г. Самара |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А49-12886/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2018 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Романенко С.Ш., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вишневской В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июля 2018 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" г. Самара
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 марта 2018 года, принятое по делу N А49-12886/2017, судья Гук Н.Е.,
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745), город Москва, в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 7 г. Пензы,
к акционерному обществу "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" г. Самара (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225), город Москва,
о взыскании 48 455 руб. 78 коп.,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922), город Москва,
с участием представителя истца Бабенко М.Е. (доверенность от 09.01.2018 г.)
установил:
Федеральное государственное бюджетной учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к акционерному обществу "Оборонэнерго" о взыскании задолженности по договорам на теплоснабжение в размере 44 954 руб. 52 коп. за период с 01.04.2017 г. по 31.05.2017 г., в т.ч.:
- по договору N 03-07-58-01-008 от 03.04.2017 г. на сумму 18 860 руб. 78 коп.;
- по договору N 03-07-73-01-066 от 03.04.2017 г. на сумму 6 938 руб. 72 коп.;
- по договору N 03-07-73-01-067 от 03.04.2017 г. на сумму 11 178 руб. 42 коп.;
- по договору N 03-07-73-01-068 от 03.04.2017 г. на сумму 7 967 руб. 60 коп.
Кроме того истец прости взыскать с ответчика пени в сумме 3 968 руб. 11 коп. (за период с 11.05.2017 г. по 22.09.2017 г.), а также пени за несвоевременное исполнение денежных обязательств по каждому из вышеназванных договоров с 23.09.2017 г. по день фактической оплаты долга на основании части 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 17.11.2017 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В отзыве на иск АО "Оборонэнерго" с исковыми требованиями истца не согласилось, отметило, что указанные в заявлении истца договоры являются незаключенными в связи с отсутствием установленного для истца регулятором тарифа в спорном периоде (для ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации тарифы на оказание услуг по Пензенской области установлены с 01.09.2017 г.). В связи с этим ответчик полагает, что истец обладает правом требовать плату за тепловую энергию только с момента установления соответствующего тарифа.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 09.01.2018 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Заявлением от 01.02.2018 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика:
- задолженность по договорам на теплоснабжение в размере 44 954 руб. 52 коп. за период с 01.04.2017 г. по 31.05.2017 г., из них по договору N 03-07-58-01-0008 от 03.04.2017 г. на сумму 18 860 руб. 78 коп.; по договору N 03-07-73-01-066 от 03.04.2017 г. на сумму 6 938 руб. 72 коп.; по договору N 03-07-73-01-067 от 03.04.2017 г. на сумму 11 178 руб. 42 коп.; по договору N 03-07-73-01-068 от 03.04.2017 г. на сумму 7 967 руб. 60 коп.;
- сумму пеней по всем договорам в сумме 3 617 руб. 97 коп. за период с 11.05.2017 г. по 22.09.2017 г.;
- пени за несвоевременное исполнение денежных обязательств по каждому вышеназванному договору с 23.09.2017 г. по день фактической оплаты долга на основании части 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Заявлением от 26.02.2018 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика:
- задолженность по договорам на теплоснабжение в размере 44 954 руб. 52 коп. за период с 01.04.2017 г. по 31.05.2017 г., из них по договору N 03-07-58-01-0008 от 03.04.2017 г. на сумму 18 860 руб. 78 коп.; по договору N 03-07-73-01-066 от 03.04.2017 г. на сумму 6 938 руб. 72 коп.; по договору N 03-07-73-01-067 от 03.04.2017 г. на сумму 11 178 руб. 42 коп.; по договору N 03-07-73-01-068 от 03.04.2017 г. на сумму 7 967 руб. 60 коп.;
- сумму пеней по всем договорам в сумме 3 501 руб. 26 коп. за период с 11.05.2017 г. по 22.09.2017 г.;
- пени за несвоевременное исполнение денежных обязательств по каждому вышеназванному договору с 23.09.2017 г. по день фактической оплаты долга на основании части 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2018 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" представило отзыв на иск, в котором своего отношения к требованиям истца не отразило.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26 марта 2018 года иск удовлетворен.
С АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" в пользу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации взыскан долг 44 954 руб. 52 коп., пени в сумме 3 501 руб. 26 коп. (за период с 11.05.2017 г. по 22.09.2017 г.), пени, начиная с 23.09.2017 г. по день фактического исполнения обязательства.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Пензенской области судебным актом, акционерное общество "Оборонэнерго" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей просьбы ответчик указывает на необоснованность доводов истца, поскольку договорных обязательств между сторонами не имеется, т.к. тарифы для истца в спорном периоде уполномоченным органом установлены не были.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Пензенской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 05.07.2018 г. принял участие представитель истца Бабенко Максим Евгеньевич, действующий на основании доверенности от 09.01.2018 г., выданной за подписью начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 8 (г.Самара) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ЦВО Теплянского П.В.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации создано приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. N 155, при этом его основной деятельностью является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 6 приказа на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность закрепить в установленном порядке на праве оперативного управления за ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации недвижимое имущество и особо ценное движимо имущество, необходимое для осуществления им основной деятельности.
