г. Челябинск |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А07-35782/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деевой Г.А.,
судей Лукьяновой М.В., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Иншаковой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2018 по делу N А07-35782/2017 (судья Проскурякова С.В.).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минсельхоз РБ, истец, податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Шакирову Азату Маратовичу (далее - ИП глава КФХ Шакиров А.М., ответчик) о взыскании суммы гранта в размере 158 400 руб., полученного на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства.
Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2017, 19.02.2018 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан, Шакирова Гульшат Шакировна (далее - Минфин РБ, Шакирова Г.Ш., третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2018 в удовлетворении исковых требований общества Минсельхоза РБ отказано (л.д. 115-127).
В апелляционной жалобе Минсельхоз РБ просит взыскать в пользу с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 158 400 руб., полученные в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
Апеллянт ссылается на то, что согласно п.1 договора от 21.08.2014 N 25-СЖФ ответчик получил грант на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства в размере 900 000 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан в сумме 450 000 руб., за счет федерального бюджета - 450 000 руб., на цели расходования, указанные в приложении N 1 к договору от 21.08.2014 N 25-СЖФ.
Согласно приложению N 1 к договору от 21.08.2014 N 25-СЖФ "План расходов" ответчик намеревался приобрести мини-трактор в количестве 1 шт. и овец в количестве 100 голов.
Однако проверкой, проведенной Минфином РБ, результаты которой отражены в акте от 14.10.2016 N 103-16, установлено, что ответчик не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности предоставления гранта, а именно: не приобрел мини-трактор и не приобрел овец в количестве 2 голов.
В связи с изложенным истец считает, что денежные средства в сумме 158 400 руб. (из них 79 200 руб. из федерального бюджета и 79 200 руб. из бюджета Республики Башкортостан) подлежат возврату, как неосвоенные.
От Минсельхоза РБ 05.07.2018 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с отраслевыми целевыми программами "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013-2015 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы", приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 29.04.2013 N 134 и действовавшим на тот момент приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 N168 "О реализации отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013-2015 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2013-2015 годов" (далее - приказ Минсельхоза РБ N 168) ИП главе КФХ Шакирову А.М. присвоен статус участника ведомственной отраслевой целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств Республики Башкортостан на период 2013 -2015 годы" (далее - статус участника программы "СЖФ", Программа "СЖФ" соответственно).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210) между Минсельхозом РБ и ответчиком заключен договор на оказание государственной поддержки в виде гранта от 21.08.2014 N25-СЖФ (далее - договор от 21.08.2014 N25-СЖФ; л.д. 11-13).
Согласно п.1 договора от 21.08.2014 N 25-СЖФ ответчик получил грант на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства в размере 900 000 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан в сумме 450 000 руб., за счет федерального бюджета - 450 000 руб., на цели расходования, указанные в приложении N 1 к договору от 21.08.2014 N 25-СЖФ.
В соответствии с п. 2.4 договора от 21.08.2014 N 25-СЖФ получатель гранта дает обязательство, в том числе:
- не допускать изменения плана расходов;
- в случае нецелевого использования полученного гранта и невыполнения показателей результативности предоставления гранта осуществить возврат полученных средств.
Согласно Плану расходов, являющемуся приложением к договору от 21.08.2014 N 25-СЖФ, за счет гранта ответчик предполагал приобрести овец породы Прекос в количестве 100 голов, минитрактор и оборудование в количестве 1 шт., произвести ремонт и переустройство фермы и складских помещений площадью 350 кв.м. (л.д. 13).
В обоснование исковых требований истцом указано, что проверкой, проведенной Минфином РБ, результаты которой отражены в акте от 14.10.2016 N 103-16 (л.д. 24-37), установлено, что ответчик не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности предоставления гранта, а именно: не приобрел мини-трактор и не приобрел овец в количестве 2 голов.
