г. Вологда |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А13-16256/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 июля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чапаева И.А., судей Виноградова О.Н. и Журавлева А.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Ждановой В.Н.,
при участии от Николаенко Лидии Валерьевны Кочнева Е.В. по доверенности от 30.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Николаенко Лидии Валерьевны на определение Арбитражного суда Вологодской области от 07 мая 2018 года по делу N А13-16256/2017 (судья Дмитриева Н.В.),
установил:
Арбитражным судом Вологодской области 06.10.2017 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Альфаметалл" (место нахождения: г. Вологда, пр. Победы, д. 99, кв. 6; ИНН 3525362990; ОГРН 1153525042373; далее - Общество, должник).
Решением суда от 24.11.2017 ликвидируемое Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждён Асташкин Алексей Фёдорович.
Конкурсный управляющий 22.01.2018 обратился в суд с заявлением об истребовании документов и материальных ценностей у бывшего руководителя должника Николаенко Л.В.
Определением суда от 07.05.2018 заявленные требования конкурсного управляющего удовлетворены. Суд обязал Николаенко Л.В. предать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника по состоянию на 15.11.2017, печати, штампы, материальные и иные ценности.
Николаенко Л.В с принятым судебным актом не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать. Мотивируя жалобу, апеллянт указал на направление в адрес конкурсного управляющего всей документации письмом от 09.04.2018, а также на отсутствие у него документов правопредшественника Общества - общества с ограниченной ответственностью "Юни-Ламан Шиппинг Эйдженси" (далее - Компания). Кроме того, Николаенко Л.В. указала, что не извещалась судом о рассмотрении обособленного спора.
Представитель Николаенко Л.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно пояснил суду, что часть документации должника также была направлена Асташкину А.Ф. курьерской фирмой ещё 16.02.2018.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по её передаче управляющему. Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ.
На конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о её взыскании (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве).
Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией.
Следовательно, действуя добросовестно и разумно, как требует пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий в целях обеспечения надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, должен принять меры по истребованию от бывших руководителя должника документов и материальных ценностей, в случае, если последними предусмотренная названным Законом обязанность не исполняется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Николаенко Л.В. с 24.02.2016 являлась руководителем Общества, впоследствии - ликвидатором Общества.
Вместе с тем в нарушение требований статьи 126 Закона о банкротстве соответствующая обязанность по передаче документации и материальных ценностей Общества конкурсному управляющему Николаенко Л.В. своевременно исполнена не была, что послужило основанием для обращения Асташкина А.Ф. в суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции конкурсным управляющим сообщено суду, что им получено почтовое отправление от должника, содержащее в себе договор поставки от 01.02.2016 N 27, несколько счетов-фактур, универсальный передаточный акт от 20.05.2016 и "ИНН" оригинал.
Иные документы Общества Асташкину А.Ф. не переданы.
В силу положений статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
Положениями статей 6, 7, 9 и 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учетё" определено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем экономического субъекта.
Невыполнение бывшими руководителем Общества требований положений Закона о банкротстве препятствует осуществлению процедуры, применяемой в деле о банкротстве к должнику, в том числе в целях обеспечения сохранности его имущества, формирования конкурсной массы, её реализации и удовлетворения требований кредиторов должника.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Асташкина А.Ф. о возложении обязанности на Николаенко Л.Ф. по передаче документации Общества конкурсному управляющему.
Довод апеллянта о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, что выразилось в ненадлежащем извещении ответчика о рассмотрении обособленного спора, отклоняется апелляционной коллегией как противоречащий материалам дела.
Согласно части 1 статьи 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются надлежаще извещенными арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган почтовой связи проинформировал суд.
Часть 6 статьи 121 АПК РФ возлагает на участников процесса, извещенных о нем, обязанность по принятию мер к получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Частью 4 статьи 123 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом; несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Частью 5 статьи 123 АПК РФ установлено, что в случае, если место нахождения или место жительства ответчика неизвестно, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному месту нахождения или месту жительства ответчика.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции приняты исчерпывающие меры по установлению места жительства ответчика, сведения запрошены в соответствующем подразделении по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (ответ - том 2, лист 73). В соответствии с ответом регистрирующего органа судебное извещение направлено судом первой инстанции по месту регистрации Николаенко Л.В., указанному ей также в апелляционной жалобе (том 2, лист 62).
