г. Москва |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А40-1210/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б. Красновой,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
ООО "Стадион "Спартак"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2018,
принятое судьей О.Ю. Немовой,
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-1210/18
по заявлению ООО "Стадион "Спартак" (ОГРН 1047796801920, ИНН 7709574093)
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
о признании недействительным постановления N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-17-419 от 20.12.2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ,
без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стадион "Спартак" (далее - ООО "Стадион "Спартак", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Москомстройинвест, административный орган) о признании недействительным постановления N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-17-419 от 20.12.2017 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2018 в удовлетворении указанного заявления отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Стадион "Спартак" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2018 не имеется.
Согласно части 2 статьи Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве), контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в силу подпунктов 1, 4.2.1, 4.2.2, 4.3. Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП, является Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест), к полномочиям которого также отнесено принятие - решений о рассмотрении в установленном порядке дел об административных правонарушениях, привлечении к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве, Москомстройинвест вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
Согласно Правилам, в приложении N 4 к отчетности застройщика содержатся сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, где указываются значения, определяемые в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика". Расчет указанных нормативов производится застройщиком на основании Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 30.11.2006 N 06-137/пз-н.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Стадион "Спартак" является застройщиком многоквартирных жилых домов (корпус 1 и корпус 2) со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., вл. 67 (далее - объект).
В рамках реализации проекта по строительству объекта ООО "Стадион "Спартак" оформлен договор аренды от 19.04.1993 N М-08-000130 земельного участка с кадастровым номером: 77:08:15001:064 и 77:08:15001:065, находящегося в федеральной собственности; ООО "Стадион "Спартак" выдано разрешение на строительство Объекта N RU77179000-010562 от 06.02.2015, срок действия продлен до 21.06.2018.
ООО "Стадион "Спартак" 31.07.2017 в Москомстройинвест представлена отчетность за II квартал 2017 года (вх. N 77-24-1/7-1485) об осуществлении своей деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства жилых домов (корпус 1 и корпус 2) со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., вл. 67.
Москомстройинвестом проведен анализ отчетности ООО "Стадион "Спартак" об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств- участников долевого строительства для строительства объекта, на предмет соблюдения требований законодательства о долевом строительстве за II квартал 2017 года.
По результатам анализа ежеквартальной отчетности ООО "Стадион Спартак" за II квартал 2017 года установлено, что норматив Н2 целевого использования средств составляет 6.241 (то есть более 1), что не соответствует требованиям пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика".
В связи с выявленными нарушениями и на основании пункта 9 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве застройщику ООО "Стадион "Спартак" выдано предписание от 14.08.2017 N 77-21-1359/7 о приведении норматива (Н2) целевого использования средств в соответствие с требованиями пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 (то есть норматив должен составлять не более 1) в срок до 30.09.2017 (по итогам формирования отчетности застройщика за III квартал 2017 года, подача которой предусмотрена до 30.10.2017).
ООО "Стадион "Спартак" 30.10.2017 в Москомстройинвест представлена отчетность за III квартал 2017 года об осуществлении своей деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства объекта (вх. N 77-24-1/7-2187).
По результатам анализа ежеквартальной отчетности ООО "Стадион Спартак" за III квартал 2017 года установлено, что норматив Н2 целевого использования средств составляет 5.376 (то есть более 1), что не соответствует требованиям пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика".
Таким образом, по результатам изучения отчетности административный орган пришел к выводу о том, что в установленный предписанием от 14.08.2017 N 77-21-1359/7 срок (до 30.09.2017) норматив (Н2) целевого использования средств в соответствие с требованиям пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.20016 N 233 застройщиком не приведен.
Неисполнение предписания от 14.08.2017 N 77-21-1359/7 образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании выявленного нарушения должностным лицом Москомстройинвеста в отношении ООО "Стадион "Спартак" в присутствии полномочного представителя составлен протокол от 06.12.2017 N 05-07-17-419-01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
20.12.2017 председателем Москомстройинвеста вынесено постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-17-419 о привлечении ООО "Стадион "Спартак" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из доказанности события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом правонарушения является лицо, обязанное в установленный срок выполнить законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Общества не нашло подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры по недопущению совершения правонарушения.
Исследовав обстоятельства дела, суд установил, что Общество имело возможность обеспечить соблюдение выполнение предписания, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
В качестве основания для признания оспариваемого постановления недействительным общество ссылается на то, что ООО "Стадион "Спартак" письмом сообщило в Москомстройинвест, что не представляется возможным исполнить предписание в установленный срок в связи с тем, что для приведения норматива Н2 в соответствие с действующим законодательством, застройщику необходимо либо уменьшить показатель Ан, то есть в безвозмездном порядке произвести отчуждение активов на сумму 19 873 817 294 руб., либо увеличить показатель Д на ту же сумму путем увеличения кредиторской задолженности, и оба изложенных варианта сопряжены с повышенным финансовыми и юридическими рисками, а также волеизъявлением третьих лиц. В этой связи ООО "Стадион "Спартак" просило продлить срок исполнения предписания до 31.12.2017.
Судом установлено, что данное письмо было рассмотрено административным органом при составлении протокола и при вынесении постановления с учетом иных имеющихся в материалах дела об административном правонарушении документов и обстоятельств.
Административный орган рассмотрев доводы общества, принял во внимание, что с даты подачи первой ежеквартальной отчетности застройщика 29.09.2015 ООО "Стадион "Спартак" норматив Н2 неизменно превышал установленное значение 1.
За предыдущие кварталы Москомстройинвестом неоднократно выдавались соответствующие предписания ООО "Стадион "Спартак" о приведении норматива (Н2) в соответствие с действующим законодательством (за III квартал 2016 года предписание от 14.12.2016 N 77-21-1409/6, за IV квартал 2016 года предписание от 26.05.2017 N 77-21-828/7), однако ООО "Стадион "Спартак" не предприняло мер для устранения указанного нарушения.
Суд согласился с административным органом, установив, что ООО "Стадион "Спартак" ежеквартально (начиная с I квартала 2015 года) заведомо нарушал действующее законодательство, и не предпринимал мер для приведения норматива целевого использования средств в соответствии с действующим законодательством.
В связи с чем, суд согласился с доводами административного органа об отсутствии оснований для продления срока исполнения предписания от 14.08.2017 N 77-21-1359/7.
Судом первой инстанции также справедливо отклонены доводы заявителя о неисполнимости предписания от 14.08.2017 N 77-21-1359/7, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2017 по делу N А40-175343/17 указанное предписание признано законным.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о законности, обоснованности принятого Москомстройинвестом постановления N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-17-419 от 20.12.2017 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Стадион "Спартак" требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы заявителя о том, что административное производство возбуждено при недоказанности события правонарушения, апелляционной коллегией отклоняются, как противоречащие материалам дела, в том числе, протоколу об административном правонарушении от 16.03.2018.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "Стадион "Спартак", свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2018 по делу N А40-1210/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Стадион "Спартак" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.