г. Воронеж |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А48-6894/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Ушаковой И.В., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от Прокуратуры Орловской области в интересах муниципального образования "Залегощенский район Орловской области" в лице администрации Залегощенского района Орловской области: Жаркова В.Н., по удостоверению N 228670 от 15.06.2017;
от администрации Залегощенского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от крестьянского хозяйства "Мираж": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Залегощенского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.04.2018 по делу N А48-6894/2017 (судья Коровушкина Е.В.) по исковому заявлению Прокуратуры Орловской области (ОГРН 1025700836050) в интересах муниципального образования "Залегощенский район Орловской области" в лице администрации Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656496) к администрации Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656496), крестьянскому хозяйству "Мираж" (ОГРН 1025701656353) о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком и применении последствий недействительности сделки, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области (ОГРН 1025701656617),
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Орловской области обратилась в Арбитражный суд Орловской области в интересах Муниципального образования "Залегощенский район Орловской области" в лице администрации Залегощенского района Орловской области с иском к администрации Залегощенского района Орловской области, крестьянскому хозяйству "Мираж" (далее - КХ "Мираж") о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком от 07.09.2016, заключенного администрацией Нежнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области и крестьянским хозяйством "Мираж" в отношении земельного участка с кадастровым номером 57:14:0050401:66 по адресу: Орловская область, Залегощенский район, Нежнезалегощенское сельское поселение, восточнее д. Слобода, и применении последствий недействительности ничтожной следки в виде обязания крестьянского хозяйства "Мираж" в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда возвратить администрации Залегощенского района Орловской области земельный участок с кадастровым номером 57:14:0050401:66 по адресу: Орловская область, Залегощенский район, Нежнезалегощенское сельское поселение, восточнее д. Слобода.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области (далее - третье лицо, администрация поселения).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 20.04.2018 требования Прокуратуры Орловской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрации Залегощенского района Орловской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 20.04.2018, в связи с чем просит его отменить.
Прокуратура Орловской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции администрация Залегощенского района Орловской области, КХ "Мираж", администрация Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области явку своих полномочных представителей не обеспечили.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Прокуратуры Орловской области поддержал доводы, изложенные ранее в отзыве на апелляционную жалобу.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, пояснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 20.04.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Залегощенского района Орловской области - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 22.04.2016 КХ "Мираж" обратилось к главе администрации Нежнезалегощенского сельского поселения с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским хозяйством его деятельности земельного участка площадью приблизительно 30 га, расположенного восточнее д. Слобода (л.д. 31, т. 1).
Постановлением администрации Нежнезалегощенского сельского поселения от 27.07.2016 N 52 утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 157 508 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, Залегощенский район, Нижнезалегощенское сельское поселение, восточнее д. Слобода, номер кадастрового квартала 57:14:0050401, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (л.д. 17).
10.08.2016 данный земельный участок, площадью 157 508+/-2001,36 кв.м, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 57:14:0050401:66.
07.09.2016 Администрацией Нижнезалегощенского сельского поселения издано постановление N 59 о предоставлении указанного земельного участка в безвозмездное пользование главе крестьянского (фермеркого) хозяйства Комарову В.А. на срок 6 лет (л.д. 30, т. 1).
В этот же день между Администрацией Нижнезалегощенского сельского поселения (ссудодатель) и КХ "Мираж" (ссудополучатель) подписан договор безвозмездного пользования земельным участком (далее договор), в соответствии с п.п. 1.1,2.1 которого ссудодатель предоставил, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование сроком на шесть лет (с 07.09.2016 по 07.09.2022) земельный участок с кадастровым номером 57:14:0050401:66 для сельскохозяйственного использования. Договор является одновременно актом приема-передачи земельного участка (п. 1.2).
Государственная регистрация договора произведена 30.09.2016 (л.д. 12).
Ссылаясь на недействительность договора безвозмездного пользования земельным участком от 07.09.2016 в связи с нарушением при его заключении порядка информационного обеспечения процедуры предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, Прокуратура Орловской области обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
По смыслу приведенной нормы право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Право прокурора требовать признания недействительной сделки предполагает, что обращение с иском преследует цель защиты интересов публично-правового образования или общественных интересов и сопровождается соответствующим обоснованием того, какие публичные или общественные интересы являются нарушенными оспариваемой сделкой.
Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от 12.08.2016 N 57/16-138770 (л.д. 13, т. 1) и выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.07.2017 (л.д. 19-21) государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена.
Судом области установлено, что на дату заключения оспариваемого договора администрация поселения обладала полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории данного сельского поселения, в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого договора), с учетом утверждения правил землепользования и застройки Нижнезалегощенского сельского поселения решением Нижнезалегощенского сельского Совета народных депутатов от 14.12.2012 N43.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.01.2017 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, осуществляет Администрация Залегощенского района Орловской области.
В этой связи права и обязанности, вытекающие из договоров в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в силу закона перешли к администрации района.
Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 12 ФЗ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта РФ, на срок не более чем шесть лет.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 4 статьи 1 Закона Орловской области от 05.10.2015 N 1848-ОЗ "Об определении муниципальных образований Орловской области, на территории которых земельные участки предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в безвозмездное пользование" земельные участки, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Нижнезалегощенском сельском поселении Залегощенского района Орловской области, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет, в том числе для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает следующие действия:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьи 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
- подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 8 статьи 39.14 ЗК РФ также установлено, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.
Пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
И только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (пункт 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов.
Таким образом, императивными нормами статьи 39.14, 39.18 ЗК РФ установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, обеспечивающая соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и всех лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 11.01.2016 N ИА/90/16 официальным сайтом в сети Интернет является www.torgi.gov.ru.
В соответствии с Уставом Нижнезалегощенского сельского поселения уполномоченное печатное средство массовой информации определяется решением сельского Совета народных депутатов. По данным прокурора, такое решение Советом народных депутатов сельского поселения не принято.
Официальным печатным изданием на территории Залегощенского района Орловской области является газета "Маяк".
В нарушение статей 39.14, 39.18 ЗК РФ публикация извещения в связи с обращением КХ "Мираж" о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование ни на официальном сайте сельского поселения, ни в печатном издании газета "Маяк", ни на сайте www.torgi.gov.ru не была осуществлена, что не оспаривается администрациями поселения и района и подтверждено доказательствами по делу.
Как следует из письма Администрации Залегощенского района от 08.12.2017 N 4263, в аграрном комплексе Залегощенского района осуществляют производственную деятельность 14 сельскохозяйственных предприятий, а также 19 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (КХ "Каменка", КХ "Мираж", КХ "Рустам", КХ "Образцово", КХ "Пчелка" и др.) (л.д. 125-126, т. 1).
Таким образом, договор безвозмездного пользования с заявителем мог быть заключен только в случае отсутствия иных претендентов на получение этого же земельного участка, наличие (отсутствие) которых могло быть установлено только посредством проведения публичной процедуры публикации извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование.
При таких обстоятельствах, довод заявителя жалобы о том, что порядок, установленный статьей 39.18 ЗК РФ, применяется только при предоставлении земельных участков в собственность или в аренду и о неприменении к правоотношениям по предоставлению земельного участка в безвозмездное пользование, правомерно отклонен судом области как основанный на неверном толковании вышеуказанных норм.
Оснований для исключения порядка публикации извещения о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование закон не содержит.
Договор безвозмездного пользования земельным участком от 07.09.2016 обоснованно признан судом области недействительным.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пунктом 1 статьи 167 ГК РФ).
В абзаце 1 пункта 2 статьи 167 ГК РФ установлено, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку по оспариваемому договору пользование земельным участком осуществлялось на безвозмездной основе, в качестве последствий недействительности сделки суд области возложил на КХ "Мираж" обязанность по возврату Администрации Залегощенского района Орловской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу спорного земельного участка
Иных доводов, которым не была дана оценка со стороны суда первой инстанции, основанных на доказательственной базе, опровергающих вышеназванные выводы суда и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 20.04.2018 не имеется.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат. Администрации Залегощенского района Орловской области освобождена от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 20.04.2018 по делу N А48-6894/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Залегощенского района Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6894/2017
Истец: "Залегощенский район" Орловской области в лице Администрации Залегощенского района Орловской области, Прокуратура Орловской области
Ответчик: Администрация Залегощенского района Орловской области, Глава крестьянского хозяйства "мираж" Комаров Владимир Александрович, Крестьянское (фермерское) хозяйство "Мираж"
Третье лицо: Администрация Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области