При этом риск неполучения судебного извещения в данном случае возложен на адресата (часть 4 статьи 123 АПК РФ).
При таких обстоятельства судом первой инстанции не нарушено норм процессуального права в части извещения участвующих в деле лиц о назначенных по делу судебных заседаниях.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Из заявления конкурсного управляющего невозможно установить, какого рода материальные и иные ценности, а также какие штампы, по его мнению, должны были быть переданы ему бывшим руководителем Общества.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу, что конкурсный управляющий при обращении в арбитражный суд не представил доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что названные им в заявлении материальные ценности и штампы фактически имеются, однако необоснованно удерживаются бывшим руководителем Общества.
В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства того, что истребуемые конкурсным управляющим материальные ценности, штампы существовали в период деятельности ответчика в должности руководителя Общества и находятся у него.
Кроме того, согласно требованиям статьи 16 АПК РФ судебные акты должны отвечать критерию исполнимости, а при отсутствии достоверных сведений о фактическом наличии истребуемых ценностей и штампов судебный акт об обязании к их передаче не может быть исполнен.
Не отвечает критерию исполнимости и указание в резолютивной части обжалуемого определения суда на истребование документации должника, без указания на конкретный перечень такой документации, подробно изложенный Асташкиным А.Ф. в ходатайстве от 16.04.2018.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения ходатайства конкурсного управляющего об истребования материальных и иных ценностей должника, его штампов. Также в судебном акте надлежит указать конкретный перечень истребуемой документации согласно ходатайству Асташкина А.Ф. от 16.04.2018, за исключением слов "и др."; а также за исключением указанного в пункте 18 "регистрационного свидетельства", поскольку указанное наименование не содержит информации о том, какое свидетельство истребуется.
Также истребованию подлежит печать должника.
При этом вопреки доводам апеллянта в ходатайстве Асташкина А.Ф. от 16.04.2018 уже учтена передача части документации от Николаенко Л.Ф., направленной в адрес конкурсного управляющего почтой.
Апелляционный суд отмечает, что объективные препятствия для передачи отдельных документов могут быть учтены на стадии исполнения судебного акта.
Довод апеллянта об отсутствии у него документации правопредшественника Общества - Компании отклоняется, поскольку даже в случае непередачи документации бывшим руководителем Компании при реорганизации в форме присоединения 31.08.2016 у Николаенко Л.В. имелось достаточно времени для проведения обязательной инвентаризации вновь полученного актива и при необходимости восстановления документации Компании.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
отменить определение Арбитражного суда Вологодской области от 07 мая 2018 года по делу N А13-16256/2017, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Возложить на Николаенко Лидию Валерьевну обязанность передать в десятидневный срок конкурсному управляющего общества с ограниченной ответственностью "Альфаметалл" Асташкину Алексею Федоровичу следующую документацию:
1. Копии балансов, налоговых деклараций за период с 02.12.2015 по настоящее время, сделанные с экземпляров балансов с отметкой Федеральной налоговой службы, с приложениями отчета о прибылях и убытках, расчета налога на доходы, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации и ценным бумагам субъектов Российской Федерации, расчета налога с владельцев транспортных средств, сводного расчета земельного налога, сведений о рублевых счетах в банках и иных кредитных организациях, действующих на территории Российской Федерации, сведений о счетах в иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях, действующих на территории Российской Федерации и за рубежом.
2. Список всех счетов в банках и иных кредитных организациях, имеющихся в настоящее время и имевшихся за период с 02.12.2015 по настоящее время. Этот список должен содержать по каждому счету:
- все реквизиты счета;
- вид счета (рублевый, валютный, расчетный, ссудный, бюджетный);
- адреса банков и иных кредитных организаций (а также их филиалов, если счет открыт в филиале).
3. Копии выписок по всем счетам в банках и иных кредитных организациях с 02.12.2015.
4. Перечень всех арестованных счетов в банках и иных кредитных организациях, с указанием даты ареста.
5. Информацию о картотеках по всем счетам в банках и иных кредитных организациях с указанием реквизитов счета, суммы задолженности, с перечнем всех неоплаченных платежных документов, который должен содержать вид платежного документа, номер, дату, сумму, наименование кредитора.
6. Копии всех имеющихся актов (и заключений) налоговых, аудиторских и иных проверок за период с 02.12.2015 по настоящее время.