28.04.2017 г. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 г. на территории Ульяновской области.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25.05.2017 г. N 06-54 установлен одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям истца на территории Ульяновской области в размере 1 702 руб. 38 коп. за 1 Гкал. Тариф установлен на период с 01.06.2017 г. по 31.12.2017 г.
02.05.2017 г. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 г. на территории Пензенской области.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.08.2017 г. N 65 установлен одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям истца на территории Пензенской области в размере 2 099 руб. за 1 Гкал. Тариф установлен на 2 полугодие 2017 года.
03.04.2017 г. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (теплоснабжающая организация) и АО "Оборонэнерго" (абонент) заключили договор на теплоснабжение N 03-07-58-01-008, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и/или теплоноситель, а абонент обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и/или теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
При заключении договора сторонами согласованы необходимые существенные условия договора теплоснабжения, установленные пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808.
Точки поставки определены сторонами в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленным между теплоснабжающей организацией и абонентом (приложение N 4 к договору), адреса точек поставки указаны в приложении N 1 к договору (Пензенская область, г.Пенза, п. Терновка, штаб, ГП N 23).
В соответствии с пунктом 2.2 договора тарифы на тепловую энергию и/или теплоноситель считаются согласованными сторонами и действующими с момента их утверждения и введения в действие уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Цена договора 162 439 руб. 13 коп. (в т.ч. НДС 18% - 29 239 руб. 04 коп.).
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчет стоимости полученной абонентом тепловой энергии и/или теплоносителя осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Оплата за фактически поставленную тепловую энергию осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8.2 договора).
В соответствии с актом от 30.04.2017 г. N 0000-001511 истцом ответчику поставлена тепловая энергия для нужд отопления за апрель 2017 г. на сумму 18 860 руб. 78 коп.
03.04.2017 г. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (теплоснабжающая организация) и АО "Оборонэнерго" (абонент) заключили договор на теплоснабжение N 03-07-73-01-066, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и/или теплоноситель, а абонент обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и/или теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
При заключении договора сторонами согласованы необходимые существенные условия договора теплоснабжения, установленные пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808.
Точки поставки определены сторонами в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленным между теплоснабжающей организацией и абонентом (приложение N 4 к договору), адреса точек поставки указаны в приложении N 1 к договору (Ульяновская область, Базарносызганский район, п. Б. Сызган, в/г N 1 РМЦ, зд. инв. N 52 (в помещениям S=180 кв.м.).
В соответствии с пунктом 2.2 договора тарифы на тепловую энергию и/или теплоноситель считаются согласованными сторонами и действующими с момента их утверждения и введения в действие уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчет стоимости полученной абонентом тепловой энергии и/или теплоносителя осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Оплата за фактически поставленную тепловую энергию осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8.2 договора).
В соответствии с актом от 30.04.2017 г. N 0000-002154 истцом ответчику поставлена тепловая энергия для нужд отопления за апрель 2017 г. на сумму 6 850 руб. 04 коп.
В соответствии с актом от 31.05.2017 г. N 0000-004984 истцом ответчику поставлена тепловая энергия для нужд отопления за май 2017 г. на сумму 88 руб. 68 коп.
03.04.2017 г. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (теплоснабжающая организация) и АО "Оборонэнерго" (абонент) заключили договор на теплоснабжение N 03-07-73-01-067, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и/или теплоноситель, а абонент обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и/или теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
При заключении договора сторонами согласованы необходимые существенные условия договора теплоснабжения, установленные пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808.
Точки поставки определены сторонами в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленным между теплоснабжающей организацией и абонентом (приложение N 4 к договору), адреса точек поставки указаны в приложении N 1 к договору (Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. К.Маркса, 39а, в/г N 2 мастерская, зд. инв. N 147.
В соответствии с пунктом 2.2 договора тарифы на тепловую энергию и/или теплоноситель считаются согласованными сторонами и действующими с момента их утверждения и введения в действие уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчет стоимости полученной абонентом тепловой энергии и/или теплоносителя осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Оплата за фактически поставленную тепловую энергию осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8.2 договора).
В соответствии с актом от 30.04.2017 г. N 0000-000178 истцом ответчику поставлена тепловая энергия для нужд отопления за апрель 2017 г. на сумму 11 178 руб. 42 коп.
03.04.2017 г. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (теплоснабжающая организация) и АО "Оборонэнерго" (абонент) заключили договор на теплоснабжение N 03-07-73-01-068, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и/или теплоноситель, а абонент обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и/или теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
При заключении договора сторонами согласованы необходимые существенные условия договора теплоснабжения, установленные пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808.