Таким образом, по мнению истца, ответчик в нарушение п. 2.4 договора от 21.08.2014 N 25-СЖФ изменил план расходов, допустив нецелевое использование бюджетных средств на сумму 158 400 руб. (из них 79 200 руб. из федерального бюджета и 79 200 руб. из бюджета Республики Башкортостан).
Минсельхоз РБ направил ответчику претензию от 14.04.2017 N ИФ-22-2697, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Возражая против удовлетворения исковых требований при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ответчик ссылался на то, что на выделенную сумму гранта в размере 900 000 руб. им приобретено поголовье домашнего скота (овец), выполнены работы по реконструкции фермы и хозяйственных построек в соответствии с утвержденным бизнес-планом, а позднее, уже на свои денежные средства, приобретен домашний скот (овцематки) и сельхозтехника, что подтверждается представленными в материалы дела договорами купли-продажи.
При этом ответчик указал, что неоднократно обращался с письмами о разрешении внесения изменений на покупку трактора более мощного и продуктивного, чем указывалось в бизнес-плане, но большей стоимостью.
Ответчик приобрел не новый трактор МТЗ мощностью 75 л.с., уложившись в заложенные расходы, в связи с этим обратился с заявлением о предоставлении возможности внести изменения в план расходов, при этом согласно выписке из протокола заседания Республиканской комиссии по отбору участников ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2016-2018 годов" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе К (Ф) Х РБ на 2016-2018 годы" от 20.02.2016 ИП главе КФХ Шакирову А.М. отказано во внесении изменения в план расходов в части распределения средств на приобретение мини-трактора, оборудования и на ремонту и переустройство.
Однако указанная выписка из протокола направлена ответчику только 29.05.2017, к этому моменту ответчик уже был вынужден приобрести необходимую технику и трактор.
Учитывая изложенное, ответчик полагает, что нецелевое использование суммы гранта в настоящем случае отсутствует, поскольку средства гранта использованы ИП главой КФХ Шакировым А.М. для приобретения более мощного трактора и направлены на улучшение работы фермерского хозяйства.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что со стороны ИП главы КФХ Шакирова А.М. не допущено нецелевого использования средств гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства; обстоятельства, указанные Минсельхозом РБ, не являются достаточным основанием для возврата полученного ответчиком гранта на развитие крестьянского фермерского хозяйства.
Денежные средства, полученные по договору от 21.08.2014 N 25-СЖФ, использованы ответчиком по целевому назначению, что подтверждается отчетами и документами, представленными в материалах дела.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается, соответственно, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717.
В целях реализации указанной Программы приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 29.04.2013 N 134 и действовавшим на тот момент приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 11.06.2013 N168 "О реализации отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013-2015 годы" и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2013-2015 годов" утверждены ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2013 - 2015 годов" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013-2015 годы".
Целью указанных программ является стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Задачи программ: обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств; обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств; стимулировать граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, на создание крестьянских (фермерских) хозяйств.
В целях софинансирования отдельных мероприятий программ развития сельского хозяйства Постановлением Правительства РБ от 29.06.2012 N 210 (ред. от 04.05.2016) утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка им устанавливаются цели, условия и порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее соответственно - грант; единовременная помощь) во исполнение государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан".
В соответствии с п. 2 Порядка главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляющим предоставление грантов и единовременной помощи в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Как установлено пунктом 15 Порядка перечисление гранта и единовременной помощи, предоставленных за счет средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляется с лицевого счета Минсельхоза РБ, открытого в Министерстве финансов Республики Башкортостан, на расчетные счета начинающих фермеров, открытые в кредитных организациях, в установленном порядке.
В соответствии с п. 17, 18, 22 Порядка для подтверждения целевого использования гранта и единовременной помощи начинающий фермер ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство копии документов, подтверждающих использование средств, согласно перечню, установленному Министерством.
Возврат гранта и единовременной помощи в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при их предоставлении, представлении недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия Минсельхозом РБ решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств начинающему фермеру направляется соответствующее письменное уведомление. Начинающий фермер в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
При отказе начинающего фермера от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Контроль за целевым использованием гранта и единовременной помощи осуществляет Минсельхоз РБ.
