГРН 1071101000233; ИНН 1101462123)
к обществу с ограниченной ответственностью "Рекавери" (ОГРН 1051100764660; ИНН 1106018761)
о взыскании задолженности по арендной плате, неустойки и расторжении договора аренды лесного участка,
установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рекавери" (далее - ответчик, заявитель, Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по срокам оплаты на 20.06.2012, 20.09.2012, 20.12.2012, 20.03.2013, 20.06.2013, 20.09.2013, 20.12.2013 в общем размере 345 367 рублей 03 копейки, неустойки за просрочку внесения арендной платы в размере 1 080 998 рублей 81 копейка, а также о расторжении договора аренды лесного участка N С0990530/155/08-АЗ от 12.11.2008.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2014 исковые требования Комитета удовлетворены.
30.05.2014 после вступления решения в законную силу судом выдан исполнительный лист серии АС N 006387999.
22.03.2018 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о процессуальном правопреемстве, просит произвести замену истца (Комитет) на его правопреемника - Министерство.
Определением Арбитражного суда Республики коми от 23.04.2018 заявленное требование удовлетворено, произведена замена истца Комитет на правопреемника - Министерство.
Общество с принятым определением не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Республики Коми от 23.04.2018 по делу N А29-2108/2014 отменить, отказать в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
По мнению заявителя жалобы, определение суда является незаконным и необоснованным, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права. Удовлетворяя ходатайство Министерства, суд вышел за пределы своих полномочий.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30 мая 2018 года и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01 июня 2018 года в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
Законность определения Арбитражного суда Республики коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, в соответствии с пунктом 13 Указа Главы Республики Коми от 03.11.2015 N 115 "Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми" принято решение о реорганизации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми путем присоединения к нему Комитета лесов Республики Коми.
В силу пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 17.10.2016 N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми (далее - Минпром РК) переименовано в Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, к нему присоединено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
В силу пункта 1 Указа Главы Республики Коми от 26 июня 2017 г. N 55 "О некоторых вопросах совершенствования структуры органов исполнительной власти Республики Коми" в целях совершенствования структуры органов в системе исполнительной власти Республики Коми Глава Республики Коми постановил реорганизовать Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми путем выделения из него Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Пунктом 4 данного Указа Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми определено в структуре органов исполнительной власти Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим переданные в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 33 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и статьей 6 Федерального закона "О животном мире" полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира, водных отношений, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Пункт 4 вступил в силу с 1 января 2018 года (абзац второй пункта 9 данного документа).
Постановлением Правительства Республик Коми от 24.08.2017 N 452 (ред. от 16.12.2017) "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" утверждено "Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми".
Пунктом 7 указанного постановления установлено, что Министерство является правопреемником Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, в части осуществления функций, переданных Министерству.
В соответствии с пунктом 3 Постановление также вступило в силу с 1 января 2018 года.
В подтверждение состоявшейся реорганизации Министерство представило выписку из единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой 13.12.2017 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в форме выделения, в качестве правопредшественника указано Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
С целью замены истца по делу в порядке процессуального правопреемства Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого определения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, а для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
По смыслу названной нормы процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с правопреемством в материальном правоотношении, произошедшем после возбуждения производства по делу в арбитражном суде.
Процессуальное правопреемство является следствием установления, прежде всего, факта выбытия стороны в материальном правоотношении.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекс Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В материалах дела содержатся сведения из ЕГРЮЛ согласно которой 13.12.2017 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Министерства в форме выделения, в качестве правопредшественника указано Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (л.д. 105-108).
Поскольку факт реорганизации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми путем присоединения к нему Комитета лесов Республики Коми, а также факт реорганизации Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в форме выделения из него Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми подтверждается материалами дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Министерства о процессуальном правопреемстве истца по делу.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на определение о процессуальном правопреемстве уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 23.04.2018 по делу N А29-2108/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекавери" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.