7. Копии всех актов инвентаризаций за период с 02.12.2015 по настоящее время; копии актов переоценки внеоборотных активов за период с 02.12.2015 по настоящее время.
8. Перечень кредиторов по состоянию на день представления, который должен содержать по каждому кредитору:
- наименование (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (для физических лиц);
- юридические и фактические адреса для юридических лиц, адреса места жительства для физических лиц;
- домашние (и рабочие) телефоны для физических лиц, контактные телефоны для юридических лиц;
- фамилии, имена, отчества директоров (руководителей) и главных бухгалтеров, их контактные телефоны;
- сумма задолженности, с выделением суммы основной задолженности и суммы задолженности по штрафам и пеням, убыткам, указанием даты возникновения задолженности;
- основания, по которым кредиторы предъявляют требования с приложением копий договоров, актов сверки расчетов, писем о признании долга, платежных требований, актов и переписки о проведении взаимозачетов для юридических лиц, бухгалтерских выписок по физическим лицам, работающим на предприятии, копий договоров с физическими лицами, расчета задолженности по налогам.
9. Перечень дебиторов по состоянию на день представления запроса, который должен содержать по каждому дебитору:
- наименование (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (для физических лиц);
- юридические и фактические адреса для юридических лиц, адреса места жительства для физических лиц;
- домашние (и рабочие) телефоны для физических лиц, контактные телефоны для юридических лиц;
- фамилии, имена, отчества директоров (руководителей) и главных бухгалтеров, их контактные телефоны;
- сумма задолженности, с выделением суммы основной задолженности и суммы задолженности по штрафам и пеням, с указанием даты возникновения задолженности;
- основания требований к дебиторам с приложением копий договоров, актов сверки расчетов, писем о признании долга, платежных требований, актов и переписки о проведении взаимозачетов для юридических лиц, копии документов, подтверждающих требования к физическим лицам.
10. Перечень всех дел, находящихся на рассмотрении арбитражных судов и судов общей юрисдикции, с участием предприятия в качестве ответчика, истца, третьего лица, с указанием номера дела, наименования и адрес суда, в котором рассматривается дело, полное наименование сторон по делу, сумма и содержание требований по делу, с приложением копий исковых заявлений и имеющихся судебных актов.
11. Перечень всех судебных и арбитражных дел с участием предприятия, решения по которым вступили в силу, исполнительные листы переданные в исполнительное производство с указанием номера дела, даты решения, даты исполнительного листа, наименования и адреса суда, в котором рассматривается дело, полное наименование сторон по делу, суммы и содержание требований по делу, взысканная сумма, какие инстанции были пройдены при рассмотрении дела, дата, когда решение вступило в силу, дата передачи исполнительного листа в исполнительное производство, наименование и адрес суда, где осуществляется исполнительное производство, фамилия, имя, отчество судебного пристава, контактный телефон с приложением копий исковых заявлений, решений и других судебных актов по делу, копий исполнительных листов.
12. Копии всех действующих и завершенных договоров за период с 01.01.2010 по настоящее время с приложением по каждому такому договору копий документов, подтверждающих исполнение или ход исполнения этих договоров:
- актов выполненных работ;
- актов приема-передачи имущества;
- платежных документов (на исполненных документах должна быть отметка об исполнении);
- актов сверки расчетов;
- актов и переписки о проведении зачетов;
- договоров уступки требования, перевода долга, новации и др.
13. Перечень основных средств с указанием по каждому объекту наименования, начальной и остаточной стоимости, процента износа (кроме объектов недвижимости).
14. Перечень объектов недвижимости, которыми предприятие владеет па праве собственности, хозяйственного ведения, по договору аренды, пользования, по другим договорам и основаниям, с указанием по каждому объекту наименования объекта, местонахождение объекта (адрес, территориальное расположение), площадь здания, сооружения, помещения, земельного участка, этажность зданий, назначение здания, сооружения, помещения, материалы, из которых выполнены конструкции зданий, сооружений, год постройки здания, сооружения, его состояние, начальной и остаточной балансовой стоимости здания, сооружения, процент износа, с приложением по каждому объекту копий документов, подтверждающих право предприятия на владение, пользование, распоряжение зданием, сооружением, помещением, земельным участком (договоры купли-продажи, аренды, пользования, свидетельства на право собственности, свидетельства о внесении в реестр собственности), копий планов земельных участков.