Как было указано в настоящем постановлении ранее, между Минсельхозом РБ и ответчиком заключен договор на оказание государственной поддержки в виде гранта от 21.08.2014 N 25-СЖФ (л.д. 11-13).
Согласно п.1 договора от 21.08.2014 N 25-СЖФ ответчик получил грант на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства в размере 900 000 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан в сумме 450 000 руб., за счет федерального бюджета - 450 000 руб., на цели расходования, указанные в приложении N 1 к договору от 21.08.2014 N 25-СЖФ.
В соответствии с п. 2.4 договора от 21.08.2014 N 25-СЖФ получатель гранта дает обязательство, в том числе:
- не допускать изменения плана расходов;
- представлять ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчёт об использовании средств фанта;
- в случае нецелевого использования полученного гранта и невыполнения показателей результативности предоставления гранта осуществить возврат полученных средств.
Согласно Плану расходов, являющемуся приложением к договору от 21.08.2014 N 25-СЖФ, за счет гранта ответчик предполагал приобрести овец породы Прекос в количестве 100 голов, минитрактор и оборудование в количестве 1 шт., произвести ремонт и переустройство фермы и складских помещений площадью 350 кв.м. (л.д. 13).
Факт предоставления ответчику Минсельхозом РБ на основании заключенного договора от 21.08.2014 N 25-СЖФ субсидии в виде гранта в размере 900 000 руб. подтверждается платежными поручениями от 27.08.2014 N 238690, от 27.08.2017 N 206101.
Проверкой, проведенной Минфином РБ, результаты которой отражены в акте N 103-16 от 14.10.2016, установлено, что ответчик не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности предоставления гранта, а именно: не приобрел мини-трактор и не приобрел овец в количестве 2 голов (л.д. 24-37).
Истец пришел к выводу, что указанные действия не соответствуют условиям договора от 21.08.2014 N 25-СЖФ.
Суд первой инстанции не согласился с позицией истца о нецелевом использовании средств гранта, указал, что обстоятельства, указанные Минсельхозом РБ, не являются достаточным основанием для возврата полученного ответчиком гранта на развитие крестьянского фермерского хозяйства.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенных проверок установлен факт приобретения домашнего скота и сельскохозяйственной техники и оборудования.
Так, в протоколе об административном правонарушении по делу от 15.05.2017 N АРБ/17-54 установлено, что согласно договору от 19.09.2014 N 15, заключенному с главой КФХ Альтдиновым Ф.А., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел домашний скот: 34 голов переярок на общую сумму 220 500 руб. (товарная накладная от 22.09.2014 N 15, платежное поручение от 02.09.2014 N 61 на сумму 220 500 руб.).
По договору от 20.08.2014 N 1, заключенному с ИП главой КФХ Ахмедьяновым И.М., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел домашний скот: ярочек в количестве 10 голов на сумму 73 500 руб., овец в количестве 3 голов на сумму 22 050 руб., итого на общую сумму 95 550 руб. (акт приема-передачи животных от 20.08.2014 N 1, квитанция от 20.08.2014 на сумму 95 550 руб.).
По договору от 02.10.2014 N 2, заключенному с ИП главой КФХ Ахмедьяновым И.М., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел домашний скот: ярочек в количестве 7 голов на сумму 51 450 руб., овец в количестве 5 голов на сумму 36 750 руб., итого на общую сумму 88 200 руб. (акт приема-передачи животных от 02.10.2014 N 2, квитанция от 02.10.2014 на сумму 88 200 руб.).
По договору от 01.11.2014 N 3, заключенному с ИП главой КФХ Ахмедьяновым И.М., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел домашний скот: ярочек в количестве 12 голов на сумму 88 200 руб., овец в количестве 1 головы на сумму 7 350 руб., итого на общую сумму 95 550 руб. (акт приема-передачи животных от 01.11.2014 N 3, квитанция от 01.11.2014 на сумму 95 550 руб.).
