г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А21-11782/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Липняговой Е.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представитель Валигурская Т.Н. по доверенности от 01.01.2018 г.
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13299/2018) ООО "УК Центральное жилищное управление" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2018 г. по делу N А21-11782/2017 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по иску ООО "УК Центральное жилищное управление"
к АО "Янтарьэнерго"
3-е лицо: ОАО "Янтарьэнергосбыт"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центральное жилищное управление" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суда Калининградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Янтарьэнерго" (далее - ответчику) о признании действий по установке и допуску в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии не соответствующими нормам действующего законодательства.
Истец просит признать не подлежащими применению при расчетах за потребленную электроэнергию приборы учета, установленные в пос. Янтарный Калининградской области по адресам:
- ул. Обогатительная, д. 3, 4, 7
- ул. Пушкина, д. 3, 4, 5, 6,
- ул. Лермонтова, д. 3, 11,
- переулок Почтовый, д. 4,
- ул. Советская, д. 13, 28, 30, 33а, 41, 43, 46, 48, 51, 55, 57, 58, 60, 62, 74а, 78, 80, 82, 90, 104, 104а, 106, 110, 110в, 112, 116, 118, 120, 122, 125, 126, 128,
- ул. Береговая, д. 4, 9,
- ул. Лесная, д. 2б, 3, 7, 17.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2018 г. в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК Центральное жилищное управление" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, исковые требования удовлетворит в полном объеме.
В настоящем судебном заседании 11.07.2018 г. представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
11.07.2018 г. в канцелярию апелляционного суда поступило ходатайство истца о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
В силу части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Рассмотрев вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных документов, поступивших от истца 11.07.2018 г., апелляционный суд считает необходимым отказать в принятии дополнительных документов, не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляционного производства.
С учетом изложенного, дополнительные документы, поступившие от истца, возвращаются последнему с настоящим постановлением.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ответчик как сетевая организация оказывает услуги по передаче и распределению электрической энергии, в том числе в отношении перечисленных выше многоквартирных жилых домов.
Управление этими домами осуществляет истец.
В связи с тем, что истец не оснастил спорные дома ОДПУ, ответчик в рамках утвержденной инвестиционной программы провел мероприятия по оснащению многоквартирных жилых домов ОДПУ.
Допуск в эксплуатацию произведен также сетевой организацией.
Ссылаясь на то, что установку и допуск в эксплуатацию ОДПУ ответчик выполнил с нарушением требований действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционная коллегия считает доводы апелляционной жалобы необоснованными в силу следующего.
В пункте 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 5 Правил N 491, установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил.
В силу требований пункта 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Установка общедомовых приборов учета электрической энергии в МКД пгт. Янтарный производилась в 2016 году за счет средств АО "Янтарьэнерго" в целях развития коммерческих систем учета электроэнергии на территории Калининградской области в соответствии с инвестиционной программой АО "Янтарьэнерго" на 2014 - 2017 года, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 05.05.2012 г. N 231, приказом Минэнерго РФ от 14.06.2013 г. N 300, приказом Минэнерго РФ от 25.09.2014 г. N 643 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "Янтарьэнерго" на 2015 - 2019 г.г.", приказом от 25.09.2014 г. N 645, приказом Минэнерго РФ от 25.12.2015 г. N 1036 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "Янтарьэнерго" на 2016-2020 г.г." и паспортом инвестиционного проекта "Строительство "интеллектуальных сетей", утвержденным распоряжением Правительства РФ от 16.06.2014 г. N 1059-р.
В целях исполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ и реализации указанных выше Программ по установке приборов учета на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 27.05.2015 г. N 05-7 между АО "Янтарьзнерго" и ООО "Инфраструктурные инвестиции-3" был заключен договор аренды движимого имущества от 29.05.2015 г. N 396.
Предметом данного договора является передача ООО "Инфраструктурные инвестиции-3" (арендодателем) АО "Янтарьзнерго" (арендатору) по актам приема-передачи оборудования в объеме, установленном для технической площадки в плане аренды, во временное владение и пользование на условиях, предусмотренных договором. Обеспечение арендодателем проведения доставки, монтажа, тестирования, пусконаладки, ввода в эксплуатацию Оборудования и иных видов работ, определенных в техническом задании, до начала срока аренды, в различных населенных пунктах области, включая пгт. Янтарный.
В соответствии с договором общее количество передаваемого в аренду Оборудования в рамках проекта составляет более 67 000 Приборов учета и более 1 400 устройств сбора-передачи данных.
Указанные в иске ООО "Управляющая компания Центральное жилищное управление" дома, в том числе по ул. Обогатительная, д. 4, 3, 7, ул. Пушкина, д. 3, 4, 5, 6, ул. Лермонтова, д. 11, 3, переулок Почтовый, д. 4, ул. Пушкина, д. 3, 6, ул. Советская, д. 13, 28, 30, 33а, 41, 43, 46, 48, 51, 55, 57, 58, 60, 62, 74а, 78, 80, 82, 90, 104, 104а, 106, 110, 110в, 112, 116, 118, 120,122, 125, 126,128, ул. Береговая, д. 9, 4, ул. Лесная, д. 3, 17, 7, 26, оснащались общедомовыми приборами учета электроэнергии в период 2016 года.
АО "Янтарьэнерго" направило истцу уведомления о дате и времени допуска ОДПУ в эксплуатацию (исх. N N 165/16 от 15.09.2017,168/16 от 20.09.2017,130/16 от 26.06.2017,124/16 от 08.06.2017).
Ответы на направленные обращения от истца не поступили.
В соответствии с пунктом 150 Правил N 442 при неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Так, согласно указанному пункту Правил "...в случае невыполнения собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.
При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства.
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и Установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии ] (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Несмотря на то, что Общество письменно уведомило управляющую организацию о времени введения приборов учета в эксплуатацию, ООО "Управляющая компания Центральное жилищное управление" явку своих представителей не обеспечило.
Согласно пункту 154 Правил N 442 в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Процедура ввода в эксплуатацию приборов учета соответствует требованиям Постановления N 442, а именно п. 154, включая соблюдение требований о соответствии вводимого в эксплуатацию прибора учета установленным требованиям в части его метрологических характеристик.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. Акты, составленные по спорным домам, соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию (п. 154).
Таким образом, общедомовые приборы учета электроэнергии в домах, указанных истцом, были установлены в 2016 г. ввиду отсутствия допуска со стороны ООО "Управляющая компания Центральное жилищное управление" (отсутствие согласования мест установки ПУ) в местах максимально приближенных к границе балансовой истца и АО "Янтарьэнерго". С момента установки по настоящее время указанные приборы являются собственностью ООО "Инфраструктурные инвестиции-3" и находятся на его балансе.
Несмотря на то, что АО "Янтарьэнерго" производило установку и в настоящее время эксплуатирует приборы учета за счет собственных средств, никаких материальных требований ни истцу, ни собственникам многоквартирных домов, с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до настоящего времени не предъявлялось, что подтверждает тот факт, что нарушений прав управляющей организации, а также прав собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных жилых домах пгт. Янтарный, действиями АО "Янтарьэнерго" допущено не было.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования доводов и возражений сторон, а также представленных ими доказательств и подробно отражены в обжалуемом решении. Доказательств и доводов, позволяющих суду апелляционной инстанции прийти к иному выводу, ни материалы дела, ни апелляционная жалоба не содержат, в связи с чем, основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2018 г. по делу N А21-11782/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.