г. Москва |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А41-70957/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца - Пучкин А.В. по доверенности N 157 от 17.04.2018, Кузнецов Н.М. по доверенности N 184 от 15.05.2018,
от ответчика - Маханек И.П. по доверенности N 1,1-32/63 от 19.06.2018,
от 3-го лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГАЗПРОМ ПХГ" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2018 года по делу N А41-70957/17, принятое судьей Семёновой А.Б., по иску ООО "ГАЗПРОМ ПХГ" к Администрация Щелковского муниципального района, третье лицо: Министерство имущественных отношений МО об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГАЗПРОМ ПХГ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Щелковского муниципального района с требованиямиоб обязании Администрации Щелковского муниципального района Московской области заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 27.11.2009 N 16-1041/09 в предложенной истцом редакции (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2018 года по делу N А41-70957/17 в удовлетворении исковых требований ООО "ГАЗПРОМ ПХГ" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "ГАЗПРОМ ПХГ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "ГАЗПРОМ ПХГ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Газпром ПХГ" и Администрацией Щелковского муниципального района Московской области заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 27.11.2009 N 16-1041/09, предметом которого является земельный участок площадью 1655 кв. м с кадастровым номером 50:14:000000:136, который располагается под объектом "Подъездные железнодорожные пути к цеху глинистых растворов", адрес: Московская область, г. Щелково, ул. Буровая.
Срок действия договора: с 11.09.2009 по 11.09.2058 (пункт 2.1 договора).
Размер арендной платы определен в п. 3.5. договора, в соответствии с которым, он может быть изменен без согласования с арендатором в случае изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения базового размера арендной платы и коэффициентов к ним, перевода земельного участка в другую категорию земель или в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка.
При этом изменение размера арендой платы осуществляется путем направления Арендодателем уведомления в адрес Арендатора. Арендодателем ежегодно предоставлялись уведомления, на основании Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядке условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - "Постановление Правительства N 582"), в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.12.2010 N 626 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования" (далее - "Приказ N 626") порядок расчета арендной платы изменился.
Так, в соответствии с Приказом N 626 в отношении земельных участков, которые предоставлены для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются предельные размеры ставок арендной платы, утвержденные Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.12.2006 N 396.
Истец считает, что представленный арендодателем расчет арендной платы (уведомление от 11.01.2017 N 14.2/618) превышает установленный максимальный размер и, следовательно, противоречит положениям Постановления Правительства N 582.
Общество обращалось к арендодателю с требованием осуществить перерасчет арендной платы и привести ее размер в соответствие с действующим законодательством РФ (приложения N 5, 7), однако, 01.07.2016 обществом был получен отказ Арендодателя от внесения изменений в размер арендной платы. Из приложенного к отказу письма Министра имущественных отношений Московской области следует, что отказ в перерасчете обусловлен тем, что земельный участок является объектом недвижимого имущества, государственная собственность на который не разграничена, и поэтому к спорным отношениям подлежит применению порядок расчета арендной платы, установленный ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Истец обращался к ответчику с требованием заключить дополнительное соглашение к договору, однако, 06.03.2017 обществом был получен отказ, со ссылкой на то же письмо Министра имущественных отношений Московской области А.В. Аверкиева.
Полагая, что отказ арендодателя заключить дополнительное соглашение к договору не основано на законе и нарушает права и законные интересы ООО "ГАЗПРОМ ПХГ", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
ООО "ГАЗПРОМ ПХГ" обращался в Администрацию с письмом N 05/01-68/К о заключении дополнительного соглашения к договору о перерасчете арендной платы за Участок по ставкам арендной платы, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 626, с учетом п. 5 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, как объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
В связи с требованием истца осуществить перерасчет арендной платы, Администрация обратилась в Министерство имущественных отношений Московской области, с просьбой дать правовое заключено по вопросу расчета арендной платы за земельные участки.
Министерство имущественных отношений Московской области, рассмотрев обращение Администрации от 26.02.2016 N 172-01-Исх-2919И, направило в адрес Администрации ответ, в котором указало, что указанные ООО "Газпром ПХГ" нормативные правовые акты не подлежат применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с пунктам 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
По общим правилам пункта 2 статьи 1 ГК РФ применяемого во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора и приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013 года), в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Абзацем 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Московской области установление порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется положениями статьи 14 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон МО N 23/96-ОЗ).
Ставки арендной платы, установленные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 626, с учетом п. 5 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не применимы к спорным правоотношениям.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, Указанные Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации и находящиеся в собственности Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 626 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования.
Указанный Приказ также принят в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации.
Поскольку арендованный земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, к спорным правоотношениям подлежит применению порядок расчета арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие указанных Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в иске, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12.04.2018 по делу N А41- 70957/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.