По договору от 04.12.2014 N 4, заключенному с ИП главой КФХ Ахмедьяновым И.М., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел домашний скот: ярочек в количестве 13 голов на сумму 95 550 руб. (акт приема-передачи животных от 04.12.2014 N 4, квитанция от 04.12.2014 на сумму 95 550 руб.).
По договору от 20.01.2015 N 5, заключенному с ИП главой КФХ Ахмедьяновым И.М., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел домашний скот: ярочек в количестве 13 голов на сумму 95 550 руб. (акт приема-передачи животных от 20.01.2015 N 5, квитанция от 20.01.2015 на сумму 95 550 руб.).
По договору от 10.02.2015 N 6, заключенному с ИП главой КФХ Ахмедьяновым И.М., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел домашний скот: ярочек в количестве 4 голов и баранов в количестве 2 голов на общую сумму 44 100 руб. (акт приема-передачи животных от 10.02.2015 N 6, квитанция от 10.02.2015 на сумму 44 100 руб.).
По договору подряда от 04.09.2015 N 1, заключенному между администрацией муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) и ИП главой КФХ Шакировым А.М. на выполнение ремонтно-строительных работ овцеводческой фермы на общую сумму 631 432 руб., согласно акту о приемке выполненных работ от 25.12.2015 N 1 Администрация выполнила, а ИП глава КФХ Шакиров А.М. принял выполненные работы согласно договору подряда от 04.09.2015 N 1 на сумму 631 431 руб. 84 коп.
По договору от 16.08.2015 N 1, заключенному с Губайдуллиным Р.А., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел сельскохозяйственную технику: тележка одноосная 2001 года выпуска на сумму 35 000 руб. (акт приема-передачи от 16.08.2015, квитанция от 16.08.2015 N 1 на сумму 35 000 руб.).
По договору от 20.11.2015 N 1, заключенному с Прониным С.С., ИП глава КФХ Шакиров А.М. приобрел сельскохозяйственную технику: трактор МТЗ-82 1990 года выпуска на сумму 228 000 руб. (акт приема-передачи от 10.03.2016, квитанций от 20.11.2015 на сумму 98 000 руб., от 20.12.2015 на сумму 80 000 руб., от 10.03.2016 на сумму 50 000 руб.).
Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела (л.д. 73-80-88), истцом при рассмотрении настоящего дела в суде первой и апелляционной инстанций не оспаривались.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанные выше договоры, квитанции, акты подтверждают целевое использование ответчиком выделенных средств.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что все затраты, произведенные ИП главой КФХ Шакировым А.М., свидетельствуют о направлении средств гранта на приобретение техники, оборудования и овец, реконструкции фермы.
Доказательств расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, равно как и доказательств, подтверждающих наличие безусловных оснований для расторжения соглашения и предъявления требования о возврате гранта, в материалы дела не представлено.
Кроме того, ответчик представил доказательства того, что им было направлено заявление в Минсельхоз РБ об изменении плана расходов в части распределения денежных средств, заложенных на приобретение 70 голов овец, на приобретение мини-трактора, оборудования, на ремонт и переустройство фермы.
Однако в ответе от 29.05.2017 N А3-22-3747 указанное заявление по внесению изменений в план было отклонено (л.д. 70).
Судом первой инстанции верно указано, что доводы Минсельхоза РБ о неисполнении ответчиком плана расходов и недостижении показателей результативности предоставления гранта, которые, с позиции истца, выразились в неприобретении мини-трактора определенной модели и овец в количестве 2 голов, само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств, полученных по соглашению.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании. Целью предоставления грантов является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Пермского края семейных животноводческих ферм, их строительство, комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта, установленная данным Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
Позиция истца основана на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского фермерского хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы финансирования крестьянского фермерского хозяйства.
В данном случае, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных во взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в государственной программе, достигнуты, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба истца не содержит доводов, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции и свидетельствовали об ошибочности обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2018 по делу N А07-35782/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.А. Деева |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.