15. Перечень объектов недвижимости из числа тех, которыми предприятие владеет на праве собственности, хозяйственного ведения, по договору аренды, пользования, переданные во владение и пользование другим лицам по договорам аренды, пользования, по другим договорам и иным основаниям, с указанием по каждому объекту наименование объекта, местонахождение объекта (адрес, территориальное расположение), площадь здания, сооружения, помещения, земельного участка, назначение здания, сооружения, помещения, с приложением по каждому объекту копий документов, подтверждающих право других лиц на владение и (или) пользование зданием, сооружением, помещением, земельным участком (договоры аренды (субаренды), пользования, акты передачи зданий, сооружений и помещений).
16. Перечень транспортных средств (машин, механизмов и оборудования), принадлежащих предприятию, с указанием по каждому транспортному средству наименование транспортного средства, марки транспортного средства, года выпуска, пробега, состояния транспортного средства, реквизитов технического паспорта, с приложением копий технических паспортов по каждому транспортному средству.
17. Перечень транспортных средств, принадлежащих предприятию и переданных в аренду (пользование) другим лицам, с указанием по каждому транспортному средству наименования транспортного средства, марки транспортного средства, года выпуска, пробега, состояния транспортного средства, реквизитов технического паспорта, с приложением копий технических паспортов по каждому транспортному средству, копий договоров аренды, пользования, по которым транспортные средства переданы другим лицам.
18. Копии учредительных документов предприятия:
- устав, изменения и дополнения к уставу;
- учредительный договор, изменения и дополнения к учредительному договору;
- свидетельство о регистрации изменений и дополнений к уставу.
19. Описание структуры предприятия:
- перечень структурных подразделений, включая цеха, отделы (если таковые имеются), фонд заработной платы по каждому подразделению и в целом по предприятию;
- численность работников предприятия;
- перечень филиалов, представительств, территориально обособленных структурных подразделений с указанием адреса, фамилии, имени, отчества руководителя, контактного телефона, с приложением копий документов, подтверждающих описанную структуру, копий положений о филиале, представительстве, всех структурных подразделениях копии штатного расписания, копии документов и личные дела на всех сотрудников, работавших в организации, за все время существования.
20. Фамилии, имена, отчества, наименование должности, контактные телефоны всех членов коллегиальных органов управления, руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера предприятия, всех иных лиц, которым в соответствии с учредительными документами, или другим способом представлялось право первой и второй подписи на платежных документах, представляемых в банки и иные кредитные организации, право подписи на договорах и иных документах, за период с 01.01.2009 по настоящее время.
21. Перечень вложений в уставные и складочные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ, дочерние унитарные предприятия, членство и иное участие в некоммерческих организациях. Перечень должен содержать по каждому отдельному вложению:
- полное наименование юридического лица;
- организационно-правовая форма юридического лица;
- юридический и фактический адрес;
- фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера, их контактные телефоны;
- размер (доля, стоимость) вклада предприятия в капитал других лиц, вид, количество, номинал, общая стоимость акций, доля в уставном капитале, принадлежащая предприятию;
- информация об участии предприятия в органах управления этого юридического лица: наименование органа управления, должность, положение представителя предприятия, иная форма участия, количество голосов в данном органе управления, иная информация об участии предприятия в органах управления, в принятии решений.
Николаенко Лидии Валерьевне в десятидневный срок передать конкурсному управляющего общества с ограниченной ответственностью "Альфаметалл" Асташкину Алексею Федоровичу печати общества с ограниченной ответственностью "Альфаметалл".
В части истребования регистрационного свидетельства, материальных и иных ценностей отказать".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Чапаев |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16256/2017
Должник: ООО "АЛЬФАМЕТАЛЛ"
Кредитор: Общество с ограниченной ответственостью "Беон Мебель"
Третье лицо: ед. участник Николаенко Лидия Валерьевна, Отдел адресно-справочной работы УФМС по Вологодской области, а/у Асташкин Алексей Федорович, ГИБДД УВД по Вологодской области, ликвидатор Николаенко Лидия Валерьевна, МИФНС N 11 по ВО, Николаенко Лидия Валерьевна, НП "МСО ПАУ" в СЗФО, НП Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих ", Управление государственной инспекции по надзору за техническоим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области, Управление Федеральной службы гос регитсрации, кадастра, и картографии по ВО, УФССП по Вологодской области, ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области"