Точки поставки определены сторонами в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленным между теплоснабжающей организацией и абонентом (приложение N 4 к договору), адреса точек поставки указаны в приложении N 1 к договору (Ульяновская область, Инзенский район, р.п. Глотовка, в/г N 1 электростанция, зд. инв. N 295 (помещения S=291 кв.м.).
В соответствии с пунктом 2.2 договора тарифы на тепловую энергию и/или теплоноситель считаются согласованными сторонами и действующими с момента их утверждения и введения в действие уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчет стоимости полученной абонентом тепловой энергии и/или теплоносителя осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Оплата за фактически поставленную тепловую энергию осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8.2 договора).
В соответствии с актом от 30.04.2017 г. N 0000-002157 истцом ответчику поставлена тепловая энергия для нужд отопления за апрель 2017 г. на сумму 7 874 руб. 53 коп.
В соответствии с актом от 31.05.2017 г. N 0000-004986 истцом ответчику поставлена тепловая энергия для нужд отопления за май 2017 г. на сумму 102 руб. 07 коп.
Таким образом в спорном периоде истцом осуществлена поставка тепловой энергии ответчику, при этом в спорном периоде тарифы на тепловую энергию для истца установлены не были. Данное обстоятельство, как и объем поставленной энергии сторонами не оспариваются.
При расчете стоимости поставленной тепловой энергии истец применил тарифы, установленные для потребителей ресурсоснабжающей организации, которая ранее осуществляла снабжение тепловой энергией объектов ответчика - АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую им энергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию.
В силу пунктов 1, 2, 6 части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В спорный период основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию, а также основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию были предусмотрены Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075.
Пунктом 22 Основ предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Из совокупности изложенных норм следует, что тарифы на тепловую энергию устанавливаются исходя из тех производственных условий, в которых функционируют принадлежащие теплоснабжающей организации объекты по производству и передаче тепловой энергии (от которых зависит состав расходов (затрат) на производство и передачу тепловой энергии), и применительно к конкретным территориальным образованиям, в границах которых теплоснабжающая организация осуществляет свою деятельность (от которых зависит расчетный объем производства тепловой энергии за период регулирования). При этом тарифы устанавливаются так, чтобы обеспечить получение теплоснабжающей организацией необходимой валовой выручки от осуществления соответствующей деятельности и, вместе с тем, чтобы обеспечить соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. В этой связи все базовые величины, необходимые для расчета тарифов, определяются исходя из характеристик объектов по производству и передаче тепловой энергии, находящихся в законном владении теплоснабжающей организации на момент принятия тарифного решения.
По общему правилу теплоснабжающие организации получают оплату за тепловую энергию по установленным для них тарифам применительно к тем объектам по производству и передаче тепловой энергии, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок определения подлежащих применению тарифов и необходимой валовой выручки экономически обоснован и обеспечивает баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ было создано 02.03.2017 г. Необходимое имущество и теплогенерирующее хозяйство было передано истцу 31.03.2017 г. - 01.04.2017 г. С просьбой об установлении тарифов истец обратился своевременно (28.04.2017 г. и 02.05.2017 г.).
До создания ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ теплоснабжение объектов, принадлежащих АО "Оборонэнерго" осуществляло АО "Главное управление ЖКХ", для которого на первое полугодие 2017 года был установлен тариф на территории Пензенской области в размере 2 015 руб. 60 коп. за 1 Гкал, на территории Ульяновской области в размере 1 702 руб. 38 коп. за 1 Гкал.
Судом первой инстанции в оспариваемом решении правильно отмечено, что ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что после передачи истцу недвижимого имущества и теплогенерирующего хозяйства, условия эксплуатации данного имущества и затраты на производство тепловой энергии отличаются от условий эксплуатации и затрат на производство тепловой энергии от АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Учитывая отсутствие у истца в спорном периоде установленного тарифа при расчете стоимости поставленной в спорном периоде тепловой энергии обоснованно применены тарифы на аналогичные услуги, установленные в предшествующий период для организации, ранее осуществлявшей предоставление тепловой энергии на объекты ответчика.
Ранее Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации было определено, что в случае невозможности установления в спорный период тарифа на оказываемые истцом услуги посредством муниципального имущества, полученного по договору аренды, в силу пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно применять тариф на аналогичные услуги, установленные в отношении предприятия, ранее оказывающего эти же услуги на этой территории.
Согласно статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от обязательств не допустим.
Исходя из того, что обязанность произвести оплату потребленной тепловой энергии возложена на ответчика условиями договоров и положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца.
Обоснованы требования истца и о взыскании с ответчика пени за нарушение сроков оплаты потребленной тепловой энергии, поскольку в силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае просрочки исполнения обязательств должник обязан уплатить кредитору определенную денежную сумму - неустойку.
Пунктами 9.5 договоров теплоснабжения стороны определили, что за несвоевременную и (или) неполную оплату тепловой энергии ответчик обязан уплатить истцу пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
По правилам статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 марта 2018 года, принятое по делу N А49-12886/2017, оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" г. Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.