город Ростов-на-Дону |
|
11 июля 2018 г. |
дело N А32-42799/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заинтересованного лица директора Силченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация "Вершина" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2018 по делу N А32-42799/2017 (судья Меньшикова О.И.) по заявлению Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация "Вершина" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - заявитель, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация "Вершина" (далее - заинтересованное лицо, общество) по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении N 09-1599-Ю-181-АЦ от 21.07.2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2018 требования департамента удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 21.07.2017 N 09-1599-Ю-181-АЦ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество не выполняет функций застройщика или технического заказчика и не имеет никакого отношения к утверждению или корректировке проектной документации.
Проектная документация, переданная обществу для производства работ, датирована 2015 годом и отражена в экспертном заключении ООО "Краснодарская негосударственная экспертиза" от 11.11.2015.
Заявитель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Строительная корпорация "Вершина" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание не явился представитель департамента, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва департамента, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом в ходе осуществления мероприятий по государственному строительному надзору на объекте капитального строительства "Многоэтажный дом со встроенными помещениями, автостоянкой и магазином с офисными помещениями по ул. Черниговская, 1 в г. Краснодаре, 3-й этап строительства", расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Черниговская, 1, было выявлено, что обществом осуществляется строительство объекта капитального строительства с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
Нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Нарушены требования СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции".
Исполнительная документация по монтажу наружных стен, внутренних перегородок, установке окон и дверей, монтажу кровли (установке металлоконструкций, кровельные работы), установке парапетов на балконах, установке остекления балконов не представлена, а также не представлена рабочая документация (Согласно проекта 178-2009-ОС "Проект организации строительства" порядок выполнения конструкций наружных и внутренних стен здания определяется в рабочих чертежах проекта на стадии "Рабочая документации" и должен обеспечивать последовательное выполнение работ с установкой при необходимости крепежных элементов, анкерных стержней, арматурных сеток и т.д.).
Нарушены требования проектной документации 10/06-1-АР "Архитектурные решения" лист 2 конструкция наружных стен состоит из легких стальных конструкций (ЛСТК) с заполнением пенобетоном М 250 с внутренней стороны облицован 2-мя слоями ГКЛ с наружной плита СМЛ с облицовкой декоративной плиткой.
В отступление от проектной документации наружные стены выполнены из ЛСТК, облицованы с наружной и внутренней стороны плитами ОСП с заполнением пенобетоном, с наружной стороны также укрывается теплоизоляционным материалом 35 мм с последующим оштукатуриванием по полимерной штукатурной сетке с последующим окрашиванием.
В блоксекции "литер А" ограждающие конструкции и перегородки выполнены из газоблока по оси 12 в осях А-Ж; наружные стены в переходах с лестничных маршей в лифтовые холлы выполнены из газоблока (фото N 2,3).
Откорректированная проектная документация, утвержденная в установленном законом порядке не предоставлена.
Нарушены требования проектной документации 10/06-1-АР "Архитектурные решения" лист 2 внутренние стены согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации тип 1 - Paromax 200 мм, тип 2 - ЛСТК с заполнением пенобетоном и облицовкой с двух сторон по 2 листа ГКЛ, перегородки тип 1 - ГВЛ с заполнением пенобетоном М-205 толщиной 100 мм, тип 2 Paromax 120 мм, тип 3 - мелкоштучный блок из легких бетонов 120 мм.
В отступление от проектной документации внутренние стены выполнены из ЛСТК с заполнением пенобетоном и облицовкой с двух сторон ОСП и ГКЛ, перегородки 120 мм по проекту выполняемые из мелкоштучного блока выполнены в большем объеме из ЛСТК с заполнением пенобетоном и облицовкой ОСП и мелкоштучным блоком (Волма-блок) (фото N 4,5).
Откорректированная проектная документация, утвержденная в установленном законом порядке не предоставлена.
Нарушены требования технического регламента "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N 384-ФЗ от 30.12.2009 года: выше второго этажа конструкции окон выполнены не со всеми открывающимися створками.
Нарушены требования пункта 6.2.2 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве": ограждение строительной площадки с козырьком в местах массового прохода людей и проезда автомобилей не выполнено.
Обществу в установленном порядке 17 мая 2017 года выдано предписание N 09-1599-Ю-40-АЦ об устранении нарушений законодательства.
С учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства в предписании был установлен срок устранения выявленных нарушений в 30 календарных дней со дня вручения указанного предписания. Предписание от 17 мая 2017 года N 09-1599-Ю-40-АЦ было получено директором общества в тот же день.
На основании приказа от 14 июня 2017 года N 09-629 должностным лицом департамента проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства "Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями, автостоянкой и магазином с офисными помещениями по ул. Черниговская, 1 в г. Краснодаре, 3-й этап строительства", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Черниговская, 1.
В результате указанной проверки консультантом отдела государственного строительного надзора по г. Краснодару Цыбенко А.А. установлено, что обществом требования предписания от 17 мая 2017 года N 09-1599-Ю-40-АЦ фактически не исполнены, нарушения законодательства не устранены, акты об устранении выявленных недостатков не оформлялись.
17 июля 2017 года консультантом отдела государственного строительного надзора по г. Краснодару Цыбенко А.А. был составлен акт проверки N 09-1599-Ю-536-АЦ, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, административным органом в отношении общества 21.07.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 09-1599-Ю-181-АЦ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 202 АПК РФ, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Согласно требованиям части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации в силу части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается, если такое отклонение вызвано необходимостью в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, и только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено и материалами административного дела, в том числе актом проверки от 17.07.2017 N 09-1599-Ю-536-АЦ, протоколом об административном правонарушении от 21.07.2017 N 09-1599-Ю-181-АЦ, подтверждается факт неисполнения обществом в установленный административным органом срок предписания от 17.05.2017 N 09-1599-Ю-40-АЦ, что образует объективную сторону правонарушения, установленного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина общества заключается в непринятии всех возможных мер по исполнению ранее выданного предписания административного органа.
Обществом предписание от 17.05.2017 N 09-1599-Ю-40-АЦ обжаловано не было.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены.
Административный штраф назначен в минимальном размере санкции части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и соразмерен характеру совершенного правонарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество является ненадлежащим субъектом административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, так как не выполняет функций застройщика или технического заказчика и не имеет никакого отношения к утверждению или корректировке проектной документации, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду того, что анализ представленных в материалы дела договоров генерального подряда N 1, N 2, N 3 от 27.10.2014, в том числе обязанностей общества как генерального подрядчика, выполняющего своими силами или привлекающего для выполнения подрядных работ третьих лиц, позволяет сделать вывод о возложении на общество обязанностей, нарушение которых указано в предписании от 17.05.2017 N 09-1599-Ю-40-АЦ.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2018 по делу N А32-42799/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.