город Ростов-на-Дону |
|
11 июля 2018 г. |
дело N А32-23607/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2018 по делу N А32-23607/2017, принятое судьей Шепель А.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича
(ИНН 366300334355 ОГРНИП 304366307900192)
к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края (далее - администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство по заявлению от 27.12.2016, а также от 03.03.2017 на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Дедеркой, с кадастровым номером 23:33:1404003:46.
Заявленные требования мотивированы тем, что доказательств отнесения территории, на которой расположен спорный земельный участок, к зоне затопления не представлено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что доказательств соблюдения установленных требований заявителем при подаче заявлений о выдаче разрешений на строительство в уполномоченный орган, а также при рассмотрении настоящего дела не представлено.
Индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2018 отменить. В апелляционной жалобе предприниматель указывает, что в материалы дела не представлено доказательств того, что спорный земельный участок и относится к зоне затопления, а также, превышения глубины затопления. Также, предприниматель указал, что необходимость устройства защитных сооружений не является основанием отказа в выдаче разрешения на строительство, так как защитные сооружения являются объектами капитального строительства, следовательно, согласно ст. 51 ГрК РФ строятся на основании разрешения на строительство.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель ИП Берг О.В. является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 23:33:1404003:46, общей площадью 2 841 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Дедеркой, на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, заключенного по результатам торгов N 3300005907 от 21.12.2012 с администрацией муниципального образования Туапсинский район.
Указанный договор действует в течение 10 лет, до 21.12.2022 (п. 7.2 договора).
Согласно представленной в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке от 18.11.2014 N 243/12/14-1061607, земельный участок с кадастровым номером 23:33:1404003:46, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Дедеркой, ул. Совхозная, 47а, имеет вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.
27.12.2017 индивидуальный предприниматель Берг О.В. обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство сооружения, используемого для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 494,54 кв. м. на земельном участке с кадастровым номером 23:33:1404003:46, общей площадью 2 841 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Дедеркой, ул. Совхозная, 47 а.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район письмом N 47/032 от 16.01.2017 заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство сооружения, используемого для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Дедеркой, ул. Совхозная, 47 а.
Кроме того, заявителем 03.03.2017 в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район подано заявление от 03.03.2017 на строительство объекта индивидуального жилищного строительства площадью 74 кв. м., количество этажей - 2, на земельном участке с кадастровым номером 23:33:1404003:46, общей площадью 2 841 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Дедеркой, ул. Совхозная, 47 а.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район предпринимателю письмом N 650 от 16.03.2017 также отказано в выдаче разрешения на строительство сооружения, используемого для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Дедеркой, ул. Совхозная, 47 а.
Основанием для указанных отказов послужило нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:33:1404003:46 в границах территории, подверженной затоплению с периодичностью до нескольких раз в год, боковой и донной речной эрозии, морской абразии в соответствии с генеральным планом Шепсинского сельского поселения Туапсинского района.
Считая отказы в выдаче разрешения на строительство незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ввиду следующего.
Как установлено в части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно статье 51 Грк РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено в части 7 статьи 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома.
Частью 11 статьи 51 ГрК РФ предусмотрен порядок, согласно которому уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из материалов дела следует, что оспариваемые отказы мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:1404003:46 расположен в границах территории, подверженной затоплению с периодичностью до нескольких раз в год, боковой и донной речной эрозии, морской абразии в соответствии с генеральным планом Шепсинского сельского поселения Туапсинского района.
Основа правового режима земельных участков в городах и поселениях определяется градостроительным регламентом, который устанавливается правилами землепользования и застройки и обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ). Правила землепользования и застройки определяют виды разрешенного использования и предельные (минимальные и максимальные) значения размеров земельных участков.
В силу статьи 30 ГрК РФ Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В силу пункта 4 статьи 1 ГрК РФ под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Пунктом 14.6 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утверждены постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78) предусмотрено, что размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур в зонах возможного затопления (при глубине затопления не более 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты, запрещается по требованиям безопасности и возможных экологических последствий.
Предельные параметры земельного участка и разрешенного строительства определяются проектом планировки с учетом водоохранных ограничений.
Как следует из материалов дела, к заявлению на получение разрешения на строительство, в числе прочих документов, представлены кадастровый паспорт, градостроительный план спорного земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 23:33:1404003:46 относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
В пункте 2.4.4 градостроительного плана "Иные показатели" установлено следующее. В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ и постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 15.07.2009 N 1492-П "Об установлении ширины водоохранных зон и ширины пребрежных полос рек и ручьев, расположенных на территории Краснодарского края" на данной территории устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, а так же вводятся дополнительные ограничения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Из положений градостроительного плана земельного участка следует, что вышеуказанные мероприятия должны быть выполнены и закончены до начала строительства, в том числе до получения разрешительных документов на строительство объектов капитального строительства на спорном земельном участке.
Кроме того, в Приложении к чертежу градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования указано следующее: Согласно ПЗЗ Шепсинского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:33:1404003:46 расположен в территориальной зоне прочие земли (Р4), в водоохраной зоне, в границах II зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района. Согласно генеральному плану Шепсинского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края земельный участок находится в водоохраной зоне, на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая, что действующим законодательством установлен особый правовой режим земельных участков, расположенных в зоне возможного затопления, данное обстоятельство обоснованно было принято администрацией во внимание при вынесении оспариваемого решения.
Осуществляя функции уполномоченного органа исполнительной власти, обладающего соответствующей компетенцией в вопросах распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но и обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов и соблюдение норм действующего законодательства, направленных на охрану территорий, имеющих специальный правовой режим, предусмотрев возможность реализации разработанных мероприятий по охране окружающей среды, в том числе касающихся инженерной защиты территорий, подверженных затоплению.
С учетом установленных обстоятельств, положений представленного градостроительного плана, приведенных выше норм права, строительство объектов капитального назначения в зоне возможного затопления сопровождается проведением специальных защитных мероприятий, в том числе предполагает разработку проекта организации территории с учетом специальных защитных мероприятий, предотвращающих затопление территории, оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения.
В таблице 32 приложения 3 Приказа Минрегиона РФ от 28.05.2010 N 260 установлено, что работы по берегоукреплению входят в инженерную подготовку территории под жилищное строительство.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" входит обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод.
С учетом изложенного, поскольку предпринимателем не представлены доказательства выполнения работ по строительству берегоукрепления, организации территории с учетом специальных защитных мероприятий, предотвращающих затопление территории, судебная коллегия не усматривает оснований для признания незаконными отказов администрации в выдаче разрешения на строительство по заявлениям от 27.12.2016, от 03.03.2017.
Учитывая, что предприниматель не представил для получения разрешения на строительство все необходимые документы с соблюдением специальных требований, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2018 по делу N А32-23607/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23607/2017
Истец: Берг О В, Комарова С В
Ответчик: Администрация МО Туапсинский район
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9090/18
07.11.2018 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5636/17
11.07.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9205/18
12.04.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23607/17
24.10.2017 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5636/17
28.07.2017 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5636/17